Неплохой урожай собрали налоговики области за половину текущего года. Причём в бюджет региона – с гораздо меньшими долгами и недоимками, чем в федеральный.
Этой новостью поделилась на прошлой неделе с журналистами Елена Николаенко, руководитель Управления ФНС России по Брянской области.
В консолидированный бюджет, то есть в бюджеты всех уровней плюс во внебюджетные фонды Брянщина собрала без четверти восемь миллиардов рублей (7753,7 млн.). Это на 1,8% больше, чем за январь-июнь прошлого года. Задание государства выполнено и перевыполнено.
В Федеральный бюджет за полгода Брянщина отдала более двух с четвертью миллиардов рублей (2278,3 млн.), и это на восемь почти процентов больше, чем за те же шесть месяцев прошлого года.
В областной бюджет поступило почти 2,5 миллиарда (2171,7 млн.), в местные бюджеты – 880 миллионов рублей. Всё это вместе называется – поступления в бюджет территории, и общая цифра в чуть более трёх миллиардов превышает аналогичную прошлогоднюю цифру на 8,4 процента.
Кому интересно, вот какие налоги сформировали основную долю всей этой денежной массы в рублях:
Налог на добавленную стоимость (НДС) 1 млрд.600 млн. – 30,5%.
Налог на доходы физических лиц (НДФЛ) – 1 млрд..280 млн. – 24%.
Налог на прибыль – 1 млрд. – 19%.
Акцизы – 780 млн. – 14,6%.
А вот какие налоги и как кормят непосредственно родную область.
НДФЛ – 1 миллиард 280 миллионов – 42%.
Налог на прибыль – 700 миллионов рублей -- 30%.
Акцизы – 470 миллионов рублей – 15,4%.
Эти бюджетообразующие для региона налоги возросли на 17,5%.
Главным кормилец области – среднестатистический трудоспособный брянец – стал нынче зарабатывать на 23,2 процента больше. Судя по себе и ближайшему окружению – это чистая правда. Иначе как угнаться за инфляцией, удовлетворять растущие потребности детишек и помогать стареющим родителям? Без меры трудясь, мы с вами создаём и прибыль наших предприятий, с которых они платят соответствующий, второй по бюджетной важности, налог…
Если смотреть по видам деятельности, то бюджет в основном формируют те, кто производит еду, всевозможные напитки (в особенности, изменяющие сознание людей труда) и табачные изделия. Успешно кормят область производители цемента и кирпича.
Неизменно блистательно идут дела в торговле. Ремонтёры и починщики всего – от авто до босоножек также активно платят немалый налог. И замыкают перечисление кормильцев транспортники и связисты.
В заключение: собираемость налогов на Брянщине в январе-июне – 99 процентов. А за прошлогодние январь-июнь процентов этих было 97...
НЕДОИМКА
К страшным словам «задолженность» и «недоимка» пора относиться философски. Вы будете смеяться, но киньте снова взгляд на цифру налогов, собранных в консолидированный бюджет. Так вот сумма задолженности в него по налогам и сборам, пеням и штрафам почти такая же – семь миллиардов и почти 200 миллионов.
Федералам мы задолжали три с небольшим миллиарда, причём вырос долг на три процента.
А вот в регионе образовался должок нестрашный – 327 миллионов, причём задолженность снижены по сравнению с таким же периодом прошлого года на 0,7 процентов.
По местным налогам недобрали 327 миллионов, зато задолженность снижена на 17 процентов.
Главные должники – обрабатывающее производство, производство машин и оборудования, металлургическое производство, производство готовых металлических изделий и сельскохозяйственное производство. Да и ещё: не вполне налогоплатёжеспособно производство операций с недвижимостью.
Что создало долги в бюджет? Время бездействия - основные долги копятся по 15 лет, обрастая штрафами и пенями, в несколько раз превышающими в итоге «тело» долга. И фирмы-однодневки – их более трёх тысяч в области, что создаются на «раз-два», огребают прибыль и исчезают. Причём четыре из семи миллиардов задолженности бюджет не получит никогда – предприятия, «наработавшие» эту сумму сейчас на разных стадиях банкротства.
А ещё – психологический фактор, национальный менталитет: никто не соглашается платить налоги сразу. Только после выездной или камеральной (кабинетной) налоговой проверки и серьёзного наезда, вплоть до инициации банкротства.
Доска позора
ОАО «БМЗ» -- 45 миллионов долга,
ОАО «БМЗ-тепловоз» -- 10 миллионов,
ОАО «Ареал» -- 10 миллионов,
ООО «Стеклолит» -- 11,6 миллионов,
ФГУП№188 СМУ – 8,7 миллионов.
Доска почёта
«Брянский Арсенал»,
Управляющая компания БМЗ,
ПО «Стальзавод»,
«Брянконфи»,
«Портландцемент»,
«Дружба»,
Погарская сигаретная фабрика,
Брянскспиртпром,
Брянскэнерго.
Комментарий Аллы ТОЛМАСОВОЙ, юриста Центра развития демократии и прав человека.
ВСЕГДА БЕССИЛЬНЫЙ ВИНОВАТ
Что, на мой взгляд, плохо в нашей налоговой системе? Она запутанная. В первой части Налогового кодекса статья 3, которая называется очень хорошо "Основные начала законодательства о налогах и сборах". Это замечательная статья. Именно в ней написано, что налоги должны быть экономически обоснованными, что все налогоплательщики равны перед законом. В статье написано, что все неустранимые сомнения и противоречия всегда толкуются в пользу налогоплательщика.
Что на практике? Если налогоплательщик в чем-то не прав, скажем, при уплате налогов, не прав, когда в дальнейшем спорит с налоговой инспекцией, - налогоплательщик за свою неправоту расплатится по полной ставке. Всем расплатится.
Но! Если в вашей организации к кому-то пришла налоговая проверка, и налоговые инспекторы, которые вас проверяют, и руководитель или заместитель налоговой инспекции, который потом будет подписывать решение о налоговой проверке, если все эти люди кругом не правы? Если они не понимают законодательства, сознательно используют не в пользу налогоплательщика какие-то неточности и неясности? Если они не умеют думать и считать? Если решение, которое подписал руководитель налоговой инспекции, кроме смеха ничего ни вызывает? То этим людям не будет ничего. Вот безобразие в чем.
А если в организацию приходит налоговая проверка, то вероятность близка к 100%, что в организации будут найдены нарушения налогового законодательства. Не потому, что организация пытается уклониться, скрыть что-то. Даже если там хороший экономист и бухгалтер, что-нибудь они все равно сделают не так, потому что учесть всех тонкостей, деталей, определений, нюансов физически невозможно.
Ответственность должна быть - и того, кто платит налоги, и того, кто проверяет. Налоговый инспектор должен понимать, что если он своими действиями нарушает умышленно или по неосторожности (а это незнание) грубо нарушает права налогоплательщика, из-за этого нарушения налогоплательщик несет убытки, страдает. А это не только деньги, но и нервы, слезы, болезни. Ты персонально должен нести за это ответственность тоже по полной программе. А у нас получается игра в одни ворота. Это очень плохо.
Здесь ничего не продвигается, с этой точки зрения. Налоговый инспектор, что бы не вытворял на вашей территории, все может делать безнаказанно. Предположим, организация понесла ущерб. Предположим, этот ущерб отсудит, но за этот ущерб будет расплачиваться бюджет.
С РАЗОРВАННЫМ ЛОКТЁМ
Почему сложилась такая система налогообложения, такие налоговые отношения, которые не устраивают решительно никого? Злого умысла уж точно тут нет. Я вообще не разделяю теории заговоров.
Пожалуй, корень вот в чём. Если немного поучаствовать в процессе принятия любого налогового закона, то начинаешь понимать, почему так происходит. Некоторая лоскутность, рваность, нелогичность происходит из-за чего? На мой взгляд, очень большой недостаток российской правовой системы в целом, не только законов о налоге, - отсутствие цивилизованного лоббирования. У нас разрабатывали закон о лоббистской деятельности, но так и похоронили проект этого закона. Если года два года назад на эту тему что-то говорили, то сейчас и говорить на эту тему перестали.
Как в жизни происходит? Я, конечно, немножко утрирую. Группа экспертов-специалистов написала какой-то проект закона. Дальше этот проект начал путешествовать по разным экспертам, комитетам Государственной думы. В числе экспертов в министерствах и ведомствах, которые связаны с этим законопроектом, в комитетах Государственной думы, среди депутатов есть люди, которые обладают разной, может несколько вульгарное слово, пробивной силой. Я хочу, чтобы вы правильно меня поняли. Я не говорю о подкупах, взятках и т. д. Эта пробивная сила зависит от многих вещей. Если мы возьмем обсуждение тех же самых налоговых законопроектов в Комитете по бюджету и налогам. Этот комитет громадный. Но в этом комитете есть более и есть менее авторитетные люди.
Я, например, занимаюсь проблемами налогообложения некоммерческого сектора, я отслеживаю разработку проектов законов. Попадается мне проект закона, я вижу какие-то вещи, которые, на мой взгляд, скажутся плохо на развитии некоммерческих организаций. Если мне и моим коллегам удастся убедить в этом кого-то из людей, которые обладают большой пробивной силой, то наша поправка может пройти. Если удастся убедить кого-то, кто такой пробивной силой не обладает, он может быть на комитете и выскажет, но его никто слушать не станет. А есть люди, которых там слушают всегда. И в результате получается, что пока все эти проекты разрабатываются, они теряют гармонию. Почему? Потому что люди разной весовой категории продавливания того или иного, они продавливают разные вещи. Что-то добавляется, что-то отменяется. Принимают не очень хорошую норму, проходит вопль: ой, какой кошмар! - раз, заплатку надо поставить на это место - нехорошее место получается. Проходит еще какой-то период, появляется опять какая-то продавливающая сила, которая, вполне возможно, действует из благих побуждений. Но опять происходит перекос, опять надо заплатку положить.
И вот так все налоговое законодательство у нас и строится. Оно строится из отдельных кусков. Но не потому, что нет каких-то специалистов. Налоги - это не только экономика, это во многом та самая политика. То же самое распределение денег между центром и субъектами Российской Федерации. Отменить все региональные и местные налоги, все абсолютно собирать в федеральный бюджет, а потом распределять на места - как сразу изменится вся политическая жизнь в стране. Ведь это не экономика, а политика.
ПОДОХОДНАЯ НЕСПРАВЕДЛИВОСТЬ
Хочу обратить ваше внимание вот на что. Если вы будете писать об НДФЛ, по старому – «подоходный налог», имейте в виду, что он очень несправедливый. Это мое личное мнение. А несправедливый налог портит образ государства в глазах человека.
Что несправедливого в этом налоге? Вот пример. Есть необлагаемый минимум дохода этим налогом. Какой доход может получать человек для того, чтобы этот налог не платить? 600 рублей. Так называемый налоговый вычет. Почему это несправедливо? А кто знает, какой у нас прожиточный минимум сейчас? Что получается? Человек, который получает доходы, которых ему хватает только для того, чтобы не умереть с голоду, этот прожиточный минимум, тем не менее, обязан с этого дохода, с прожиточного минимума, платить налог на доходы физических лиц. Это плохо, не логично.
Те 13% ставки НДФЛ, подоходного налога, которым так гордится наше государство, на самом деле это возмутительно. По подоходному налогу, безусловно, должна быть прогрессивная шкала налогообложения, потому что наличие прогрессивной шкалы налогообложения это и есть истинное равенство. Тот, кто получает мало, тот и платит небольшую часть от полученного. Тот, кто получает больше, платит большую часть. Кто получает очень много, тот платит еще большую часть. Я дальше всего от идеи все отобрать и разделить. Конечно, такие налоги как в Швеции, в России не приживутся, но есть золотая середина.
На самом деле что, на мой взгляд, важно? Не будут убегать от налогов и не нужны будут меры налогового администрирования, когда налоги будут экономически обоснованными и справедливыми. В нашей налоговой системе ей не хватает экономического обоснования под определением самой суммы налогового бремени. Чего еще не хватает нашей налоговой системе - это простоты и понятности.
А пока всё так, как в стихотворении Игоря Иртенева:
Петляет в тумане дорога,
То тут пропадая, то там.
Я вновь ухожу от налога,
И вновь он за мной по пятам.
Удастся ли с помощью Божьей
Им меня к ногтю прижать
Иль мне его хватки бульдожьей
Опять повезет избежать?
Свинцом наливаются ноги,
Глаза застилает мне пот.
И надо платить бы налоги,
Но что-то внутри не дает.

Елена ВОРОБЬЕВА, г. Брянск. Газета "Брянское время", № 20 (986), 5 августа 2005 г.

|