Вообще-то писать о таких глобальных преобразованиях в жизни России, как 131-й Федеральный закон, настолько же муторно, насколько и необходимо. Ведь уже почти год мэр Таганрога Н.Федянин говорит о грядущем 1-м января, когда Закон “Об общих принципах организации местного самоуправления” вступит в силу, как о новой вехе в жизни города. А граждане тем временем даже и не подозревают, чем им грозит разделение бюджетных и прочих полномочий между федеральным центром, субъектом федерации и их местом постоянного проживания Таганрогом, которому теперь придан статус “городского округа”.
Сделаем робкую попытку развеять муар, которая будет тем более успешна, что автор этих строк удосужился прослушать лекцию исполнительного директора фонда “Институт экономики города” (www.urbaneconomics.ru) Марины Либоракиной на одном из семинаров Клуба региональной журналистики. Марина Ивановна в своей лекции обозначила основные проблемные места закона и в целом прокомментировала его главные положения.
Но для начала сообщим тебе, читатель, что главное заключается в том, что 1- го января следующего года Россия разделится на две части. Нет, Китай не установит свой протекторат над Сибирью и Дальним Востоком. Просто поправки к вышеупомянутому закону, принятые Государственной Думой и неоспоримым большинством утвержденные Советом Федерации, растягивающие вступление в силу его отдельных (и, заметим, принципиальных) положений до 2009 года, делают возможным существование двух различных финансово-налоговых систем в одном государстве, которое вроде бы как стремится к укреплению федерального центра.
Это, впрочем, не единственный правовой нонсенс 131-го Федерального Закона, который разрабатывался под руководством нынешнего полпреда президента в ЮФО Дмитрия Козака для окончательного оформления пресловутой вертикали власти. Выстрел получился с осечкой. Ведь в соответствии со 131-м ФЗ были изменены бюджетный и налоговый кодексы, а также вступившие в силу (правда, тоже не в полном объеме) градостроительный и жилищный кодексы. Как теперь оно все будет функционировать в комплексе с учетом последних поправок - не всем понятно даже на Старой площади, то есть там, откуда все это и пошло...
Основная интрига таится, как это ни банально звучит, в деньгах. Потому что основные, ключевые положения закона как раз-таки и заключаются в разграничении имущества и перестройки межбюджетных отношений. С имуществом все более понятно, поскольку его принадлежность теперь определяется его функциональным назначением.
Вот, например, записано в 16-й статье закона, что в вопросах местного ведения числится “организация библиотечного обслуживания населения”, так значит и библиотеки передаются в муниципальное ведение с финансированием оттуда же. А ежели имущество по своему функционалу отходит в ведение вертикали, то и отдать его надо туда же.
Заметим, что редкое заседание таганрогской городской Думы проходит без рассмотрения вопросов, связанных с передачей имущества в субъект федерации или приема имущества же от него.
Вот буквально недавно, 6 октября, на заседании комиссии городской Думы по градорегулированию, строительству и муниципальной собственнности депутаты разговаривали о передаче в областную собственность станции переливания крови.
Дело в том, что вопросами местного значения теперь считаются лишь первичная и скорая медицинская помощь. Председатель Думы Юрий Стефанов, желая, видимо, поинтересоваться перспективами хождения собственности туда-сюда, обеспокоился судьбой таганрогского морга.
- Это учреждение первичной медицинской помощи? - спросил наш обладающий чувством юмора спикер у начальника управления здравоохранения Станислава Беседовского. Станислав Григорьевич успокоил Юрия Владимировича, сказав, что морг останется за нами.
Кстати говоря, передача собственнности федералам происходит на совершенно безвозмездной основе. И это, по мнению Марины Либоракиной глубоко неверно.
- За все предыдущие годы местное самоуправление вкладывалось в развитие своей материальной базы... (В Таганроге не один такой объект имеется, и мэр Н. Федянин по этому поводу публично сетовал…) И вот принимается такой закон, в котором говорится, что обеспечение функций противопожарной безопасности у нас будет исключительно государственной функцией, поэтому все собственники своих жилых домиков обеспечить противопожарную безопасность не могут, а поэтому им надо передать свое имущество государству... Когда мы переходим на уровень нашего частного имущества, вся абсурдность ситуации выплывает наружу...
Марина Ивановна сообщила, что согласно Конституции все виды собственности равны перед законом, и если с такой легкостью изымается муниципальная собственность, то отъем частной во имя “противопожарной безопасности” пройдет еще легче. “Институт экономики города” специально запрашивал правовое заключение Конституционного суда и эта, консервативная в общем-то субстанция правового поля высказалась в том духе, что единственный правовой способ передачи имущества, это его выкуп федеральным центром для собственных нужд. Как говорится, главам городского самоуправления на заметку...
Но все-таки вернемся к деньгам, то есть к межбюджетным отношениям. С ними тоже все не так просто, как хотелось бы, и это напрямую касается внесенных в закон Думой и Советом федерации поправок. Ни для кого не секрет, что различные регионы нашей необъятной федерации совсем по-разному чувствуют себя в финансовом плане. Да что говорить о регионах, если внутри одной Ростовской области существует пара-тройка городов-доноров (и Таганрог в их числе) и все прочие города, “финансово выравниваемые” за счет этих самых доноров.
Собственно говоря, для регионов, не имеющих своих доходных источников достаточных для покрытия их же расходных полномочий, четко определенных 131-м федеральным законом задержка ввода его в действие наиболее выгодна. Тем более что даже не все вопросы, отданные местному самоуправлению, могут быть профинансированы из собственных средств. Хорошо, когда под боком есть «Тагмет», “Красный Котельщик”, и вообще город в состоянии обеспечить себя за счет земельного налога, налога на доходы физических лиц и прочих источников. Немудрено, что мэр Таганрога Н. Федянин говорит о том, что 131-й закон для города выгоден.
Вместе с тем финансовая подоплека закона полностью подрывает идею местного самоуправления как такового. Напомним, что местное самоуправление не включено согласно Конституции в систему государственной власти и подразумевает ответственность его выборных органов (мэр и дума) только перед избравшими их гражданами. О какой независимости от бюджета субъекта федерации и ответственности только перед своими избирателями можно говорить в ситуации, когда даже города-доноры типа Таганрога вынуждены пользоваться субвенциями? Сможет ли мэр какого-либо города выпросить у своего губернатора субвенцию, бюджетный кредит или же финансирование асфальтирования дорог в его городе, будучи в плохих с ним отношениях? Вряд ли... И избиратели не помогут. У нас вообще избиратели уже лет семь как ничего не решают…
Ну и напоследок. Сложно говорить о чем либо, не испытав этого предварительно на собственной шкуре. В Таганроге, как, впрочем, и во всей Ростовской области, закон “Об общих принципах организации местного самоуправления” вступит в силу уже через два с половиной месяца. Тогда и “будем посмотреть”. Как сказала в ходе своей лекции Марина Либоракина, “похлеще монетизации будет – это точно!”

Алексей ФРИДМАН, г. Таганрог. Газета «Новая таганрогская газета», № 40, 15 октября 2005 г.

|