Новой России нужны новые педагогические модели, отвечающие требованиям рынка и системе ценностей гражданского общества. Мысль не нова, произносится давно и часто. Но нет ничего более консервативного, чем образовательная система. Не думаю, что могу кого-то обидеть, поскольку факт налицо: высшее образование превратилось в некий социальный сейф. Молодой человек с дипломом остается невостребованным на рынке труда, мало того – он не конкурентоспособен. Эту проблему обсуждают чиновники, педагоги, молодежь – тот самый человеческий ресурс, на который ориентируется экономика страны. Правительство Саратовской области готовит целевые программы: “Молодежь Саратовской области” на 2006-2008 годы и “Развитие образования” на 2006-2010-е. Пока программы зреют, порассуждаем, что же на самом деле нужно нашему молодому поколению, чему и как его учить.
Недавно «Бизнес-журнал» провел опрос по кадрам. Вот, что говорили работодатели: “Сложно найти думающих людей”, “Образовательная система не способна готовить экономически активно население”, “Требуется разработка эффективных программ обучения”, “Отсутствует проектное мышление, в вузах его даже не пытаются формировать”. Надо заметить, что на самом деле умных людей в России много. И в системе образования разработано немало эффективных программ. Вот только одна маленькая “заковырочка” – на нашей почве приживаются одни эксперименты. Ментальная загадка: почему хорошее не становится нормой?
Анатолий Ермолин, член комитета по международным делам Госдумы РФ, профессионально занимается образованием. Разрабатывает программы (о чем рассказал на встрече с журналистами в клубе “Из первых уст”), курирует добровольческий проект “Помоги советом”. Говорит: “Самое невероятное, чему научил меня этот проект – не нужно верить статистике и устоявшимся мнениям, что в России ничто не может получиться”.
Что есть молодежь?
Чтобы создавать программы для молодежи, прежде всего надо определиться, кто же она такая. Мнения разные, но для бюрократических подвижек наиболее подходит европейское определение: “Молодость – это такой промежуток в жизни человека, который начинается с тотальной зависимости ребенка вплоть до периода полной независимости, самостоятельности и самодостаточности взрослого человека”. Если брать за основу такое понимание молодости, то сразу становится понятно, что надо делать и какая должна быть система общественно-государственных мер для реализации молодежной политики.
“Около пяти лет назад меня пригласили на заседание Госсовета по теме “Концепция национальной молодежной политики”, – Ермолин обратился к предыстории программ. – Лечу в самолете с толстым талмудом в руках. Пока читал вступление, вся усталость прошла, душа пела: “молодежь – главный ресурс развития страны”, “все силы – в молодежь”, “без поддержки молодежи ничего у нас не получится”. Когда дошел до второй части, где объяснялось, что для этого надо сделать, началась резкая депрессия: кроме абсолютно комсомольских PR-приколов, ничего там не нашел”.
Что предлагалось сделать? Как всегда – квартира и социальной кредит каждой молодой семье. Когда чуть позже Ермолин поделился со студентами своими сомнениями о реальности таких планов, те удивились: “А как же иначе? Если государство нам не поможет, квартиру, работу не даст, как мы жить-то будем, как семью создадим?” Самый сильный, самый здоровый, самый жизнеспособный человеческий ресурс страны – молодежь – относится к себе как к социальному инвалиду. Психология, доставшаяся в наследство с советских времен, передается чуть ли не на генном уровне. И как, простите, развивать малый и средний бизнес, где взять кадры, по которым испытывает голод рыночная экономика?
После этого начинающему политику безумно захотелось придумать проект, который опирался бы не на внешние ресурсы, создаваемые для молодежи, а на формирование внутреннего ресурса у самих молодых людей. Первым делом решили выяснить потребности молодого человека и провели опрос, упростив его до безобразия: “Назовите пять основных “хочу” современного молодого человека”. Ответы были честными: молодые хотят денег, квартиру, быть профессионально и социально состоятельными (то есть конкурентоспособными), классно отдыхать и, что очень радует, пока еще хотят иметь семью. Все эти критерии – ценности среднего класса. На них основаны успешные гражданские общества, какие придумала человеческая цивилизация. Стало понятно: программа должна быть ориентирована на эффективность, профессиональную и социальную конкурентоспособность молодого человека. Потому что в этом случае у тебя есть деньги. А значит, и все остальное. Следующий вопрос: как развить у молодежи вышеназванные качества?
Подвижный к подвижным
«Советский Союз имел лучшую систему образования в мире. Но если мы такие умные, почему мы такие бедные? Где наши счета, кредитные карточки, успешные дела? Знаете, мне кажется, это немножко от лукавого. Не надо сравнивать две вещи, которые не сравнимы. С точки зрения обучения фундаментальным наукам российская, если хотите, советская, политехническая школа была, есть, и надеюсь, нам удастся ее сохранить лучшей в мире. Наши сильные преподаватели математики, физики, химии нарасхват за границей. В одной школе под Вашингтоном я разговаривал с русской учительницей, которая преподает там математику: “Как у вас с математикой?” – “Да разве здесь есть математика? Одни веселые картинки, думать вообще не учат». – «Почему же мы в России так живем?» – “Вы видели российскую школу, где по 4-6 часов в неделю учат тому, что такое проблема, проектирование способов ее решения, что такое концепция, планирование? Попробуй не получи зачет по этому предмету здесь: без него просто не примут на работу, даже в булочную, в маленький магазинчик, в слесарную мастерскую. Поэтому все школьники очень серьезно относятся к этому предмету».
Модель обучения, базирующаяся на менеджменте, лидерстве и навыках к информационно-аналитической работе (начиная с самого себя) легла в основу программы «Лига Дела». Она включает пять ступеней: “Лидер для себя”, “Лидер для семьи”, “Корпоративный лидер”, “Лидер для сообщества”, “Лидер для страны”. Разработчики рассчитывают, что молодой человек может пройти все эти ступени в течение 10-15 лет, в зависимости от того, насколько это ему интересно: «Мы назвали это “принципом Наутилуса”. Помните, как переводится? “Подвижный к подвижным”. Но для того, чтобы быть эффективным, нужно самому стать подвижным и мобильным». А что отдаешь, получив? Продолжением «Лиги» стал проект “Помоги советом”, работающий по простейшей технологии.
Услуги на миллион долларов
Открывается офис, центр гражданского консультирования – как угодно назовите (на Западе – центр развития местного сообщества). В нем может работать и один человек, и два, и три, и пять, в зависимости от возможностей. Основной ресурс – добровольческие сообщества, которые готовятся и формируются вокруг этого центра, специализируясь по конкретным направлениям деятельности. Главная задача сотрудников – принять человека, составить паспорт его проблемы и соединить его с добровольцем. А он уже, в режиме профессионального сопровождения, работает дальше. На сегодняшний день в стране открыто 19 таких центров: в Барнауле, Томске, Самаре… За 6 месяцев работы – 18 тысяч успешных историй. Пропускная способность центра, когда он выходит на нормальный режим работы, – 25-30 человек в день: «Понимаете, есть огромное количество людей с проблемами, для решения которых нужны не деньги, а заинтересованные люди, готовые проявить человеческое участие, потратить время на то, чтобы помогать другим людям. Это ресурс, который в нашей стране абсолютно не работает». Простейший пример… Пришла бабушка: “Лекарство прислали из Германии для внука-инвалида. Ничего не понимаю, что здесь написано”. Диспетчер позвонил студентке с филфака, она пришла и перевела, в какой дозировке, как давать лекарство. Где еще можно найти услугу такого качества?
Современный мир добровольцев давно уже стал профессиональной отраслью, несмотря на то, что в этой отрасли никто не получает зарплату. Хотя на самом деле такой “бесплатный бензин» имеет свое измерение. В Америке – 80 миллионов добровольцев, создают 5% ВВП, а это 0 млрд.! В Швеции количество добровольцев в 4 раза превышает население страны, потому что в среднем один швед состоит в 3-6 общественных организациях. Кстати, подсчитано: если создать такую сеть в каждом муниципальном городе, округе – выйдем примерно на такие же показатели, как в США. То есть дополнительно, не получая никаких денег, возникнет ресурс социальной помощи.
У любого нормального человека тут же возникает сомнение: каким образом можно заинтересовать людей работать бесплатно? Все просто, но с изюминкой: добровольцам, приходящим в центр, говорят: «Мы готовы в вас вкладывать средства. Добро пожаловать на летние программы”. Поскольку ведется электронный учет успешных историй, легко определить, кто из добровольцев больше и эффективнее всех помогал людям. Их-то и привлекают к обучающим программам.
Данная концепция имеет право быть, более того, может лечь в основу молодежной политики. Важно понять: не будет больше бесплатного сыра в мышеловке, нельзя второй век тешиться иллюзиями равномерного распределения благ, не надо обещать молодому поколению, что страна сделает для него то-то и то-то. Нужно создать такие условия, при которых путь от «тотальной зависимости ребенка до периода полной независимости, самостоятельности и самодостаточности» станет максимально реальным и ровным. Чтобы в нашей стране наши граждане хотя бы ощутили свою нужность. Потому что не демонстрация армейской мощи, а только любовь дает чувство защищенности.

Наталья КОТОВА, г. Саратов. Общественно-политический еженедельник "Неделя области", 26 октября 2005 г.

|
|