ВОТЧИНА БИЗНЕСА – ДВОР, ДОМ, КВАРТИРА
Автор: Чепикова Марина
Регион: Уфа
Тема:  Реформа ЖКХ
Дата: 02.07.2005

Как ЖКХ «уплыть» с «острова социализма»

В конце мая Госдума приняла обращение к Правительству РФ о неотложных мерах по развитию жилищного строительства, выводу жилищно-коммунального хозяйства (ЖКХ) из кризиса, обеспечению госконтроля за ценами и тарифами на жилищно-коммунальные услуги и социальной поддержке малоимущих граждан при оплате ими жилого помещения и коммунальных услуг. В документе отмечается, что ЖКХ России продолжает находиться в состоянии кризиса. «До настоящего времени реформы жилищно-коммунального хозяйства, начатые в 1997 году, не дали результатов. Деятельность правительства по созданию институциональных основ для решения проблемы жилищного строительства и осуществления реформы ЖКХ имеет бессистемный характер», — говорится в обращении Госдумы.

В Перми в конце июня состоялся общероссийский круглый стол «Коммунальный комплекс: перспективы и сценарии». Основной целью обсуждения была разработка и широкое обсуждение перспективных сценариев развития коммунального комплекса в Российской Федерации.

К участию в проекте привлекались представители Администрации Президента РФ, Министерства регионального развития РФ, Министерства экономического развития и торговли РФ, главы администраций субъектов Федерации и муниципальных образований, крупнейшие российские частные операторы в сфере ЖКХ, представители финансовых и деловых кругов, а также ведущие российские и западные эксперты, всего — более 100 ведущих представителей отрасли.

Один из организаторов мероприятия Михаил Никольский, генеральный директор ООО «НОВОГОР-Прикамье» имеет на ситуацию в сфере ЖКХ весьма оригинальный взгляд, которым он и поделился с гостями области, а чуть раньше, в Москве — с членами Клуба региональной журналистики:

— Пожалуй, только сейчас, в 2005 году, консолидировалось общественное мнение по поводу того, куда надо развиваться этому самому коммунальному комплексу. Строго говоря, аббревиатурой «жилищно-коммунальный» мы обязаны социалистическим временам, потому что в капиталистические времена этот сложный блок надо разделить пополам. На жилищный комплекс и на коммунальный комплекс. Это два принципиально разных по структуре сектора экономики.

Что такое коммунальный комплекс? Это трубы водопровода и канализации, горячее водоснабжение, электричество низкого напряжения (то, что в розетку приходит), и с недавних пор по федеральному закону к этому же хозяйству относится утилизация твердых бытовых отходов. В переводе на русский язык — свалки.

Что такое жилищный комплекс? Это обслуживание и ремонт квартир, метение дворовых территорий, ввинчивание лампочек в подъездах и прочие, очень нужные, но принципиально другие услуги. Принципиально другие, потому что это, безусловно, конкурентный сектор. Там есть механизмы, как сталкивать между собой лбами частные компании, представителей среднего и малого бизнеса.

Все мы, как пользователи, недовольны состоянием и качеством коммунальных услуг. Ситуация сегодня такова: с одной стороны, — это рынок с объемом оборота в несколько десятков миллиардов рублей. С другой стороны, — это действительно последний островок социализма в стране. Все остальные отрасли уже так или иначе нашли себя в рыночной экономике.

Практически в каждой стране сложились свои модели управления коммунальным хозяйством, которые с большим трудом типологизируются. Хотя одна потихоньку начинает побеждать другие — «французская модель». Вот эта модель предполагает очень простую вещь. Коммунальные активы — трубы, задвижки, станции водоочистки, очистки сточных вод, тепловые пункты и прочее, — все это находится в собственности муниципалитетов. А управление этими объектами приватизировано. В основном, приватизировано через концессионную схему. Это такая схема, при которой кто-то один на определенный период полностью принимает на себя ответственность за систему. Вкладывает туда необходимые средства, поддерживает ее в работоспособном состоянии и отвечает за качество оказываемых услуг. У муниципалитета оказывается очень удачная позиция. Он заказывает услугу, приобретает ее, разрешая установить тот или иной тариф. А этот один ответственный зарабатывает деньги и старается их разумно тратить.

Российское законодательство концессию еще, к сожалению, сегодня не описало. Попыток было несколько. Доползет ли эта улита до финиша — никому непонятно. Сама по себе концессия выросла на плечах аренды. Когда арендатор стал брать на себя чуть больше обязательств и чуть больше ответственности, следующий логический шаг назвали концессией. Поэтому в Перми повторили исторический путь и остановились сейчас на аренде с некоторым количеством определяющих условий. Так появилось ООО «НОВОГОР-Прикамье» — группа молодых людей взяла в аренду на 49 лет пермский водоканал.

Первое, что сделали его учредители, — попытались осмыслить, куда система должна выгребать, задумались о развитии технической базы, пригласили профессиональную английскую водопроводную компанию и определили стратегию развития. Развитие не там, где лежала дырявая труба, а взамен ее положили целую и сказали, что это и есть развитие. Развитие в целом, в комплексном подходе, — куда идем, зачем идем, по каким параметрам, как это можно перевести в цифры. Вскрылись противоречия в общепризнанных штампах, например, что стоимость коммунальных услуг безумно раздута, и ее можно сократить в разы.

Этот резерв и есть тот жирок, который можно извлечь методами управленческими, методами внедрения конкурсных процедур при закупках, методом материального стимулирования хорошего труда персонала, методом сокращения персонала.

Вторая иллюзия, которую удалось развеять, состоит в том, что жилищно-коммунальное хозяйство что-то вносит в инфляцию в стране. Это не так. Жилищно-коммунальный комплекс стоит на «последней руке» всех предыдущих поставщиков. Он на последней руке по электроэнергии. На последней руке по стоимости рабочей силы, на последней руке по стоимости всевозможных химреагентов и прочего. Собственный управляемый ЖКХ кусочек очень маленький, львиная доля тарифа сектора — это тарифы впереди стоящих. Третьим, очень печальным выводом стало то, что по большому счету частный оператор нужен только себе и больше никому. То есть, для муниципалитета общение с частным оператором обернулось очень серьезной головной болью. «НОВОГОРУ» срочно пришлось проводить границу ответственности между городом и частным оператором. В Перми проводили раздел имущества без скандала. Партнерство было достигнуто в тот момент, когда ООО «НОВОГОР-Прикамье» взяло на себя определенные обязательства, а администрация города пообещала через тарифы эти обязательства профинансировать.

Очень продвинутый пермский чиновник, который очень много полезного сделал для коммунального комплекса, как-то в частном разговоре честно признался: «Понимаю, что за частными операторами будущее. Но как жалко отдавать!». Это была эмоциональная реакция абсолютно трезвомыслящего человека, пришедшего во власть из бизнеса. Бизнес нельзя построить сверху вниз. Его можно построить только снизу вверх.

На сегодняшний день законодатель определился. Он решил коммунальщиков дальше границы дома не пускать. От границы дома начинается ответственность управляющей компании. Поэтому, чтобы здесь не было перепихивания проблем с больной головы на здоровую и обратно, выход только один: быть более активными в сфере управляющих компаний.

В проведении преобразований в коммунальном комплексе заинтересованы, прежде всего, представители бизнеса. Само же население, как отмечают специалисты, пока просто не понимает, в чем смысл данной реформы. «Люди ощущают только повышение тарифов, но не знают, с чем это связано». Что касается дальнейшего развития бизнеса в сфере ЖКХ, то здесь, по словам самих предпринимателей, «...у них все есть. Нужны только понятные правила игры, где за каждой стороной закреплено ее место и полномочия». Эта проблема, возможно, скоро будет решена благодаря новому законопроекту «О концессионных соглашениях», который должен приниматься Госдумой уже осенью этого года. Новый закон направлен на формирование правил взаимодействия между публичным сектором и частным. Это закон прямого действия, т. е. для его применения не потребуется создание дополнительных нормативных актов со стороны правительства или муниципалитета.

К реформе ЖКХ идем издалека

Демонополизация сферы ЖКХ — одно из основных направлений программы реформирования, осуществляемой в этой отрасли вот уже несколько лет. Создание конкурентных отношений в сфере управления, содержания и обслуживания жилищного фонда должно улучшить предоставляемые услуги, повысить качество жизни, срок службы домов и квартир. Эта прерогатива должна принадлежать бизнесу. В общем теоретическом плане реформа ЖКХ подразумевает никак не увеличение тарифов, а повышение качества предоставляемых услуг и внедрение энергосберегающих технологий. Невозможно повысить качество, расширить ассортимент услуг и при этом снизить их стоимость. Основной экономической идеей реформы является переориентация бюджетных потоков от предприятий ЖКХ непосредственно к гражданину. В этой части Башкортостан преуспел. Мы успели принять участие в эксперименте, проводимом Правительством России, по внедрению персонифицированных социальных счетов для перечисления субсидий малообеспеченным гражданам при оплате ЖКУ. О произошедших переменах в отрасли и перспективах привлечения бизнеса в сферу жилищно-коммунального хозяйства размышляет министр жилищно-коммунального хозяйства Республики Башкортостан Гемань Гибадуллич Асадуллин.

— Что вообще может сделать в системе ЖКХ малый бизнес? Сегодня, сейчас, а не в далекой перспективе? К сожалению, активного стремления предпринимателей занимать эту нишу в республике не замечается.

— В сегодняшней ситуации малый бизнес еще не может оказать серьёзного влияния на ход реформы, ускорить ее. Со временем он, безусловно, вытеснит государственные предприятия из сферы содержания жилья за счет предоставления более качественных услуг и расширения их ассортимента. Значительную роль в преобразованиях коммунального комплекса, модернизации систем жизнеобеспечения будут играть крупные частные компании, которые смогут за счет привлечения частных, в том числе иностранных, инвестиций обновить изношенные основные фонды отрасли. Но это в будущем, после создания соответствующей законодательной базы. А сейчас мы имеем дело с небольшими частными организациями преимущественно в виде обществ с ограниченной ответственностью и индивидуальными предпринимателями, работающими по договорам подряда в сфере ремонта и обслуживания жилья. В нашу отрасль в этом году было привлечено 241 малое предприятие с численностью работающих 6050 человек. Объем выполненных ими работ по республике по сравнению с прошлым годом увеличился в 2,1 раза и составил в денежном выражении более 90 млн. руб. Количество малых предприятий увеличилось в 1,6 раза.

Непосредственно жилищно-коммунальные услуги предоставляют 114 предприятий. Эти цифры растут. Но не так быстро, как хотелось бы.

— Почему?

— Все связано с деньгами. В отрасли не первый год ощущается дефицит финансирования. Пока еще не удаётся полностью выйти из тяжелой ситуации, сложившейся в середине девяностых годов. С 2005 года жильцы полностью оплачивают услуги ЖКХ. Дотации свелись к нулю, остались только льготы и субсидии, которые финансируются государством. Но даже эти два обязательства не всегда государство в состоянии исполнить полностью. Если по субсидиям в прошлом и нынешнем году обстановка стабилизировалась, то в части компенсации предоставляемых населению льгот по жилищно-коммунальным услугам положение пока удручающее. По состоянию на первое июня финансирование составляет 60 процентов. У предприятий возникают так называемые выпадающие доходы. Это когда жилищники и коммунальщики услуги гражданам, пользующимся льготами, оказали, а компенсацию этих расходов от государства не получили. Логично предполагать, что частный бизнес не пойдет туда, где денег нет. Поэтому говорить о том, что бизнес семимильными шагами идет в нашу отрасль, преждевременно. Такая ситуация сохранится до тех пор, пока жилищные льготы не будут переведены в денежную форму и не будут перечисляться непосредственно гражданам.

— Давайте подробнее поговорим о приятном — о том самом эксперименте с субсидиями, где республика так преуспела.

— Действительно, в части субсидий положительные сдвиги идут быстрее. Хотя это тоже была часть доходов, которые предприятия недополучали пока в России и, в частности, в Башкортостане, не была внедрена система персонифицированных социальных счетов. Как уже говорилось, в 2003 году мы вошли в российский эксперимент, где участвовали пять районов и городов — Уфа, Туймазы, Октябрьский, Агидель, Салават, Кармаскалинский район. Эксперимент заключался в том, что бюджетные средства на субсидии перечислялись не предприятию, а напрямую гражданину. Гражданин, получая эти деньги на свой счет в банке, оплачивал жилищно-коммунальные услуги. Таким образом, государство исключалось из непосредственной цепочки взаимоотношений. Двусторонний договор между предприятием, оказывающим услуги, и потребителем действовал напрямую: услуга получена и оплачена. Если раньше государство могло задержать выплату предприятиям средств или вообще забыть о них в конце года, то с гражданином такие номера не проходят. В июле текущего года мы завершаем переход республики на систему предоставления субсидий на персонифицированные социальные счета. По мнению руководства Росстроя России Башкортостан — один из немногих регионов, где эксперимент в части предоставления субсидий на соцсчета внедрен полностью. Только в течение прошедшего месяца малообеспеченным гражданам республики были предоставлены субсидии на оплату жилищно-коммунальных услуг в сумме около 27 миллионов рублей. Государственной помощью в июне 2005 года воспользовались более 53 тысяч семей.

— Это был, кажется, первый этап реформирования отрасли, его мы условно успешно прошли, следующий этап — это льготы. После этого периода уже можно будет говорить о вовлечении бизнеса, о реализации его интересов?

— Коммерческие предприятия в части субсидий в системе соцподдержки населения не задействованы. Отделы субсидий, которые занимались рассмотрением заявлений граждан, предоставлением субсидий, переведены из предприятий ЖКХ в органы соцзащиты. По льготам ситуация остается по-прежнему невнятной. У нас планировался в 2005 году перевод льгот в форму субсидий. Пришлось эту идею на год отложить в связи с проведенной в начале этого года монетизацией других мер социальной поддержки. В будущем году в той или иной форме льготы на ЖКУ будут переведены в денежную форму. Только после этого, наверное, можно будет говорить о широком вовлечении частного капитала в отрасль ЖКХ.

— Но ведь есть же отдельные смельчаки-предприниматели! Они-то как строят свой бизнес?

— Да, примеры привлечения частного капитала есть во многих городах. По итогам первого квартала текущего года 48 относительно крупных частных предприятий оказывали услуги в сфере обслуживания жилья. Яркий пример — предприятие «Импульс» Александра Кустова из Благовещенска. Оно по итогам прошлого года заняло одно из призовых мест по России. В Благовещенске предприниматель показал высокое качество обслуживания и ремонта домов, жильцы довольны, служба заказчика тоже, фирма выигрывает тендеры. Теперь «Импульс» обслуживает 25-30 процентов жилого фонда города. А глава администрации думает, как привлечь для обслуживания жилищного фонда в качестве конкурента Кустову еще одно предприятие, чтобы тот не расслаблялся.

Смена собственности существующих жилищно-эксплуатационных организаций за счет их приватизации, а также привлечения негосударственных хозяйственных обществ, несомненно, сделает отрасль более привлекательной для инвесторов. В Уфе и других городах успешно работают частные предприятия. Есть организации, созданные еще в в 90-х годах, это ООО «Комфорт». Бывшее ЖЭУ-60. Одно из лучших предприятий, большой жилой фонд — 300 тысяч квадратных метров. Сейчас в Уфе проходит реорганизация всей структуры жилищного хозяйства города. Создано более 20 жилищных предприятий в форме «ООО». С разделением функций заказчика и подрядчика отношения между собственниками, нанимателями жилья, эксплуатирующими организациями и предприятиями — поставщиками переведены на договорную основу. Эти новые по содержанию отношения развивают конкурентную среду, пробуждают инициативу.

— Эффективное управление объектами ЖКХ подразумевает, как я понимаю, все сферы влияния. Капитальный и текущий ремонт — огромный и привлекательный объем работ. Там много частников?

— Что касается ремонта, там частный бизнес давно и эффективно трудится. По отчетам выполнением ремонтных работ занимаются 127 малых предприятий с численностью 3018 человек и объемом предоставленных услуг в сумме 32207, 90 тысячи рублей. Есть уже и конкурсные отборы, и конкуренция. Здесь все четко: работу выполнил — деньги получил, нет связи ни с льготами, ни с субсидиями. Выделяется определенная сумма денег, есть программа, есть подрядчик. Пусть не сразу, но до конца года заказчик с ними рассчитывается — вполне уместно говорить о рыночных отношениях. Правда, с введением Жилищного кодекса возникли некоторые трудности по сбору денег на капремонт, но это другая тема.

— А кто в аутсайдерах?

— Есть в нашей практике и менее приятные моменты, когда, например, в Давлеканово все предприятия, обслуживающие жилфонд, предоставляющие коммунальные услуги, по отчетам являются частными. Но на деле оказалось, что там просто сменили вывеску, люди остались те же самые, новых подходов к делу там нет, работают по-старому. Есть другие негативные моменты, когда административный ресурс используется в противовес частной инициативе. До сих пор не привлекался малый бизнес в сферу ЖКХ в двух десятках районов и некоторых городах.

— В чем еще мы недостаточно преуспели? Модное словечко кондоминиумы тоже, кажется, подразумевает частную инициативу?

— Республика отстает в создании ТСЖ — некоммерческих объединений собственников жилых помещений. Теперь нет такого понятия, как кондоминиумы, изменено отношение законодателя к ТСЖ. Основной задачей ТСЖ является контроль соответствия предоставления жилищно-коммунальных услуг условиям договора на управление многоквартирным домом. Подразумевается, что жильем должна профессионально руководить управляющая компания. ТСЖ, конечно, теоретически могут иметь собственное домоуправление, но для того, чтобы оно работало рентабельно, нужно, как минимум, пять-шесть домов, примерно 30-35 тысяч квадратных метров жилья. Иначе обслуживание жилья становится экономически нецелесообразным или попросту невыгодным.

Одной из причин низких темпов создания ТСЖ является неурегулированность договорных отношений, поэтому многие энергоснабжающие предприятия расценивают товарищества собственников жилья как промышленных потребителей. А администрации городов со своей стороны не заинтересованы, чтобы объединений собственников было много. Им проще работать с одной крупной организацией. Поэтому, если, к примеру, в Санкт-Петербурге таких товариществ собственников жилья две с половиной тысячи, то у нас их чуть более ста и 40 из них — в Уфе.

— А как сами жильцы относятся к нововведениям в системе ЖКХ? Повышение тарифов, конечно, всем не нравится, но и инициативы «жить по-новому» снизу пока не наблюдается. Если придут ремонтировать и обслуживать дома частники, как их встретят жильцы?

— Пока жители не заинтересованы в новых формах хозяйствования. Приватизация квартир не повлекла за собой изменения в отношении к жилью. У многих граждан не сформировалось чувство собственников, большинству по-прежнему проще, когда кто-то придет, за них что-то организует, сделает. ТСЖ, как правило, создаются на новом месте, в новом жилье. На старых объектах всем работать невыгодно, слишком много приходится вкладывать. Чем старше жилфонд, тем больше средств требуется на его поддержание. Государство, дав возможность приватизировать квартиры, нередко передает жилфонд новым собственникам в том состоянии, в каком он есть. И теперь уже граждане несут бремя ответственности за содержание своего имущества. По новому Жилищному кодексу, если человек приватизировал квартиру или приобрел ее в доме, которому 30-40 лет, то протекающие крыши и лопнувшие тубы — это уже его проблемы. Однако государство не торопится уходить от своих обязательств, понимая, что не все граждане могут самостоятельно содержать свое имущество, и направляет бюджетные средства на осуществление мер социальной поддержки при оплате ЖКУ.

— Но процесс реформирования не повернуть вспять. Когда появятся ощутимые результаты?

— Хотя реформа неоправданно затянулась, мы оптимизма не теряем. Да и реформа эта — не догма, а руководство к действию. Будем прикладывать все усилия по созданию комфортных условий для проживания, для наведения порядка в отрасли.

  

Марина ЧЕПИКОВА, г. Уфа. Журнал «Бизнес-партнер», № 6-7, июль 2005 г.

 



Бронирование ж/д и авиабилетов через Центр бронирования.
 


Формальные требования к публикациям.
 

   Новости Клуба

   Публикации

   Стенограммы

   Пресс-конференции


RSS-каналы Клуба





Институт Экономики Переходного Периода

Независимый институт социальной политики