ЗАЧЕМ ЧЕЛОВЕК УЧИТСЯ?
Автор: Тюрин Сергей
Регион: Орел
Тема:  Проблемы образования
Дата: 25.10.2005

Цитата в тему:

Образование – это то, что большинство получает,

многие передают и лишь немногие имеют.

Карл Краус, австрийский писатель.

Последние 20 лет страна непрерывно реформируется. Эпоха перемен наступила. Людей, правда, для которых все вроде бы делается, почему-то становится в результате все меньше, а разговоров и чиновников – больше. Государство одномоментно хватается за все: спорт и культуру, ЖКХ, местное самоуправление и льготы, медицину и образование… Любую область человеческой деятельности назовите – она будет находиться в стадии реформирования – некоторые несознательные граждане часто слово реформа ассоциируют с банкротством, что не всегда верно. Об успехах говорить пока рано. Получается по китайской философии: движение – все, результат – ничто. В последнее время с новой силой разгорелись дебаты вокруг преобразований в образовании.

Предмет спора вечный:

Образование – это сфера образовательных услуг или государственная миссия (читай – национальная идея)? Сторонники первой модели приводят в пример Англию – где, мол, и зарплата у преподавателей высокая и сам процесс образцово-показательный, притягивающий богатых детишек со всего мира. Другие ученые мужи кивают на Шотландию, чем-то близкую отечественным школам. Но важно дать ответ на главный вопрос – зачем человек учится? Каждый должен это для себя ясно понимать. Основная проблема нашей образовательной системы в том, что она не дает гарантий выпускникам, хорошо закончившим школу и вуз, не только в достойной жизни в смысле материальном, но и не предполагает в будущем уважаемого общественного статуса. От того и колоссальная утечка мозгов из России: нет прямой связи – хорошо учишься – хорошо работаешь и живешь. Но пока государство пытается решать частные моменты – 12-летнее школьное обучение, десятибалльная система оценок или ЕГЭ, а это лишь локальные механизмы, а не панацея от всех проблем. Последние «реформаторские» предложения министра образования Андрея Фурсенко, предусматривающие разгрузить на 25% образовательный «стандарт» в школе, а уже за плату обучать желающих сверх программы, обязательно приведут к делению учащихся на классы (во всех смыслах этого слова) по имущественному признаку, что чрезвычайно опасно с точки зрения социального будущего.

На недавней встрече в Москве в клубе региональной журналистики «Из первых уст» школьный учитель с 30-летним стажем и по совместительству, председатель комиссии по образованию Московской Думы Евгений Бунимович заметил, что «пока на сегодняшний день наша средняя школа еще служит неким социальным лифтом, перемешивающим элиты и нивелирующим противоречия на этом жизненном этапе». По словам Евгения Абрамовича политику образования у нас определяют два министерства – обороны и финансов. Призыв в армию – это процесс, искажающий всю систему образования. Ребята идут в вузы в массе своей лишь для того, чтобы избежать воинской службы. Евгений Бунимович ратует за создание независимой системы контроля в образовании, поскольку государственная система сама себя проверить не в состоянии.

Ни для кого не секрет, что многие золотые медалисты наших школ (а их число из года в год растет в геометрической прогрессии) девальвируют само это некогда весомое понятие. К счастью, обеспеченные родители своих чад стали понимать, что качественное образование купить (в прямом смысле слова) невозможно в отличие от диплома. Хотя с каждым годом деньги играют все более важную роль, одни репетиторы чего стоят.

Данные международных исследований показывают, что наши элитные школы (которых в России насчитывается всего несколько десятков и, как правило все они находятся в столице) по уровню и качеству обучения входят в первую пятерку стран, а вот обычные школы по тем же показателям, увы, занимают место в третьем десятке. Лучшее среднее образование в Европе дают в Финляндии, а на мировом уровне нет равных Канаде.

Ученые с удивлением отмечают, что в Российском среднем образовании отсутствует такой предмет как статистика, который является базовым для осмысления многих жизненных процессов.

Среди развитых стран мы единственные, кто может этим "похвастать".

Многих в мире удивляет и наша трех бальная система оценок. Нас подозревают в их искусственном завышении.

Действительно, российский аттестат с двойкой это нонсенс. Тогда как, к примеру, в дружественной нам Франции лишь 70% выпускников школ получают аттестаты.

Мы же гордимся 100% успеваемостью. И похоже этим обманываем не кого-то, а самих себя. Кстати, многие успешные отечественные корпорации, не желающие мириться с косностью и фальшью в образовательной системе, недовольные уровнем обучения, за последние несколько лет открыли за свои деньги в стране 15 университетов.

Профильное обучение со школьной скамьи постепенно набирает обороты. Заметьте, не министерство образования инициировало этот процесс, а общественный запрос родителей и учеников. Пока есть проблема в кадрах, но тенденция верная. Это веление времени.

Председатель комиссии по образованию Мосгордумы считает несомненным достоинством классической советской системы образования – неравнодушие учителей.

Только в нашей стране учителя пишут в дневниках замечания, проводят родительские собрания, устраивают вечера, волнуются за своих учеников порой больше, чем родители. Это надо ценить и ни в коем случае нельзя утерять.

Прагматический подход к школе большинства стран: не хочешь – не учись – это твоя проблема, к счастью, не прижился в России.

Под занавес общения с журналистами Евгений Бунимович поделился не новым, но конкретным советом – создавать в регионах городские родительские собрания (в Москве такое уже существует), способные отстаивать интересы учеников, противостоять махинациям с учебниками и вести нелегкий бой с коррупцией.

  

Сергей ТЮРИН, г. Орел. Газета «Поколение», 25 октября 2005 г.

 



Бронирование ж/д и авиабилетов через Центр бронирования.
 


Формальные требования к публикациям.
 

   Новости Клуба

   Публикации

   Стенограммы

   Пресс-конференции


RSS-каналы Клуба





Институт Экономики Переходного Периода

Независимый институт социальной политики