Президент Фонда ИНДЕМ (информатика для демократии) Георгий Сатаров недавно представил новые исследования в сфере российской коррупции. В 2002 году материалы первого социологического исследования «Диагностика российской коррупции» впервые и в России, и в мировой практике показали объемы коррупционных рынков в России. Сегодня ИНДЕМ показал коррупцию в динамике. О методике и основных результатах исследования Сатаров рассказал в клубе региональной журналистики «Из первых уст» Фонда «Открытая Россия».
- Георгий Александрович, в чем особенность вашего последнего исследования?
- Когда мы обнародовали результаты первого исследования, мы сказали, что через 4 года мы его повторим, потому что очень важно не только понимать состояние, уровень, структуру, но еще очень важно понимать динамику процесса. Для этой сферы были разработаны новые специальные методики измерения коррупции. Еще отмечу, что в этот раз исследование финансировалось на частные взносы большого числа граждан, уже российских, резидентов. Прошлая наша работа финансировалась Мировым банком по итогам тендера. Деньги же давало норвежское правительство.
В своем исследовании мы хотели дать анализ уровня и структуры коррупции, особенностей коррупционных практик, установок населения в сфере коррупции – что люди думают о коррупции, как они к ней относятся, что они думают о возможности борьбы с коррупцией и т.д. Мы отдельно опрашиваем граждан, – стандартная репрезентативная выборка, и отдельно – выборка социальной группы бизнесменов. В 2001 году это было, соответственно, 2000 человек и 710. В этом году – 3000 и 1000. В этой серии исследований нашим партнером была группа «Мониторинг.Ру».
- Вы всегда говорите о рынке коррупции, о размерах этого рынка. Как вы делите этот рынок?
- Классификаций коррупции много, но мы делим ее на два вида – это «бытовая коррупция» и «деловая коррупция». Бытовая коррупция – это та, к которой мы прибегаем в нашей повседневной жизни, при пользовании «бесплатными» медицинскими услугами, в военкомате, на дорогах, в собесах и т.д. Деловая коррупция – это та, которая касается взаимодействия граждан как представителей своего бизнеса и государства: когда им нужно зарегистрировать бизнес, платить налоги, смягчать требования проверяющих органов, конкурировать с другими бизнесменами с помощью коррупции и т.д.
Сначала о бытовой коррупции. Вам нужно решить некую проблему, допустим, ускорить получение иностранного паспорта. Вы ищите того, кто может это сделать за взятку, платите эту взятку и получаете вашу услугу. Это можно рассматривать как некий рынок. Этот рынок можно изучать с помощью характеристик, в общем, достаточно стандартных для изучения рынков вообще. Например, сколько людей приходит на этот рынок, как много людей он охватывает? Сколько в среднем в год человек платит взятку? Конечно, ценники на взятки не висят, но на самом деле, я думаю, что вы знаете, либо по собственному опыту, либо по опыту друзей, знакомых – сколько надо заплатить за решение некой проблемы. Это признак того, что этот рынок существует.
Есть у рынка и основные параметры. «Охват коррупции» – это значит, сколько людей сознаются в том, что они хотя бы раз попадали в коррупционную ситуацию. Это не значит, что они платили взятку. Они попадали в ситуацию, когда понимали, что решение проблемы возможно только с помощью взятки. «Риск коррупции» - это когда вы приходите, скажем, в поликлинику для того, чтобы получить бесплатную медицинскую услугу. Каков шанс, что для того, чтобы получить эту услугу, вы столкнетесь с коррупционной ситуацией? «Спрос на коррупцию» или «готовность». То есть, шанс того, что средний гражданин, попадая в коррупционную ситуацию, даст взятку. Естественно, есть понятия «средний размер взятки» и «среднегодовой взнос». В итоге по этим показателям у нас получается годовой объем рынка бытовой коррупции. В 2001 году это было 2,8 млрд. долларов, сейчас – более 3 млрд. долларов (см. таблицу).
Характеристики рынка коррупции 2001 г. 2005 г.
Охват коррупции (%) 50,4 54,9
Риск коррупции (%) 25,7 35,0
Спрос на коррупцию (%) 74,7 53,2
Интенсивность коррупции
(среднее число взяток в год для дающих взятки) 1,19 0,882
Средний размер взятки (рубли) 1817 2780
Среднегодовой взнос одного взяткодателя (рубли) 2162 2452
Годовой объем рынка бытовой коррупции (млрд. долл.) 2,825 3,014
О чем говорит этот незначительный рост рынка бытовой коррупции, эта «стабильность?
Мы можем среднюю взятку отнести к величине прожиточного минимума, поделить среднюю взятку на прожиточный минимум. Тогда мы увидим, что в 2001 году средняя взятка была 1,21, а в 2005 году стала 1,17. Произошло крохотное уменьшение, в пределах ошибки измерения. Можно сказать, что, в принципе, рынок бытовой коррупции в валовых показателях стабилен. Однако, за этой стабильностью есть как бы противоречивая, но уравновешивающая динамика. Увеличивается навал власти на гражданина, а гражданин откатывается, – уменьшается его желание, готовность платить взятку.
Если смотреть на структуру коррупции, то на первое место вышли ВУЗы. Второе место сохранило здравоохранение. И на третье место из аутсайдеров, вырвался призыв на военную службу. Оформление жилья рвануло вперед. Это, кстати, понятно. Причина чисто экономическая: экономика растет, этот рынок бурно растет, идет большое строительство, многие покупают жилье по стране, не только в Москве. Есть интересное, тоже обусловленное чисто экономическими причинами падение. Допустим, обслуживание жилья – 30-процентное падение коррупции. Это связано с тем, что соответствующий рынок услуг уходит от государства и переходит в частную сферу, значит, автоматически уменьшается коррупция.
Но посмотрите на коррупцию в здравоохранении. Риск коррупции резко увеличился. Одновременно достаточно серьезно увеличивается размер взятки. И граждане уходят с этого рынка – спрос на коррупцию уменьшается. Граждане бегут с этого рынка, но, не нужно этому радоваться. Дело в том, что бегут бедные. Еще в исследовании 2001 года мы обнаружили, что несколько десятков миллионов граждан России отказываются от бесплатных медицинских услуг, потому что они не в состоянии оплатить взятку. Это бегство означает, что доля этих людей, которые не в состоянии получить никакие медицинские услуги, возросла.
Теперь военный призыв. Это то, что называется «рынок отчаяния». Представьте себе ситуацию примерно такую: объявлена метеоритная атака на Землю, в ближайшие 5 лет на Землю будут в огромном количестве сыпаться метеориты. Что сразу подскочит? Рынок погребов. Вот, та же самая ситуация. Будет расти спрос, будет расти стоимость, и будут расти продажи, потому что людям надо жить. Риск коррупции резко растет, размер взятки фантастически вырос. Одновременно растет спрос, потому что хочется, чтобы мальчики жили (см. таблицу).
Объем коррупционного рынка в млн. долларах
Рынок коррупции 2001 г. 2005 г. Изменение (%)
Здравоохранение 602,4 401,1 -33,4
Школа 70,1 92,4 31,8
ВУЗы 449,4 583,4 29,8
Социальные выплаты 6,6 80,3 1216,7
Призыв на военную службу 12,7 353,6 2693,0
Занятость на рынке труда 56,2 143,4 155,3
Приобретение земли 20,1 84,4 320,1
Оформление жилья 123,0 298,6 142,7
Обслуживание жилья 22,7 15,6 -31,2
Суды 274,5 209,5 -23,7
Милиция 29,9 29,6 -1,2
Автоинспекция 368,4 183,3 -50,2
В деловой коррупции аналогичные показатели. Здесь также уменьшение интенсивности, среднего числа взяток, которые один бизнесмен выплачивает в год. А вот, средний размер взятки вырос почти в 13,5 раз. Власть через среднюю взятку наращивает коррупционное давление, а бизнесмен отвечает отказом, поэтому уменьшается интенсивность, уменьшается готовность давать взятки у бизнеса. Среднегодовой взнос вырос почти в 10 раз. Это произведение среднего размера на интенсивность, объем рынка – вырос в 9 раз. В 2001 году бизнесмены выплачивали в год 33,5 млрд. долларов, а в 2005 году – 316 млрд. долларов.
Здесь еще важно понимать, что это оценки минимальные. Реальный объем коррупции больше. Потому что, во-первых, традиционная методика социологического опроса не позволяет придти корреспондентам к взяткодателям высокого уровня, к криминальным авторитетам, которые платят ментам за трафик наркоты или тел. Сюда также не входит криминальная коррупция, международная коррупция. Во-вторых, бизнесмены в гораздо большей степени, чем граждане прячутся, чаще реагирую на наши вопросы, «затрудняюсь ответить».

Татьяна ДУМЕНКО, г. Кемерово. Областная общественно-политическая газета «Край», 05 августа 2005 г.

|
|