Имя президента «ЮКОСа» Михаила Ходорковского не случайно названо среди претендентов на звание арбитра при разрешении бизнес-конфликтов между членами РСПП. Не только потому, что он признан одним из лучших менеджеров России. И не потому, что умудряется решать цивилизованным путем конфликты, в которые случалось попадать его собственной компании. «ЮКОС» показал коллегам пример того, как именно репутация может повлиять на стоимость компании. Сделав свою нефтяную компанию информационно прозрачной для акционеров, общества и собственного персонала, добившись их доверия, Ходорковс-кий и его команда смогли за три года увеличить капитализацию «ЮКОСа» более чем в 10 раз!
Сегодня мы хотим предложить вниманию наших читателей размышления Михаила ХОДОРКОВСКОГО о корпоративной этике. Михаил Борисович поделился этими размышлениями с членами созданного им и другими акционерами «ЮКОСа» клуба региональной журналистики «Из первых уст» (среди его членов и автор этих строк) еще на апрельском заседании, когда и речи не было о создании «Хартии деловой и корпоративной этики». Но, прислушайтесь, Ходорковский говорит именно о ее острой необходимости:
- Что такое корпоративная этика? Есть что-то урегулированное законом, а есть какие-то вопросы, которые законом не урегулированы. Но компании между собой договорились, что ТАК поступать правильно, несмотря на то, что закон это не защищает или недостаточно защищает. И все ТАК поступают. А вот ТАК, считают, поступать неправильно - и ТАК они не поступают. Вот этот аспект называется корпоративной этикой.
Почему это важно? Приведу пример. Была сделка (я ее по понятным причинам называть не буду), когда у нас с партнером возникло глубокое недоверие. И мы, и они хотели заключить сделку, но между нами было глубокое недоверие. Поэтому нам всю сделку потребовалось оформить 100-процентно юридически, точно. Это около 5 тысяч ' страниц, 1,5 года работы двух крупных юридических фирм, затраты на юристов - около 15 миллионов долларов... Вот масштаб стоимости недоверия ,
Ну, хорошо, это был крупный проект между двумя очень крупными компаниями, и там эти 15 миллионов долларов в принципе «утонули». Но огромное количество сделок такое взаимное недоверие делает просто невозможными. Или подобные временные рамки, как в нашем случае (1,5 года), делают сделку уже устаревшей. Поэтому компании, обычно, действующие в рамках одних этических норм и, соответственно, доверяющие друг другу, подписывают договоры гораздо более «короткие». Но этот договор направлен на то, чтобы сказать: «Мы понимаем, что мы будем действовать так и так, а дальше мы будем действовать. наилучшим образом в наших обоюдных интересах». Все. И договор подписывается. Я, конечно, могу поступить неправильно. Тогда другая компания может подать на меня в суд. И, наверное, лет через пять после долгих судебных процедур она даже что-то докажет... Но просто это никому не надо. Потому что такой судебный процесс будет стоить еще 15 или 20 миллионов долларов. Просто с таким нарушителем этических норм никто больше сделок постарается не иметь. При прочих равных условиях с ним договор не заключают...
Вопрос корпоративной этики, выработки этических норм и следования им — это на самом деле вопрос создания конкурентоспособной среды и функционирования компаний в рамках данной страны или, при выходе на международный рынок, вопрос восприятия этих компаний в тех странах, куда они приходят. Почему русские компании часто не пускают в другие страны? Потому что там говорят: «Мы не знаем, какими этическими нормами вы руководствуетесь, поэтому давайте-ка для взаимодействия с вами мы будем все прописывать юридически». А как только мы начинаем все про писывать юридически - это 1,5 года работы, 5 тысяч страниц, 15 миллионов долларов... «На кой нам это надо?.. Не потому что мы вас не любим, просто нам это не надо», - говорят они и соответственно с нашими компаниями, до тех пор пока в наших этических нормах не уверены, дело не имеют.
Поэтому вопрос выработки корпоративной этики - это вопрос выживания уже не отдельных корпораций, а сообщества компаний и, как результат этого, нормальные темпы развития страны, современной, нормальной экономики... 
Вера КАРЗОВА, Кемерово
«Кузбасс», № 206, 13.11.2002 г.

|