ГДЕ СТАРТЕР РОССИЙСКОЙ ЭКОНОМИКИ
Автор: Батраков Илья
Регион: Нижний Новгород
Тема:  Экономика
Дата: 24.12.2002

Евгений Ясин, научный руководитель Высшей школы экономики

Начну с утверждения, что в настоящее время состояние российской экономики весьма устойчивое и уверенное. Четвертый год подряд в России поддерживаются довольно высокие темпы экономического роста. По итогам 2002 года он составит 4-4,2%, что в 2 раза выше, чем в любой другой стране, кроме стран с переходной экономикой. Сейчас мы говорим, что этого мало, потому что в 2001 году рост ВВП составил 5%, а в 2000 году достиг 9%.

Я напомню, что с 1990 года по1998 объем производства валового продукта сократился примерно на 40%, а промышленной продукции – на 50%. Изменение уровня жизни с трудом поддается измерению, но есть такая консенсус-оценка: сокращение благосостояния за период реформ примерно на 30% с резким углублением дифференциации в доходах между различными слоями населения.

Я подозреваю, что производственные показатели у нас сейчас несколько занижены. В России существует привычка показывать не то, что есть на самом деле. При советской власти завышали отчетность, чтобы занимать высокие места в соревнованиях, а сейчас занижают, в том числе и прибыль, чтобы платить меньше налогов.

Факты говорят о том, что в стране постоянно растет деловая активность, увеличиваются объемы производства, люди получают более высокую реальную зарплату. В прошлом году мы говорили, что доходы выходят из тени после начала действия плоской шкалы подоходного налога, но в этом году тенденция роста благосостояния сохраняется.

Ситуация останется благополучной еще на два-три года. Но не нужно по этому поводу особенно радоваться. Мы пользуемся результатами того, от чего раньше пострадали: кризис создал определенный потенциал роста.

Опасности в период роста

Опасение должно вызывать то, что нормальный рыночный механизм развития экономики в России по-настоящему еще не завелся. Мы все время жмем на стартер. Стартер – это цены на нефть и ситуация на мировом рынке. Внутреннего накала у нас недостаточно. Это выражается в том, что очень мало инвестиций.

Инвестиции должны идти на перевооружение основного капитала, на переподготовку рабочей силы, на инновации, на создание новых видов продукции. Когда вы чувствуете дыхание конкурентов у себя за спиной, то думаете, как выиграть большую долю на рынке, или как не потерять то, что имеете сегодня. И вот тогда вы инвестируете.

Если экономический рост реализуется через увеличение платежеспособного спроса (потребительского или инвестиционного), то экономика работает. В России существуют значительные структурные деформации и нужны очень большие инвестиции, чтобы их устранить и создать нормальную рыночную структуру экономики. Таким образом, потребность в инвестициях есть, что должно давать инвестору определенные выгоды. Но при этом желательно, чтобы развивалась конкуренция.

Конкуренция в России (если рассматривать отечественные товары) развита очень слабо за исключением отдельных отраслей, например, коммуникаций, где МТС сражается с ВымпелКомом, а сейчас и с «Мегафоном», и есть региональные компании, за которые эти «три кита» между собой борются. Да, среди операторов сотовой связи конкуренция велика, и потребитель получает выгоду, потому что цены на услуги мобильной телефонии все время снижаются.

Когда же в других отраслях появляется конкуренция с зарубежными компаниями, то, конечно, все наши производители встают на дыбы и говорят о немедленном повышении пошлин, например, на импортные автомобили, чтобы и дальше «спать».

Национальная задача – нам надо научиться делать хорошие высокотехнологичные продукты. Мы пока это умеем только в двух отраслях: в производстве вооружений и в узком секторе программного обеспечения.

Почему утекают деньги

В России доля сбережений в ВВП составляет примерно 32%, и это хороший показатель. Сравните: в самое лучшее время для экономического роста при советской власти (в тридцатые годы прошлого столетия) уровень сбережений в современном понимании доходил до 45-50%. В Китае сейчас около 40%.

Другой важный показатель – уровень инвестиций в основной капитал в процентах от ВВП. В России он составляет 17%. Чувствуете разницу? 32% и 17%. А куда уходит остальное? Львиная доля свободных средств, более половины, уходила в последнее десятилетие на Запад.

Многие мечтали о жестокой борьбе с вывозом капитала через закрытие банков и уголовное преследование. Как же так – миллиардов при такой-то бедности вывозятся из России – безобразие! Но насильно удержать капитал невозможно. Если дали хоть мало-мальскую свободу бизнесу, то он создаст 25 000 оффшорных фирм, через которые все равно капитал вывезут. Самое главное – понять, почему это происходит.

Оказывается, что вывоз капитала – это разумный выход для большинства людей, кто принимает решение относительно его использования. В России невыгодно вкладывать капитал: высокие риски, отсутствие инвестиционных проектов, неопределенные права собственности. Сегодня еще велика неуверенность, хотя два года назад она была больше.

Куда в России вложить приличную сумму? В Сбербанк? Сбербанк до сих пор нагло платит проценты по вкладам ниже уровня инфляции. Надо быть пенсионером и в течение 2 лет не обращаться к вкладу, чтобы получить ставку в 16,5% годовых в рублях. А для всех остальных ставка 8% при инфляции 14%. Это очень серьезная проблема, потому что основной поток инвестиций должны создавать владельцы небольших капиталов.

Кто согласится покупать государственные бумаги? Только под дулом пистолета. У нашего государства плохая кредитная история. А с другой стороны, государству не нужны большие заимствования. Наоборот, надо снижать расходы, избавляться от ненужных функций. Сократите армию чиновников, и будет меньше возможностей обирать бизнес. Примерно 10% ВВП уходит только на взятки чиновникам.

С помощью денег Мирового банка проводились исследования активов, которые находятся на руках у бедного населения (жилье – это тоже капитал). В США и в Европе в отличие от России и стран Латинской Америки человек старается немедленно использовать появившиеся у него активы, вложить их, дабы получить дополнительный доход. Главный отличительный фактор развитой западной экономики – доверие, ощущение стабильности, уверенность, что вас не кинут, не обманут. То, какие у нас активы – большие заводы, старые станки, плохого качества автомобили – имеет свою глубокую причину, которая, прежде всего, касается вопроса доверия.

Западное общество состоит из «лохов»

В России до сих пор кого-то кинуть – это подвиг. Вот есть понятие «лох». Это нормальный человек, которого вы встретили на улице, попросили о помощи, а он отнесся к вам с доверием и помог. Но по нашим понятиям, он «лох», и кинуть его, как способ заработать, приемлем. Это же легче, чем постараться улучшить свою работу, повысить производительность труда. Западное общество состоит из «лохов», которые доверяют друг другу, помогают, если возникает необходимость, которые «вкалывают» и поэтому хорошо живут. И так если не все, то большинство. А мы – каждый в отдельности, причем стараемся что-то у кого-то украсть или обмануть. Мы же не доверяем соседу, а пристально смотрим: в чем он может меня кинуть? Традиции у нас не слишком хорошие, к сожалению. Ценности, обычаи, общественные институты меняются очень медленно. Вот это, действительно, реальная проблема. Поэтому и не заводится мотор для экономики.

На самом деле, нужно, чтобы в стране было примерно 5-6% населения, которые бы составляли сильный предпринимательский класс. Если бы этот класс установил в своей среде более зрелые отношения доверия, то это придало бы очень сильный толчок развитию экономики. Сейчас такого рода усилия предпринимаются. ФКЦБ разработала Кодекс корпоративного управления, в котором прописаны правила поведения для компаний. Если вы их нарушаете, то бизнес-сообщество может вас отторгнуть. Кодекс не является обязательным, но крупные компании начинают его исполнять, и более того – принимают свои внутренние кодексы. Но пока это движение еще не стало значимым фактором.

Время отдавать долги

2003 год – это пиковый год платежей по внешнему долгу. Сумма погашения вместе с выплатой процентов составляет ,5 миллиардов. Это очень много, хотя ситуация значительно улучшилась вследствие того, что мы не проводили реструктуризацию долга, осуществляли опережающие платежи и провели операцию по скупке по очень низкой цене собственных ценных бумаг, которая называется buy back – что значит «откупать обратно». Операция считается неприличной, но все страны этим занимаются.

Учитывая, что в последние годы был рост ВВП, а долги сокращались, в России произошло изменение в лучшую сторону очень важного показателя – отношения суммы обязательств текущего года по долгам и ВВП. Считается, что если этот показатель меньше 50%, то все нормально: у страны есть ресурсы, чтобы платить по долгам. Если в 1998 году соотношение составляло примерно 70%, то в 2000 году оно снизилось до 40%.

Резервы ЦБР в настоящее время составляют более млрд. Из них примерно млрд приходится на золото и другие сравнительно низколиквидные активы, а остальное – это доллары и евро. В 1998 году, в самой нижней точке, у нас было млрд резервов, из которых золота – те же самые млрд, что означало практически полное отсутствие ликвидных резервов. А сейчас запас прочности есть.

Вопросы к бюджету

Я подозреваю, что если бы президент не требовал изыскать все резервы и не настаивал на амбициозности правительства, то Минфин не рассчитывал бы бюджет 2003 года исходя из цены нефти в ,5 за баррель, оставил бы прежние . Стране нужно показать высокие темпы роста. Хотя, мне кажется, что ,5 за баррель – это более или менее нормальный показатель. Так оно и будет.

Существенно повышены расходы на силовые структуры. Рост расходов на армию составит 26%. А самой быстрорастущей статьей бюджета стали расходы на правоохранительные органы и службы безопасности – 45%. Я анализировал эти показатели, и разумными соображениями их невозможно объяснить. Те люди, которые готовят бюджет, знают, что такой подход президенту понравится, хотя он прямых указаний на этот счет не давал.

Мне кажется, что мы сейчас перешли грань целесообразной централизации финансовых ресурсов. Минфин хвастается, что благодаря их перераспределению средств состояние региональных бюджетов стало намного лучше: аккуратнее платежи, регионы не попадают в такое тяжелое финансовое положение, как раньше. Это и правда, и лукавство. Проблема в том, что чем больше вы централизуете и перераспределяете, тем больше берете на себя ответственность. И регионы начинают думать, как бы больше денег «выдрать» из Минфина, а не о том, как опереться на собственный бизнес и изыскать дополнительные доходы.

Бюджет-2003 в целом неплохой, но... единственное – он не будет способствовать развитию страны. Что нужно, чтобы было иначе? Уменьшить доходы и расходы относительно их доли от ВВП. Если говорить о расширенном бюджете правительства (это понятие охватывает федеральный бюджет, региональные и местные бюджеты и социальные фонды), то, по моим оценкам, оптимальная доля сегодня составляет 30-32%. В этом году у нас будет 41% по доходам и примерно 35% по расходам.

Доходов получаем много, значит, надо снижать налоги. Говорят, будто бы налоги снижаются, имея в виду процентную ставку, но при этом их больше собирают. Экономике от этого легче не будет. Надо, чтобы снижалась эффективная, то есть реальная налоговая нагрузка. Алексей Кудрин сказал, что в 2003 году, мы, как Суворов, перейдем через Альпы – уплатим внешние долги, а со следующего года рванем... Ну посмотрим. Свежо предание, но верится с трудом.  

Илья БАТРАКОВ, Нижний Новгород Журнал «Деловая неделя», № 1 2003 г.

 



Бронирование ж/д и авиабилетов через Центр бронирования.
 


Формальные требования к публикациям.
 

   Новости Клуба

   Публикации

   Стенограммы

   Пресс-конференции


RSS-каналы Клуба





Институт Экономики Переходного Периода

Независимый институт социальной политики