Ветерок - так ласково зовет свой мини-байк его конструктор Владимир Ульянов. На раме написано "Breeze". Бриз - слабый ветер, дующий днем с моря на сушу, а ночью - с суши на море. Но определение "слабый" для ульяновского "мотоконька" не подходит. Не слабый он, а легкий и радостный какой-то. Ветерок, одним словом.
Мини-байк, мопед, скутер - называть можно по-разному. С оговоркой: ульяновский - один в природе, в единственном экземпляре. Разве что двигатель сборный: часть деталей - американского производства, часть - авторская. И то пока. Будет когда-то целиком собственный. А придумано все и смоделировано на компьютере. Выполнено на собственном оборудовании в цехе, где пятеро рабочих мастерят на стареньких станках части будущих изделий, после - собирают.
Владимир Ульянов - конструктор, механик, главный инженер, директор фирмы "Техноинженеринг" (именно так она называется вразрез с общепринятым "инжиниринг") и предприниматель в одном лице. Руководитель фирмы хочет - ни много, ни мало - наладить в Каменске производство мопедов.
"Почему, нет? - удивляется он. - Нам (имеется в виду Каменск - авт. прим.) предопределено заниматься производством. Город-то промышленный".
Владимир Ульянов и есть промышленник. А как еще назвать предпринимателя, который разрабатывает и производит станки и прочее серьезное оборудование? Например, литейные машины для производства автомобильных дисков. Первая сейчас проходит испытания на литейном заводе (завод же и заказчик), вторая - в сборке. Третья, которая пока в голове, обещает быть уникальной: для производства крупногабаритных дисков, каких в России нынче не делает никто.
Начинал с модернизации оборудования, потом стал придумывать свое. В активе уже несколько видов станков: по розливу питьевой воды в пакеты, по созданию термотоннеля (когда пластиковые бутылки оборачиваются в плотную пленку), по нанесению пресс-формы на потолочную плитку.
Самым удивительным показалось то, как об этом рассказывает Ульянов: обыденно так, буднично. Как будто в городе полным-полно частных предприятий, занимающихся собственными разработками и производством, а "Техноинженеринг" - лишь одна из многих. На самом деле - наоборот. По информации отдела мэрии по промышленности и предпринимательской деятельности, лишь две частные фирмы в Каменске, по большому счету, занимаются инновациями: производят и реализуют собственный интеллектуальный продукт.
В каких сферах экономики занят частный бизнес Каменска:
43,3% - торговля,
19,6% - сфера услуг,
17% - строительство, отделочные работы,
15,5% - промышленность,
3% - ЖКХ,
0,9% - экскурсионно-туристический бизнес, сфера развлечений,
0,7% - спортивно-оздоровительный бизнес.
И хотя фирма Ульянова в схеме отнесена к промышленности, специфика ее деятельности выходит за обозначенные рамки. Одно дело - изготовить уже существующее в природе оборудование. И совсем другое - еще и придумать его самому. А проблемы те же, что и у всех: поиск заказчиков, оборотные средства, НДС и другие налоги. Все как у всех, только сложнее.
Мини-байк - яркая идея, для реализации которой, по подсчетам изобретателя, нужен как минимум миллион долларов. "Не было бы у нас помещения, пусть и в аренде, оборудования - понадобилось бы 4-5 миллионов, - "успокаивает" он. - Но и на миллион не могу взять кредит. В Сбербанке в прошлом году со мной и разговаривать не стали, а в Уралтрансбанке тогда сказали: нужен залог на сумму, превышающую кредит, кроме того, проценты придется платить уже через месяц после заема".
Может ли сегодня предприниматель получить в Каменске кредит на миллион долларов?
Мы обратились в три банка: КМБ-банк, СКБ-банк и Уралтрансбанк.
1. КМБ-банк - банк кредитования малого бизнеса:
- Максимальная сумма кредита - 30 тысяч долларов, в Екатеринбурге - 155.
2. СКБ-банк - банк содействия коммерции и бизнесу:
- Кредитует только своих клиентов (тех, кто имеет в банке расчетный счет).
Каменские предприниматели обычно берут по 200-500 тысяч, максимум - 1,5 миллиона рублей.
3. Уралтрансбанк (один из его акционеров - Европейский банк реконструкции и развития):
- Теоретически, да. Нужен развернутый бизнес-план с подробным расчетом расходов и сроком окупаемости инвестиционного проекта. Практически…
В поисках компаньонов Ульянов некогда дошел даже до "АвтоВАЗа". Предложил вложить деньги в разработку двигателя внутреннего сгорания с абсолютно новой идеей ротора. Но тамошние менеджеры лишь сочувственно пожали плечами: "Кто нам даст деньги на науку?" При этом сложно представить, как без этого можно развиваться?
Руководитель экспертного совета при президенте РФ Аркадий Дворкович, выступавший на семинаре Клуба региональной журналистики фонда "Открытая Россия", считает, что наибольший прогресс может быть достигнут только на предприятиях, завязанных на инновациях.
Владелец нескольких стареньких станков и светлой головы двигает как раз в соответствии с "линией партии и правительства". Нет лишь денег. Хочется надеяться: пока нет. Поскольку интеллект, исходя из мирового опыта, на рынке востребован и приносит хорошие дивиденды.
Правда, для провинции это пока теория. Между тем со своим прикладным интеллектом и… мопедами в Россию уже пришли китайцы: развернули в Калининграде сборочное производство. При ввозе запчастей они не платят 30% таможенного сбора, а на территории Калининграда освобождены от 18% НДС. В итоге мопед продается за 28 тысяч. "А мы хотим сделать дешевле, - не унимается каменский изобретатель. - Хотя это непросто. Даже трубы для рамы невозможно купить подешевле - у производителей".
Вдвое мог бы "утяжелить" цену мопеда итальянский мотор, к которому поначалу присматривался Ульянов. Но, узнав его цену - 20 тысяч, - поостыл. Тогда бы мопед потянул на все 60. Поэтому двигатель придумывает собственный. Нынешние мопедовские и мотоциклетные не сжигают топливо до конца: часть выбрасывается в атмосферу. Ульяновский обещает быть экологичным. А также - экономичным, поскольку бензина надо меньше. При этом автор намерен сделать мотор мощнее нынешних. Расчетная скорость "Бриза" - 57 километров в час.
Будут ли востребованы мопеды? Ответ на этот вопрос мой собеседник искал, изучая российский рынок. Директор краснодарского автосалона, с которым общался Ульянов, авторитетно заявил, что нынче этот вид транспорта пользуется спросом. Подтверждают это и данные, опубликованные в московском журнале "Мото".
Преимущество мопеда перед прочим мототранспортом, кроме цены, в том, что не нужны водительские права, договор об автогражданской ответственности и регистрация в ГИБДД.
У Владимира Александровича - свои аргументы, у действительности - свои. И сегодня вторые, увы, перевешивают. "И хотя есть областная программа выделения средств под интересные проекты, но суммы не те", - грустно констатирует создатель "Бриза".
Возможно ли продолжение истории? Увидим… И, к слову, вспомнилась другая. Давным-давно в магазин, торговавший велосипедами, пришел человек и предложил взять новую модель - с фонариком. Коммерсанты отказались - цена повышается, дескать, не будут брать. Изобретатель отдал бесплатно, на пробу. Покупателям велосипед с освещением понравился, появился спрос, и дело пошло. Велосипедная фирма стала успешно развиваться. С этого началась история компании с мировым именем, производящей сегодня автомобили.

Юнона КАТАЛЕВСКАЯ, г. Каменск-Уральский. Газета "Новый компас", № 50 (953), 14 июля 2005 г.

|