В конце мая Госдума приняла обращение к правительству РФ о неотложных мерах по развитию жилищного строительства, выводу жилищно-коммунального хозяйства (ЖКХ) из кризиса, обеспечению госконтроля за ценами и тарифами на жилищно-коммунальные услуги и социальной поддержке малоимущих граждан при оплате ими жилого помещения и коммунальных услуг. В документе отмечается, что ЖКХ России продолжает находиться в состоянии кризиса. "До настоящего времени реформы жилищно-коммунального хозяйства, начатые в 1997 году, не дали результатов. Деятельность правительства по созданию институциональных основ для решения проблемы жилищного строительства и осуществления реформы ЖКХ имеет бессистемный характер", - говорится в обращении Госдумы.
В Перми в конце июня состоялся общероссийский круглый стол «Коммунальный комплекс: перспективы и сценарии». Основной целью обсуждения была разработка и широкое обсуждение перспективных сценариев развития коммунального комплекса в Российской Федерации.
К участию в проекте привлекались представители Администрации Президента РФ, Министерства регионального развития РФ, Министерства экономического развития и торговли РФ, главы администраций субъектов Федерации и муниципальных образований, крупнейшие российские частные операторы в сфере ЖКХ, представители финансовых и деловых кругов, а также ведущие российские и западные эксперты, всего - более 100 ведущих представителей отрасли.
Один из организаторов мероприятия Михаил Никольский, генеральный директор ООО «НОВОГОР-Прикамье» имеет на ситуацию в сфере ЖКХ весьма оригинальный взгляд, которым он и поделился с гостями области, а чуть раньше, в Москве - с членами Клуба региональной журналистики.
Пожалуй, только сейчас, в 2005 году, консолидировалось общественное мнение по поводу того, куда надо развиваться этому самому коммунальному комплексу. Строго говоря, аббревиатурой "жилищно-коммунальный" мы обязаны социалистическим временам, потому что в капиталистические времена этот сложный блок надо разделить пополам. На жилищный комплекс и на коммунальный комплекс. Это два принципиально разных по структуре сектора экономики.
Что такое коммунальный комплекс? Это трубы водопровода и канализации, горячее водоснабжение, электричество низкого напряжения (то, что в розетку приходит), и с недавних пор по федеральному закону к этому же хозяйству относится утилизация твердых бытовых отходов. В переводе на русский язык - свалки.
Что такое жилищный комплекс? Это обслуживание и ремонт квартир, метение дворовых территорий, ввинчивание лампочек в подъездах и прочее, очень нужное, но принципиально другие услуги. Принципиально другие, потому что это, безусловно, конкурентный сектор. Впрямую конкурентный. Там есть механизмы, как сталкивать между собой лбами частные компании, представителей среднего и малого бизнеса.
Все мы, как пользователи, недовольны состоянием и качеством коммунальных услуг. Но, к сожалению, от нас скрыто то, что в этом секторе назревают очень крупные техногенные вопросы. И если еще года два-три ничего не делать, комплекс посыплется уже окончательно.
Ситуация сегодня такова: с одной стороны, - это рынок с объемом оборота в несколько десятков миллиардов рублей. С другой стороны, - это действительно последний островок социализма в стране. Все остальные отрасли уже так или иначе нашли себя в рыночной экономике.
Как учил великий классик "каждая семья несчастлива по-своему". Практически в каждой стране сложились свои модели управления коммунальным хозяйством, которые с большим трудом типологизируются. Хотя одна потихоньку начинает побеждать другие - "французская модель". Для России она интересна тем, что с ментальной точки зрения французы очень близки нам. Там тоже были революции, там тоже очень сильны позиции государства в экономике, и там тоже на ментальном уровне люди много чего ждут от "государя" и скептически и с претензией относятся к бизнесу.
Вот эта французская модель предполагает очень простую вещь. Коммунальные активы - трубы, задвижки, станции водоочистки, очистки сточных вод, тепловые пункты и прочее, - все это находится в собственности муниципалитетов. А управление этими объектами приватизировано. В основном, приватизировано через концессионную схему. Это такая схема, при которой кто-то один на определенный период полностью принимает на себя ответственность за систему. Вкладывает туда необходимые средства, поддерживает ее в работоспособном состоянии и отвечает за качество оказываемых услуг. У муниципалитета оказывается очень удачная позиция. Он заказывает услугу, приобретает ее, разрешая установить тот или иной тариф. А этот один ответственный зарабатывает деньги и старается их разумно тратить.
Российское законодательство концессию еще, к сожалению, сегодня не описало. Попыток было несколько. Колебались от общего к частному. Сначала думали вводить в масштабах всей страны, потом готовили отдельные отраслевые законы. Сегодня опять хотим в масштабах всей страны. Доползет ли эта улита до финиша - никому непонятно. Сама по себе концессия выросла на плечах аренды. Когда арендатор стал брать на себя чуть больше обязательств и чуть больше ответственности, следующий логический шаг назвали концессией. Поэтому в Перми повторили исторический путь и остановились сейчас на аренде с некоторым количеством определяющих условий. Так появился ООО «НОВОГОР-Прикамье» - группа молодых людей взяла в аренду на 49 лет пермский водоканал.
Первое, что сделали его учредители – попытались осмыслить, куда система должна выгребать, задумались о развитии технической базы, пригласили профессиональную английскую водопроводную компанию и определили стратегию развития. Развитие не там, где лежала дырявая труба, а взамен ее положили целую и сказали, что это и есть развитие. Развитие в целом, в комплексном подходе, - куда идем, зачем идем, по каким параметрам, как это можно перевести в цифры. Вскрылись противоречия общепризнанным штампам, например, что стоимость коммунальных услуг безумно раздута, и ее можно сократить в разы.
Этот резерв и есть тот жирок, который можно извлечь методами управленческими, методами внедрения конкурсных процедур при закупках, методом материального стимулирования хорошего труда персонала, методом сокращения персонала.
Вторая иллюзия, которую удалось развеять, состоит в том, что жилищно-коммунальное хозяйство что-то вносит в инфляцию в стране. Это не так. Жилищно-коммунальный комплекс стоит на последней руке всех предыдущих поставщиков. Он на последней руке по электроэнергии. На последней руке по стоимости рабочей силы, на последней руке по стоимости всевозможных химреагентов и прочего. Собственный управляемый ЖКХ кусочек очень маленький, львиная доля тарифа сектора - это тарифы впередистоящих. Третьим, очень печальным выводом стало то, что по большому счету частный оператор нужен только себе и больше никому. То есть, для муниципалитета общение с частным оператором обернулось очень серьезной головной болью. «НОВОГОРУ» срочно пришлось проводить границу ответственности между городом и частным оператором. Это очень болезненный эпизод, но в Перми проводили раздел имущества, без скандала. Партнерство было достигнуто в тот момент, когда ООО «НОВОГОР - Прикамье» взял на себя определенные обязательства, а администрация города пообещала через тарифы эти обязательства профинансировать.
Очень продвинутый пермский чиновник, который очень много полезного сделал для коммунального комплекса, как-то в частном разговоре честно признался: "Понимаю, что за частными операторами будущее. Но как жалко отдавать!". Это была эмоциональная реакция абсолютно трезвомыслящего человека, пришедшего во власть из бизнеса. Бизнес нельзя построить сверху вниз. Его можно построить только снизу вверх.
На сегодняшний день законодатель определился. Он решил коммунальщиков дальше границы дома не пускать. От границы дома начинается ответственность управляющей компании. Поэтому, чтобы здесь не было перепихивания проблем с больной головы на здоровую и обратно, выход только один: быть более активными в сфере управляющих компаний.
В проведении преобразований в коммунальном комплексе заинтересованы, прежде всего, представители бизнеса. Само же население, как отмечают специалисты, пока просто не понимает, в чем смысл данной реформы. «Люди ощущают только повышение тарифов, но не знают, с чем это связано». Что касается дальнейшего развития бизнеса в сфере ЖКХ, то здесь, по словам самих предпринимателей, «у них все есть. Нужны только понятные правила игры, где за каждой стороной закреплено ее место и полномочия». Эта проблема, возможно, скоро будет решена благодаря новому законопроекту «О концессионных соглашениях», который должен приниматься Госдумой уже осенью этого года. Новый закон направлен на формирование правил взаимодействия между публичным сектором и частным. Это закон прямого действия, т. е. для его применения не потребуется создание дополнительных нормативных актов со стороны правительства или муниципалитета.

Марина ЧЕПИКОВА, г. Уфа. Журнал «Бизнес- партнер», июнь 2005 г.

|