МАКРОЭКОНОМИКА: ВЛАСТЬ ХОЧЕТ ДЕБЮРОКРАТИЗИРОВАТЬСЯ
Автор: Сипров Вадим
Регион: Самара
Тема:  Дебюрократизация экономики
Дата: 23.12.2002

Герман Греф прокомментировал закон о государственной регистрации юридических лиц

Федеральное правительство намерено максимально облегчить деятельность предпринимателей. Одно из направлений - создание простых и удобных условий для регистрации предприятий. Упрощение этих механизмов должно стимулировать развитие малого и среднего бизнеса и сузить почву для коррупции. 1 июля 2002 года вступил в силу федеральный закон "О государственной регистрации юридических лиц". Это один из трех законов, составивших первый пакет по дебюрократизации экономики, разработанный министерством в 2001 г. Министр экономики Российской Федерации Герман Греф дал "факту" комментарии по поводу содержания закона.

- Герман Оскарович, что из себя представляет пакет законов о дебюрократизации экономики?

- Это три закона, которые был и подписаны в один День - 8 августа 2001 гола. Но первый из них - Федеральный закон "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора)" вступил в силу сразу же после его официального опубликования - 11 августа 2001 г. Второй - "О лицензировании отдельных видов деятельности” начал действовать с 11 февраля 2002 г. Полгода отсрочки были необходимы для принятия постановлений Правительства Российской Федерации, устанавливающих условия лицензирования каждого конкретного вида деятельности, указанного в федеральном законе. В соответствии с этим законом лицензируются 120 видов деятельности, которые не подлежат уточнению или детализации ни в каких других нормативных правовых актах. Третий – “О государственной регистрации юридических лиц” № 129-ФЗ. Для того чтобы этот закон заработал, потребовался почти год. Было необходимо запустить механизм регистрации, построенный по совершенно иному правовому принципу, чем тот, который действовал до сих пор.

- Каков новый механизм регистрации?

- Его можно охарактеризовать как уведомительный с использованием принципа “одного окна”.

Уведомительный - значит, что документы, подаваемые для регистрации, не подлежат предварительной проверке на их соответствие действующему законодательству. "Одно окно" - в отношении постановки на учет в различных инстанциях нового юридического лица регистрирующий орган выполняет все необходимые операции сам, а заявитель приходит для регистрации, во-первых, только в один орган государственной власти, а во-вторых, делает всего "два шага": первый - чтобы подать документы, и второй - чтобы забрать документ, подтверждающий факт регистрации. Более того, законом также предусмотрена возможность подачи документов на регистрацию по почте: собрал необходимый комплект документов и отправил почтовым отправлением. Об этом гласит пункт 1 статьи 9.

Хочу обратить внимание еще на одно важнейшее достижение новой системы регистрации - создание единого государственного реестра юридических лиц, информация из которого будет открыта и доступна для любого пользователя. То, что я рассказал, это СУТЬ нового механизма.

Важнейшее достижение новой системы регистрации - создание единого государственного реестра юридических лиц, информация из которого будет открыта и доступна для любого пользователя

- Как правильно пользоваться Федеральным законом "О государственной регистрации юридических лиц": какие необходимы документы, кто будет регистрировать, предусмотрены ли основания для отказа в регистрации и какие

они, кто и какую несет ответственность?

- Сведения о каждом юридическом лице есть часть государственного реестра. Следовательно, набор этих сведении унифицирован, и это - "анкета" юридического лица (смотри статью 5).

С юридическим лицом в процессе его "жизни" может произойти реорганизация или ликвидация - все изменения должны быть отражены в реестре.

Итак, первое - регистрация при создании. Перечень необходимых документов определен в статье 12 и является исчерпывающим. Он не подлежит уточнению в подзаконных актах или в законах субъектов Российской Федерации. Это прямая норма федерального закона. Более того, в законе прямо указывается, что регистрирующий орган не вправе требовать другие документы, кроме документов, установленных этим законом. Об этом гласит пункт 4 статьи 9. Однако следует отметить: для отдельных видов юридических лиц законом предусмотрен специальный порядок регистрации. Но об этом ниже. Итак, перечень документов для регистрации включает заявление о государственной регистрации. В заявлении подтверждается, что все сведения, представленные для государственной регистрации, достоверны и учредительные документы соответствуют установленным законодательством Российской Федерации требованиям к учредительным документам юридического лица данной организационно-правовой фирмы. Обращаю внимание: подпись заявителя на указанном заявлении должна быть нотариально удостоверена. Также необходимо решение о создании юридического лица в виде протокола, договора или иного документа в соответствии с законодательством Российской Федерации. Кроме того, требуются учредительные документы юридического лица (подлинник и или нотариально удостоверенные копии), выписка из реестра иностранных юридических лиц соответствующей страны происхождения или иное равное по юридической силе доказательство юридического статуса иностранного юридического лица – учредителя, а также документ об уплате государственной пошлины.

- Хорошо, пакет документов собран и либо представлен в регистрирующий орган лично, либо по почте, а дальше?

- В любом случае регистрирующий орган должен выдать расписку в получении документов. Дата в расписке должна совпадать с датой получения документов, и это будет та дата, от которой отсчитываются 5 рабочих дней для проведения регистрации. Через 5 дней, в соответствии со статьей 8, регистрирующий орган обязан принять решение о регистрации либо об отказе в таковой. И в случае положительного решения на следующий день выдает или направляет заявителю соответствующий документ, подтверждающий факт регистрации.

- Возможен ли отказ в регистрации?

- Да, но только по тем основаниям, которые указаны в законе, в статье 23. Это - либо неполный комплект документов, уже мной перечисленных (напоминаю: статья 12). Либо - представление документов в ненадлежащий регистрирующий орган. Все, других основании нет, и данная норма также имеет прямое действие.

Закон отслеживает всю жизнь юридического липа

- Что такое "ненадлежащий регистрирующий орган"?

- В соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 17 мая 2002 года № 319 полномочия по государственной регистрации юридических лиц возложены на Министерство но налогам и сборам Российской Федерации.

Однако, как уже было отмечено, для отдельных видов юридических лиц в статье 10 закона установлен специальный порядок регистрации. Это касается кредитных организаций, религиозных и общественных объединений. Для них "одно окно" - это, соответственно, Банк России и Минюст России. Комплект документов, отвечающий необходимым требованиям (это уже специальное законодательство), представляется в Банк или Минюст, и регистрационное свидетельство выдается также Банком или Минюстом. В этом случае в связи с тем, что данные виды юридических лиц носят характер социально-рисковых организации, в отношении их установлен иной порядок регистрации (с предварительной проверкой и другими сроками).

Итак, с регистрацией при создании мы разобрались. Но этот закон, как я уже говорил, отслеживает всю жизнь юридического лица. Второе (возможное) обращение в регистрирующий орган - реорганизация или изменения в учредительных документах. Смотрите статьи 14 и 17 закона. Я не буду перечислять сейчас все документы, которые следует представить. Тот, кто прошел регистрацию, с перерегистрацией справится. То же касается и ликвидации. Это статья 21.

То, что я хочу перечислить, - это содержание позиций государственного реестра в отношении конкретного юридического лица. Обратимся к статье 5 закона.

В реестре должны быть данные о наименовании (в том числе фирменном для коммерческих организации), причем как на официальном языке - русском, так и на том языке, которым будет пользоваться данное юридическое лицо, копии учредительных документов юридического лица. Далее указывается организационно-правовая форма и адрес (местонахождение) постоянно действующего исполнительного органа юридического лица.

- С "юридическим адресом" связаны две проблемы: во-первых , его получение, во-вторых, нередко по нему нелегко найти действующее юридическое лицо... Зачем нужна информация, которой невозможно реально воспользоваться? Она не представляет интереса ни для субъектов рынка, ни для государства.

- Поэтому в законе используется адрес (местонахождение) постоянно действующего исполнительного органа юридического лица, а в случае его отсутствия - иного органа или лица, имеющего право действовать от имени юридического лица без доверенности. Поэтому тому адресу и будет осуществляться связь с юридическим лицом.

Далее, в реестре указываются способ образования или способ прекращения деятельности юридического лица (создание, реорганизация или ликвидация): сведения об учредителях юридического липа: сведения о правопреемстве - для юридических лиц, созданных в результате реорганизации иных юридических лиц, для юридических лиц, в учредительные документы которых вносятся изменения в связи с реорганизацией, а также для юридических лиц, прекративших свою деятельность в результате реорганизации: дата регистрации изменений, внесенных в учредительные документы юридического лица.

Также в реестре будет содержаться информация о размере указанного в учредительных документах коммерческой организации уставного капитала (складочного капитала, уставного фонда, паевых взносов пли другого); фамилия, имя, отчество и должность лица, имеющего право без доверенности действовать от имени юридического лица, его паспортные данные или данные иных документов, удостоверяющих личность: идентификационный номер налогоплательщика при его наличии: а также информация о лицензиях, полученных юридическим лицом.

Такова "анкета" юридического лица.

- Итак, набор данных полон и, соответственно, закономерен вопрос: все ли они открыты для всеобщего пользования?

- Да, согласно статье 6, за исключением паспортных данных физических лиц и их идентификационных номером налогоплательщиков. Эти сведения могут быть предоставлены исключительно по запросам органов государственной власти в соответствии с их компетенцией.

Практически все болевые точки устранены - перечень документов установлен, срок - 5 дней, можно общаться с органом власти по почте. И с 1 июля 2002 гола - все это работает. Обращаю внимание тех, кто зарегистрирован до вступления этого закона в силу. В соответствии с пунктом 3 статьи 26 закона необходимо перерегистрироваться. Срок перерегистрации - шесть месяцев. Если в установленный срок вы не перерегистрируетесь, это будет основанием для принятия судом решения о ликвидации юридического лица по заявлению регистрирующего органа. Той же статьей закона определено, какие документы необходимо представить для перерегистрации. Как видите, все несложно. И, наверное, я повторяюсь, но в данном случае это только на пользу: задействуйте возможность почтового отправления, не тратьте время на очереди в регистрирующем органе и собственно, не создавайте их.

Одно из важнейших достижений нового законодательства, направленного на дебюрократизацию экономики - это нормы прямого действия. Как написано федеральном законе, так н должно быть. Не могут данные нормы уточняться или дополняться никакими другими нормативными правовыми актами более низкой правовой силы. Внести изменения в нормы этого закона можно, только разработав и приняв такой же федеральный закон. Любые дополнительные требования к набору документов, изменение сроков регистрации - это нарушение федерального закона.  

Вадим СИПРОВ, Самара, «Факел» (приложение к журналу «Босс»), № 6 (23), июль 2002 г.

 



Бронирование ж/д и авиабилетов через Центр бронирования.
 


Формальные требования к публикациям.
 

   Новости Клуба

   Публикации

   Стенограммы

   Пресс-конференции


RSS-каналы Клуба





Институт Экономики Переходного Периода

Независимый институт социальной политики