НОВЫЕ РУССКИЕ ФИЗИКИ
Автор: Грушевский Дмитрий
Регион: Волгоград
Тема:  Экономика
Дата: 10.08.2005

Невмешательство государства обеспечило инновационный прорыв в одном небольшом городе.

Благодаря пассивности государства Научно-производственная фирма из города Димитровграда (Ульяновская обл.) создала и запустила в серию прибор учета расхода жидкости и автоматизированные системы диагностики промышленного оборудования, которые не имеют аналогов в мире и считаются лидерами по надежности, эффективности и стоимости в своих классах. ЗАО «ПромСервис» сделало ставку на собственные научные разработки и создание эффективной системы управления качеством.

Люди в белом

— Цены на коммунальные услуги растут, но платежи нашей фирмы, благодаря внедрению собственных разработок, — уменьшаются, — знакомит нас с погодным контроллером температуры начальник отдела маркетинга ЗАО «ПромСервис» Александр Колесников. — 40% тепла экономит. Правда, есть опасение, что массовое внедрение такой техники вынудит коммунальщиков резко поднять цены на тепло и воду. Пока они могут не обращать внимания на издержки, вызванные потерями в дырявых трубопроводах, лишь благодаря огромным объемам потребления. Если же все станут экономить, что им останется делать? Или срочно придется трубы менять!

Одно из достижений димитровградцев — прорыв в области расходометрии, совершенный в середине 90-х годов. Компания спроектировала и внедрила первый в мире расходомер жидкости с электромагнитным съемом сигнала. Устройство работает по принципу счетчика частоты вихрей, которые срываются с тела обтекания проходящим потоком. При этом прибор состоит лишь из трех элементов — магнита, электрода и электронного блока. Но за простотой конструкции стоит уникальная научная разработка, аналогов которой в мире не было. В 90-х годах над вихревым расходометром работали специалисты Аргоннской национальной лаборатории Управления энергетическими исследованиями США. Но, прокорпев над ним более 10 лет, признали идею тупиковой и свернули работы. Зато ВЭПС — так назвали димитровградцы свое детище — благодаря дешевизне и надежности начал энергичное шествие по России и СНГ. Сейчас доля компании на рынке занимает до 30%.

Помог опыт, наработанный научными кадрами «ПромСервиса» в советской атомной промышленности. В 1992 году начало предприятию положила небольшая группа физиков-романтиков, работавших до этого над проблемами безопасности ядерной энергетики в знаменитом НИИ атомных реакторов (НИИАР). С началом реформ большая наука оказалась не в почете, и четверо ученых, теперь учредителей ЗАО «ПромСервис», вынуждены были сменить белые халаты физиков на пиджаки бизнесменов. К успеху шли спотыкаясь, но связь с наукой решили не прерывать. К тому же НИИАР оказался неисчерпаемым источником высококвалифицированных кадров. Фирма выбрала два направления деятельности: энергосбережение и диагностирование промышленного оборудования.

Сначала новые русские физики создали систему вибродиагностики оборудования роторного типа под операционную систему DOS, но спроса она не нашла: в ту пору потребители — крупные промышленные предприятия — были озабочены проблемой выживания. Тогда основатели «ПромСервиса» решили заняться услугами и монтажом оборудования, производимого другими предприятиями, в том числе иностранцами.

— Занимаясь монтажом, мы поняли, что приборы учета пользуются спросом, — говорит один из основателей «ПромСервиса», директор по маркетингу Анатолий Митин, — и приступили к разработке принципиально нового расходомера жидкости.

Для реализации проекта нужны были деньги. Их приходилось зарабатывать на чем угодно, ходили даже по квартирам и красили ванны. Кстати, это оказалось весьма доходным, но скучным для людей от науки бизнесом. Зато на «ванные» деньги димитровградцы разработали и сертифицировали свой уникальный ВЭПС.

Восточный базар

Ситуация на рынке приборов учета расхода энергии и воды напоминает восточный базар — десятки производителей предлагают сотни изделий. Одних только теплосчетчиков около 350 наименований. Поэтому успех игроков рынка во многом зависит от развития дилерской сети и уровня сервисных услуг.

По мнению директора ООО «Тепломер» (г. Волгоград) Петра Шаповала, для предприятий, ведущих монтаж приборов учета, наиболее предпочтительны изготовители, которые предложат лучший сервис, быстрее устранят неисправности. Монтажная организация при этом окажется перед потребителями в более выгодном положении, чем конкуренты.

— Нас никто толком не знал, к тому же наше производство находится вдали от основных потребителей и крупных транспортных узлов, — говорит А. Митин. — Даже ВЭПС, который сочетает в себе предельную простоту и может работать с любыми теплоносителями, поначалу продавался с трудом. Поэтому ставка была сделана на тесные отношения с клиентом. Было время, когда мы выезжали к потребителям по любому требованию — обучали, как устанавливать наши приборы, ремонтировать и поверять.

К тому же оказалось, что недостаточно просто предложить приборы потребителю. Чтобы успешно реализовать их, нужно предоставить комплексное решение проблемы, выявить слабые места, по которым энергия улетает «в трубу», а затем предложить методы экономии. Для этих целей на «ПромСервисе» был создан отдел энергоаудита. Количество командировок было огромным, но принятые меры привели к тому, что приборы стали брать на пробу, а потом ВЭПСы стали разлетаться, как горячие пирожки. За год производство увеличилось в несколько раз. Но и после такого отчаянного рывка «ПромСервис» продолжал расширять дилерскую сеть, открывал новые сервисные центры.

Вскоре стало ясно, что к растущему числу потребителей не наездишься и было решено приглашать их к себе на семинары. Выяснился и вовсе невероятный факт: оказалось, что в России нет обучающих центров, где бы выдавался документ государственного образца, который подтверждал право персонала работать с приборами коммерческого и промышленного учета воды и энергоносителей. И это притом, что работа с ними подлежит лицензированию, и при получении лицензии предъявляются серьезные требования к персоналу. Кто-то показывал диплом инженера-электрика, а кто-то — корочки слесаря КИПиА. Поэтому следующим шагом стала реализация программы подготовки дипломированных специалистов на базе Ульяновского государственного технического университета.

— Организация курсов и конференций — это наш маркетинговый ход, — признался А. Митин, — хотя мы готовим специалистов по обслуживанию не только наших приборов, но и изготовленных конкурентами.

Когда проснется желтый дракон?

Сегодня на российском рынке приборов водоэнергоучета и сбережения господствуют отечественные производители, хотя до дефолта 98 года ситуация была иной — преобладала продукция западных компаний — «Асвега», «Данфосс», «Камструп». Когда рухнул рубль, и цены на импорт выросли в разы, потребители поняли, что отечественная продукция не только не уступает западным образцам, но и во многом лучше ее. Как ни странно — этому отчасти способствовало низкое качество воды и теплоносителей в российских водопроводах. Отечественные приборы изначально проектировались под спартанские условия работы, в то время как импорт заточен чуть ли не под дистиллированную воду. Тот же ВЭПС, например, с успехом измеряет расход раствора калийных солей, которым в Москве боролись с гололедом.

Впрочем, в ближайшие годы опасным конкурентом может стать Китай. Пока ему мешает технологическое отставание от российских производителей, которые к тому же при отсутствии какой-либо протекции со стороны государства поднаторели в жестокой конкурентной борьбе между собой, обладают уникальным научным потенциалом и гибкими технологиями. Что подтверждается созданием в России за короткое время приборов и систем коммерческого учета тепла, которых в Советском Союзе вообще не существовало.

— Как правило, китайцы начинали осваивать то или иное производство с копирования продукции лидеров, — отмечает председатель совета директоров, технический директор ЗАО «ПромСервис» Сергей Ещенко. — Однако слепое копирование, например, при изготовлении ВЭПС, если не учитывать тонкости технологии — не соблюсти остроту кромок, качества сварки, магнитопроводности трубопровода и т. д., приводит к тому, что прибор теряет технические характеристики.

Впрочем, по словам С. Ещенко, пока копированием в основном грешат именно российские производители. Китай же представлен на рынке российскими фирмами, которые используют производственные возможности и дешевую рабочую силу этой страны и под своей маркой ввозят в Россию самые простые механические расходомеры, используя демпинговые цены.

— Напрямую китайцы нам не конкуренты, — говорит С. Ещенко, — но они сильны в электронике и могут занять нишу электронных блоков. При этом они плохо знакомы, например, с теплосчетчиками. Но, учитывая возможности Китая быстро вторгаться на свободные рынки, можно предположить, что они в короткое время освоят и это производство.

Чтобы продукция продолжала лидировать на рынке, по мнению С. Ещенко, необходимо делать ставку на научные, конструкторские и технологические разработки, продолжить работу над улучшением качества продукции. Одно время «ПромСервис» переживал нелучшие времена именно из-за проблем с качеством. Например, ВЭПС по прошествии времени становился негерметичным, случались отказы электронного блока. Опыт, который предприятие вынесло, — для достижения успеха мелочей не существует. Прежде всего была выстроена и сертифицирована система управления качеством по ИСО 9001 и немецкой DAR. Для устранения негерметичности прибора была изменена конструкция корпуса, применено принципиально новое внутренне покрытие и даже изменена внешняя окраска.

А проблему с электроникой решили путем подбора поставщиков, внедрения входного-выходного контроля, современных технологий пайки плат в печах. Были применены новые решения и в конструкции электрода.

Наличие собственной научной базы и мощного отдела научно-технических разработок дает «ПромСервису» еще одно конкурентное преимущество — возможность создавать уникальную единичную продукцию под конкретные технологии.

— Если появляется заказ, под который не подходит наша серийная продукция, мы можем быстро решить и эту задачу, — говорит С. Ещенко. — Например, не раз приходилось делать приборы, которые работают в залитых водой колодцах, так называемые «подводные ВЭПСы».

А тем временем, поднимающиеся с колен промышленные предприятия вспомнили о системах диагностирования промышленного оборудования. Это дало толчок к развитию второго наукоемкого направления работы «ПромСервиса».

— Есть множество параметров — всего 450 показателей, по которым можно определить неисправность самого сложного оборудования, в том числе и на атомных реакторах, что помогает предотвращать аварии, — рассказывает директор по автоматизации ЗАО «ПромСервис» Анатолий Мынцов. — Мы изучили процессы, происходящие при эксплуатации оборудования, используем математический аппарат для их анализа и создаем под задачи диагностики приборы и новейшее программное обеспечение. Все это позволяет комплексно анализировать состояние оборудования, точно указывать место, где существует дефект, и с высокой степенью вероятности рассчитывать время его выхода из строя или степень развития неисправности на заданную дату. Появилась возможность составлять графики обследования и ремонта оборудования.

— А что делать? Конкуренты не дают расслабиться!

Системы виброконтроля и вибродиагностики, созданные на «ПромСервисе», используют 50 крупных предприятий — «АвтоВАЗ», «ГАЗ», «Магнитогорский металлургический комбинат» и другие.

Линейка расширяется

Еще одна специфическая черта российского рынка, которую отмечают его участники, — исторически или в угоду интересам местных чиновников в регионах отдают предпочтение тому или иному типу приборов, хотя по закону право на жизнь имеет любая сертифицированная техника.

— Мы занимаемся установкой приборов учета для ЖКХ, бюджетных организаций, — говорит заместитель генерального директора ООО «Самойленко и К0» (г. Самара) Станислав Евдокимов. — Основное требование заказчиков — невысокая стоимость оборудования. Однако не всегда есть возможность удовлетворить эти требования, поскольку некоторым продавцам энергоносителей выгодно иметь некое единообразие и они навязывают потребителям тот или иной тип прибора.

Вторая проблема — государство все чаще предпринимает попытки зарегулировать рынок.

В прошлом году один американский и два японских профессора (Майкл Портер, Хиротака Такеути, Марико Сакакибара) проанализировали корни конкурентоспособности продукции Страны восходящего солнца. Выяснилось, что успеха добились исключительно те отрасли, где регулирование и протекционизм со стороны правительственных министерств был минимальным либо, что еще лучше, отсутствовал. «Вмешательство правительства искажает экономическую активность компаний, повышает затраты, снижает их гибкость и, в конечном итоге, понижает конкурентоспособность...» — считает исследовательское трио.

Аналогичной позиции придерживается д.э.н. Григорий Явлинский. На семинаре Клуба региональной журналистки он отметил, что главная задача правительства — не столько создавать технограды, сколько снимать административные барьеры и максимально минимизировать налоговый пресс там, где уже рождаются инновации и есть потенциал экономического роста.

По признанию руководства «ПромСервиса», в трудные додефолтовские годы предприятию пришлось противостоять матерым западным производителям, но при этом государство не пошевелило и пальцем, чтобы защитить отечественных приборостроителей, например, ввозными таможенными пошлинами.

Впрочем, ЗАО «ПромСервис» адаптировалось и к некоторым требованиям региональных властей: чтобы выйти на региональные рынки, где господствуют электромагнитные или ультразвуковые приборы, а не вихревые (основная продукция предприятия), решили расширить линейку производимой продукции. В Самаре было создано совместное предприятие «Прамер», на котором выпускаются электромагнитные и ультразвуковые расходомеры, датчики давления, теплосчетчики, контроллеры погодного регулирования и другая продукция.

В компании считают, что освоение более широкой линейки продукции необходимо и для продолжения высоких темпов развития — научный и кадровый потенциал позволяет это делать. И тут, чтобы не оказаться в аутсайдерах, важно не упустить преемственность научной школы. «Маркетинг — не самая сильная наша сторона, — говорит председатель совета директоров Сергей Ещенко. — Для нас важно развитие научной базы за счет потенциала собственных инженеров, программистов, конструкторов». На «ПромСервисе» признают, что кадры, вышедшие из советской науки, начинают стареть, поэтому здесь разработана программа привлечения одаренной молодежи и подготовки высококлассных инженеров и менеджеров. Она предусматривает бесплатное обучение в вузах за счет предприятия и даже предоставление жилплощади. «Хотя у нас не самая высокая зарплата, но талантливая молодежь к нам идет, — они хотят заниматься наукой. От молодых мы ждем разработок XXI века, и вскоре они появятся», — пообещал Сергей Ещенко.

  

Дмитрий ГРУШЕВСКИЙ, Владимир ЕЛЬНИКОВ, г. Волгоград. Газета «Деловое Поволжье», № 30 (623), 10 августа 2005 г.

 



Бронирование ж/д и авиабилетов через Центр бронирования.
 


Формальные требования к публикациям.
 

   Новости Клуба

   Публикации

   Стенограммы

   Пресс-конференции


RSS-каналы Клуба





Институт Экономики Переходного Периода

Независимый институт социальной политики