ЖИТЬ БУДЕМ ЛУЧШЕ, ЖИТЬ БУДЕМ ЗДОРОВЕЕ?
Автор: Макушина Елена
Регион: Уфа
Тема:  Реформа здравоохранения
Дата: 28.10.2005

Реализация масштабного национального проекта в области здравоохранения началась. Причем внедряется он под личным контролем президента Путина, инициировавшего глобальные социальные программы в этой приоритетной сфере. По мнению научного руководителя Высшей школы экономики Евгения Ясина, озвученного им на семинаре Клуба региональной журналистики "Из первых уст", предложения главы государства - не экспромт. "Это способ показать людям, что Президент в отличие от Правительства заботится о народе", - считает Евгения Григорьевич. Нынешнее же состояние отрасли здравоохранения Ясин охарактеризовал как "ужасное". "Реформа здравоохранения стоит на месте, потому что Зурабов боится сделать шаг", - сказал он. Ведь смысл реформы, начатой еще в 1994 году, - сделать страховые медицинские организации органом контроля за качеством работы лечебных учреждений. Оно и понятно - пациент не может, да и не должен быть настолько грамотным, чтобы лично контролировать действия врачей. Да и медицинские услуги - товар доверительный.

Итак, что предполагается сделать за рекордно короткие сроки, отведенные главой страны на полную перестройку системы охраны здоровья? Об этом и шла речь на расширенной коллегии республиканского Минздрава, где медицинская общественность региона и главы районов и городов республики обсуждали проект, но уже в масштабах региональных. И вот итог - сделать предстоит много, а сроки, тем не менее, действительно сжатые - два-три года.

Попробуем разобраться, что же представляет из себя этот достаточно амбициозный проект. За счет сугубо федеральных денег планируется укрепить амбулаторное звено и расширить возможности по оказанию бесплатной дорогостоящей медицинской помощи. Что для этого необходимо? Во-первых, заинтересовать материально работников первичного звена, то есть тех специалистов, с которыми большинство из нас сталкиваются чаще всего – участковые терапевты, педиатры и врачи общей практики. Сказано - сделано. Обещано, что сумма доплат у врачей будет достигать десяти тысяч, у среднего медперсонала - пяти тысяч. Во-вторых, укрепить базу лечебных учреждений - на современное диагностическое оборудование для амбулаторий и поликлиник в российском бюджете уже заложены 14300 миллионов рублей, а на покупку карет скорой помощи и реанимобилей из казны будут направлены 3600 миллионов рублей.

Закрепив кадры и укрепив базу, идеологи программы рассчитывают таким образом усилить профилактическую направленность здравоохранения - на это брошены большие силы и средства. Активно и своевременно будут выявляться заболевания, проводиться дополнительная диспансеризация, активнее обследоваться новорожденные на предмет раннего выявления наследственной патологии. Скажем больше, российское правительство всерьез рассматривает вопрос о предоставлении скидок на лекарства тем, кто дважды в год регулярно будет являться к врачам для медосмотра.

Что касается "дорогостоя". За эти два года в российских округах будут организованы высокотехнологичные медицинские центры, где запланировано проведение до 10000 абсолютно бесплатных оперативных вмешательств по так называемым типичным случаям заболеваний. Как пояснили в Минздраве - рутинным, но, тем не менее, требующим применения высоких технологий. А вот неклассифицируемые случаи - встречающиеся крайне редко, будут лечиться уже в федеральных клиниках и научных центрах. Кстати, один такой центр планируется открыть и в Уфе - на базе Республиканского кардиохирургического диспансера. Вообще же центры будут специализироваться на кардиохирургии, травматологии, ортопедии и эндопротезировании, нейрохирургии, эндокринологии, трансплантологии и репродуктивных технологиях. Все это должно повлечь за собой улучшение состояния здоровья нации, повышение качества и доступности медицинских услуг.

А вот у практиков от здравоохранения серьезные опасения - успеем ли? По словам ректора БГМУ Виля Тимербулатова, в Норвегии, к примеру, такая система вводилась в течение 20 лет. В России, состояние экономики которой, мягко скажем, несколько отличается от западных стран, планируется уложиться максимум за три года. "Это шоковая терапия для нашей системы, - поставил диагноз Тимербулатов, однако добавил: - Задача поставлена и ее надо решать".

В зону ответственности медицинской науки республики входит, в первую очередь, подготовка кадров. К началу следующего года БГМУ должен успеть подготовить и переподготовить 340 участковых терапевтов, 204 участковых педиатра и 84 врача общей практики. Понятно, что на месте это сделать нереально, а потому было принято решение о создании мобильных отрядов специалистов Уфы, которые будут выезжать по городам и районам региона для обучения врачей.

Кроме того, на БГМУ возложена задача внедрения высокотехнологичных методов лечения в клинике университета и четырех филиалах республиканских центров, которые будут организованы в Стерлитамаке, Сибае, Белорецке и Дюртюлях. На лечение в следующем двух тысяч больных в клинике БГМУ из федеральной казны уже выделены деньги. Плюс к этому центр добавил еще 360 миллионов для того, чтобы высокие технологии в медицине внедрялись и в других лечебных учреждениях Уфы.

Таким образом, система здравоохранения республики демонстрирует полную готовность к преобразованиям. Что будет дальше – покажет время. Но медики оптимизма не теряют.

  

Елена МАКУШИНА, г. Уфа. Информационное агентство «Башинформ», 28 октября 2005 г.

 



Бронирование ж/д и авиабилетов через Центр бронирования.
 


Формальные требования к публикациям.
 

   Новости Клуба

   Публикации

   Стенограммы

   Пресс-конференции


RSS-каналы Клуба





Институт Экономики Переходного Периода

Независимый институт социальной политики