Недавно в одной из столичных газет увидела совершенно изумительную вещь — школьники шести-десяти лет задают вопросы Богу. Это чистое, незамутненное, искреннее любопытство к жизни, жадное познание еще непознанного и невероятная философская глубина, которая, как ни странно, утрачивается с годами взросления. Только через кристально ясную призму детского восприятия можно одним-двумя словами вдруг обозначить какое-то совершенное глобальное явление. Ну, какой убеленный сединами старец сможет так искренне спросить у Бога, как третьеклассница Арина: «Почему многие люди такие несолнечные?»
Особенно обидно, когда косноязычие вдруг поражает тех, кто должны вроде бы глаголом жечь сердца людей. Призывая народ сплотиться вокруг чего-то, инициаторы даже толком не могут или не хотят этому самому народу объяснить, а вокруг чего, собственно говоря, надобно сплачиваться? В итоге достигается обратный результат, и то, что должно сплотить людей, под нервное хихиканье их расталкивает в разные стороны.
Не будем говорить об идеологической или исторической подоплеке нового праздника России. Как ни странно, на мой взгляд, сегодня не это суть важно. В конце концов, рано или поздно историки разберутся в том, что именно произошло в те далекие годы, и расскажут простым смертным о своих открытиях. Может, это даже простимулирует всплеск интереса к истории собственной Родины.
Гораздо важнее то, что человеку хочется в какой-то момент жизни почувствовать себя вместе с другими – близкими по духу или просто живущими рядом. Особенно болезненно ощущается это сегодня, когда людей разобщает гораздо больше обстоятельств, чем сплачивает. Между нами встают деньги, социальное и имущественное положение, география проживания, национальная принадлежность. Мы слишком обостренно чувствуем каждый из перечисленных факторов – словно острые камешки на засыпанной гравием дорожке сквозь тонкую картонную подошву легких сандаликов. И идти мучительно, и свернуть невозможно, потому что иного пути нет.
И почему так получается, иной раз понять просто невозможно. Ведь у нас в стране просто потрясающие люди. И одновременно ощущение ужасного, чудовищного социального болота. Трудно не согласиться с горькой оценкой, недавно подслушанной в одном из телеинтервью: «Такой паршивый народ, и такие прекрасные люди…» Может быть, именно от подобного чувства внутренней противоречивости и родилась идея обозначить новый государственный праздник как день добрых дел? Может быть, это такой неожиданный прорыв подсознательного и попытка уйти от «замыленного» от частого употребления понятия патриотизма?
Когда писательницу Людмилу Улицкую на одном из заседаний Клуба региональной журналистики РОО «Открытая Россия» спросили: «Вы патриотка?», она честно призналась: «Я отказываюсь от этого слова. Мне оно не нравится. Мне христианские ценности в этом смысле гораздо более важны, чем национальные. Две тысячи лет тому назад произошло некоторое событие: культура получила новый знак, и в этом знаке тема национального оказалась менее важной, чем какие-то другие измерения. И в этом смысле я не патриотка. Я знаю, что есть гораздо более существенные ценности, чем то, что мы называем патриотизмом…»
Наверное, дети приходят к пониманию того же самого естественным, инстинктивным путем, который с возрастом уходит куда-то в сторону и часто теряется в дебрях нашей непростой жизни. И потому дети просят у Бога не злата и власти, а понимания и любви. «Спаси наши души от инвалидности», - написал Богу Изя из четвертого класса обычной школы. А его сверстник Андрон строго указал: «Меня все время натаскивают на твой светлый облик; смотри, не разочаруй…» А третьеклассник Игорь честно пытается понять божественные мотивы: «На земле столько бед и страданий, чтоб людям нестрашно было умирать?» А Радик из четвертого класса печально вопрошает из своего какого-то глубинного личного опыта: «Люди так страдают на Земле, неужели в твоем аду еще хуже?»
Неужели мы, взрослые, прочитав все это, по-прежнему хотим лишь один день в году украсить добрыми делами? Неужели мы не сможем найти правильный ответ на коротенький вопрос первоклашки Лены, адресованный Богу: «Почему мир без нежности?»

Галина СТАВРИЕЦКАЯ, г. Тамбов. Областная еженедельная общественно-политическая газета "Наедине", № 45, 09 ноября 2005 г.

|