Выступая недавно с телеэкрана, новый российский министр путей сообщения Г. Фадеев сказал, что реформа железнодорожного транспорта неизбежна. "Хорошо бы она сводилась не только к регулярному повышению цен, но и к улучшению сервиса", - наверняка подумали пассажиры поездов.
Железнодорожную монополию, как и жилищно-коммунальную, энергетическую, давно собираются перекроить. Как - в общих чертах обрисовал заместитель министра экономического развития и торговли РФ А. Шаронов на прошлогодней встрече с корреспондентами, организованной клубом региональной журналистики "Из первых уст".
Рельсы, провода, диспетчерская служба - специфическое хозяйство, здесь конкуренцию не разовьешь. Зато соперничество возможно среди компаний, занятых, допустим, обустройством интерьера вагонов, объяснял А. Шаронов, с чем нельзя не согласиться. Наглядный пример - фирменный поезд Чебоксары - Москва.
Недавно билеты на железной дороге снова выросли в цене. Правда, с 25 января МПС вернуло стоимость проезда в фирменных купейных и спальных вагонах к прежнему уровню. Путешествие в фирменном купейном обойдется в 740 рублей, в альтернативном - в 500. Разница между вагонами известная: в одном есть коврики на полу, в другом - нет.
Оставляет желать лучшего и постельное белье - сероватое на вид и сыроватое на ощупь, но зато в фирменных пакетах Горьковской железной дороги (ГЖД). Хорошо хоть, по отзывам VIP-пассажиров, в СВ-вагонах белье "почти чистое и почти новое".
Однако VIP-пассажиры частенько предпочитают добираться до Москвы с пересадкой в Канаше. Там они поджидают фирменный йошкар-олинский поезд, усаживаются в вагон повышенной комфортности, где их балуют свежими газетами и журналами, сухим пайком и даже жидким мылом в туалете. Билет в таком вагоне от Канаша обойдется дешевле, чем в самом дорогом спальном чебоксарского поезда, где нет ни еды, ни чтива. А наш поезд в результате теряет выгодных пассажиров. Это при том, что коэффициент фирменности у нашего поезда самый высокий - 1,5. Республиканское Министерство промышленности, транспорта и связи периодически обсуждает с Горьковской железной дорогой предложение о спасительной конкуренции. Ну неужели постельное белье с поезда "Чувашия" непременно надо стирать в Йошкар-Оле? Разве от того, что тамошняя прачечная находится в ведении ГЖД, оно станет чище? Наоборот, существует строгий график, по которому "чебоксарские" простыни и наволочки попадают в стиральную машину в последнюю очередь. (Теперь понятно, почему у них столь непритязательный вид.)
В нашем поезде недавно наконец-то появился буфет. Но пусть попробует хоть одна чебоксарская фирма сунуться туда со своими соками, шоколадками и прочей снедью - ничего не получится. Поставщиков-снабженцев и пищей, и постельным бельем, и всем прочим находит сама дорога. Возможно, на конкурсной основе, но до наших республиканских предприятий молва об этом ни разу не доходила.
А с буфетом промашка вышла. Были в чебоксарском составе три альтернативных вагона, неплохо заполнявшихся из-за относительной дешевизны билетов. Руководство Горьковской дороги, решив устроить буфет именно в альтернативном купейном вагоне, "усекло" в нем половину спальных мест. Кому-то это, наверное, выгодно, но только не пассажирам.
Возмущаются многие и работой чебоксарских железнодорожных касс. Их аж шесть вместе с предварительными, но часть обычно на замке. Так что очереди здесь - обычное явление. Летом же народ задыхается часами. "Вопрос прорабатывается с руководством ГЖД, кассы будут работать без нареканий", - заверили в Министерстве промышлености, транспорта и связи ЧР.
Не обойтись нам собственными силами и в реконструкции Чебоксарского железнодорожного вокзала. Но тут у республики с ГЖД, можно сказать, полное взаимопонимание. Проект обновленного здания, разработанный архитекторами фирмы "Отделфин-строй", почти готов, осталось придать ему национальный колорит. На заключительном этапе подключится нижегородская проектная организация (вот тут просматривается конкуренция). Предварительная сметная стоимость проекта - 130 млн. руб., финансировать строительство предлагается пополам - половину берет на себя республика, половину - ГЖД. Правда, горьковчане якобы не против, чтобы их затраты пошли в счет реструктуризации долга в бюджет и внебюджетные фонды нашей республики, который составляет более 150 млн. рублей. Однако нам такой расклад не очень выгоден.
Недавно в российское Министерство путей сообщения отправлены два письма за подписью Президента Чувашии Н. Федорова. В одном из них - предложения назначить госзаказчиком строительства ГЖД и разрешить финансирование объекта в равных долях. А чтобы вокзал во всей красе встречал участников Кубка Европы по спортивной ходьбе, строительные работы должны начаться как можно раньше.
Второе письмо - с просьбой изменить время отправления поезда из Чебоксар и Москвы на более позднее. Это станет возможным благодаря обновленному отрезку пути Чебоксары - Канаш, на котором состав выиграет целый час. Еще пожелание - увеличить число альтернативных вагонов до пяти (напомним, сейчас их два с половиной), а коэффициент фирменности поезда "Чувашия" снизить до 1,2. Кстати, точно такой же у йошкар-олинского состава.
Если реформа на железнодорожном транспорте только ожидается, то модернизация его уже коснулась. Подзабыли мы те времена, когда наш фирменный выезжал из Москвы в три часа пополудни и прибывал в Чебоксары через 16 часов. Сейчас время в пути на 2 часа меньше. Федеральная целевая программа модернизации российского транспорта предписывает создавать коридоры пассажирским составам, чтобы они не стояли подолгу на перегонах. А вместо прежних деревянных шпал теперь укладывают бетонные. Об этом заботится нижегородское железнодорожное начальство, как и о замене кабельной связи волоконной оптикой для большей оперативности. Таковы требования российских стандартов. А если их ужесточить в тех секторах железнодорожной монополии, где пока не чувствуется конкуренции, то, может, и реформирование пойдет живее? Во всяком случае, А. Шаронов пообещал, что государство усилит свое присутствие там, где туго идут реформы. 
Л. Арзамасова, "Советская Чувашия", 1 февраля 2002 года

|