Радиопрограмма «Эхо событий»
В: Еще одно событие недели – новые платежки за квартиру принесли. Российский министр финансов Алексей Кудрин лишь венчает огромную пирамиду финансистов всех уровней. Самым многочисленным отрядом здесь являются конечно же домашние министры финансов, те – кому приходится из месяца в месяц, из дня в день верстать семейный бюджет. В статье «Расходы» в последнее время достаточно быстро растут цифры коммунальных платежей. Тем же хранителям домашних очагов приходится решать непростые проблемы добывания коммунальных услуг из неподатливых ЖЭУ, ЖЭКов и прочих контор. Катящийся ком проблем должна, якобы, растопить коммунальная реформа. На этой неделе депутаты российской думы вновь решили вернуться к этой проблеме. А пока нам позвонил обычный квартиросъемщик обычной квартиры Владимир Алексеевич Евдокимов - типичный семейный министр финансов. Его семья из четырех человек живет к трехкомнатной коммунальной не приватизированной квартире в кирпичном доме в конце Фрунзе. Владимир Алексеевич, бывший строитель, посчитал динамику цен на услуги ЖКХ и у него возникло несколько вопросов на сей счет:
ЕВДОКИМОВ: (206) За октябрь месяц горячая вода и отопление – 728 рублей. Холодная вода и канализация – 291 рубль начисления. Из жэу пришла квитанция – 362 рубля. Получилось 1380 рублей. За трехкомнатную квартиру. Здесь нет еще за телефон и за электроэнергию. Как раз полторы тысячи наберется. (010) если проанализировать квитанции, которые нам предъявляют для оплаты за коммунальные услуги, то получается, что мы уже платим за эти услуги более 100%. Вот нам говорили о повышении цен на горячую воду и отопление с сентября месяца на 17%. А что на самом деле? За октябрь месяц нам предъявляют к оплате за горячую воду на 28,5% дороже, а за отопление – на 45%. Это вместе 17. За период с октября 2001 года по октябрь 2002, то есть за 1 год оплата за отопление увеличилась в 2,2 раза. Это в основном за счет резкого повышения тарифов. Процент же оплаты за это время вырос всего на 30%. На 220% оплата увеличилась, а % оплаты – всего на 30%. Теперь он составляет 90%.
В: Как всякий министр финансов, Владимир Алекссевич сопоставляет расходы с доходами:
ЕВДОКИМОВ: (034) Пенсии тоже обещают повысить с февраля месяца 2003 года аж на 6 % и с августа еще на 5%. (045) Почему энергетики за счет народа хотят построить свое благополучие? Прибыль они делят между собой, а все расходы списывают на население. Почему мы должны оплачивать все огромные потери тепла, пока они дойдут до потребителя. Почем реструктуризацию должны проводить за счет народа? Вроде бы не должна повышаться оплата за тепло: котельные переводят на газ, который намного дешевле угля, с ядерных реакторов СХК поступает дешевое тепло, на ТЭЦ-3 тепло также дешевое.
В: И задается наш министр финансов одним, но главным вопросам – где деньги? То же и по холодной воде, говорит.
ЕВДОКИМОВ: (064) В феврале месяце 2002 года Макаров своим постановлением №60 утвердил тарифы на холодную воду и канализацию в размере 46 рублей 90 копеек с одного человека. А почему нам предъявляют к оплате за октябрь месяц 72 руб 85 копеек, то есть на 55% дороже. Вот с февраля месяца 2002 года по октябрь, т е за 9 месяцев оплата за холодную воду и канализацию увеличилась на 280%. Так платим мы 100% за коммунальные услуги или нет? Я считаю, что платим.
В: Заметьте, уважаемые радиослушатели, наш независимый аудитор очень внимательно относится не только к цифре, но и к тем постановлениям, в которых та или иная цифра была заявлена.
ЕВДОКИМОВ: (079) Ну, готовится для нас еще сюрприз – оплата за вывоз мусора будет увеличена в два раза – уже увеличилась – сегодня пришла квитанция. (092) Кончится этот беспредел или нет? Что скажут наши депутаты? В предвыборную кампанию они обещали навести порядок в ЖКХ, но пока только одни разговоры.
В: Для того, чтобы рост оплаты коммунальных услуг могли пережить семьи с вовсе низким доходом, была создана система жилищных субсидий. Их получают те, чей доход ниже прожиточного минимума. Естественно, что это в любом случае лучше, чем вовсе ничего. Но вот взгляд на эту ситуацию нашего министра финансов домашнего очага:
ЕВДОКИМОВ: (105) У нас прожиточный минимум сейчас где-то 1860, но если у семьи на каждого члена семьи получается 1900 рублей, то субсидия не положена. Заплатили за все коммунальные услуги и от этого прожиточного минимума ничего не остается. Я считаю, что надо сделать так, чтобы заплатил все эти коммунальные услуги и у тебя осталось еще прожиточный минимум. Тогда еще можно как-то жить, а так – как жить на эти деньги, которые остаются после выплаты за коммунальные услуги?
В: Еще интересный вопрос, говорит Владимир Алексеевич – куда идут деньги, которые взимаются на капитальный ремонт? Его дому 20 лет, но ремонта не было ни разу. И снова вопрос – где … деньги? Может быть профессиональные финансисты усмотрят неточность расчетов нашего ауидтора, но не в этом дело. Именно в эти дни многие томичи получили новые платежки и крепко задумались над уже пересисленными проблемами. Старая песня о главном: «Вот уж окна зажглись, я шагаю с работы устало – я люблю тебя, жизнь, но хочу чтоб дешевле ты стала».
В: Продолжая тему, пойдем от частного опыта томского пенсионера к видению проблемы в более широком масштабе. Реформа ЖКХ задумывалась еще в 91-м году в Законе об основах федеральной жилищной политики. Её идеи с тех пор не изменились. Всплеск разговоров на эту тему был в 97-м, когда в правительство пришел Борис Немцов, в 2001-м, когда к руководству российской экономикой пришел Герман Греф. Суть реформы комментирует президент Фонда «Институт экономики города» Надежда Косарева:
КОСАРЕВА М-7 (600) Основная идея - отделить экономику от социальной защиты. То есть у нас сейчас всё перемешано. Это у нас единственная отрасль народного хозяйства, которая сидит на бюджетных дотациях.
В: Надежда Косарева считает, что жилищно-коммунальное хозяйство необходимо переводить на рыночные рельсы
КОСАРЕВА М-7(2) (003) Там, где возможна конкуренция – ввести конкуренцию, там, где не возможна конкуренция, где остаются естественные монополии, там ввести ввести правильную систему тарифного регулирования естественных локальных монополистов, создать систему собственности на жилье, отсюда – мотивацию к управлению этой собственностью, то есть обычную экономику создать. И отдельно выстроить систему социальной защиты населения. То есть те люди, которые в этой экономике со своими доходами не могут функционировать, они должны получать помощь, но помощь адресную, в зависимости от их дохода, который позволяет или не позволяет им войти в эту экономику. Сейчас у нас всё перепутано, сейчас мы дотируем производителя услуги, мы покрываем ему убытки – он у нас планово-убыточен. Бюджет покрывает убытки этого производителя жилищно-коммунальной услуги – кому эта услуга пошла: миллионеру или бедному – системе безразлично. Более того, поскольку услуга рассчитывается исходя из квадратных метров или из гикокалорий потребленных и так далее, то чем больше у вас квадратных метров, тем больше вы потребляете воды, тепла и так далее, тем больше этих дотаций к вам приходит в конечном итоге. И система совершенно не отвечает ни принципу адресности, ни принципу справедливости субсидирования, а с экономической точки зрения поди введи конкуренцию, когда у тебя поставщик этой услуги, пусть он даже выбран на конкурсе по лучшей цене, но он зависит от дотаций бюджета. Понимаете, в этой системе вводить конкуренцию очень тяжело. Муниципалитет фактически недофинансирует эти услуги постоянно, и частнику работать в ситуации недофинансирования невозможно.
В: Проблема ЖКХ ставит частокол непроходимых проблем перед всеми российскими реформаторами. Комментарий на ту же тему от Егора Гайдара:
ГАЙДАР М-6(2) (036) Вы знаете – в общем-то тяжелейшая тема, очень многоаспектная – даже не знаю как подойти – первое – возможности федерального центра руководить процессом реформы ЖКХ крайне ограничены. По своей природе это вопрос региональных и местных властей. Поэтому будет по-разному. В зависимости от того – какие власти, насколько они коррумпированы, насколько они умны, насколько способны организовывать процессы. На федеральном уровне есть несколько вещей – первое есть вещи, связанные с законодательством. Тут в чем беда – сформировать систему самоуправления жильцов для организации контроля за выполнением функций за обслуживанием жилья – контроль за расходами и так далее – ужасно сложно в рамках той законодательной конструкции, которая есть сегодня. Потому, что интересы жильцов дома существенно расходятся, у нас нет, как это принято, скажем, в Америке домов компактного проживания близких социальных групп, или по крайней мере они не характерны. В этой связи, когда вы должны со всеми договориться и создать кондоминиум, ясно, что в кондоминиуме у вас будут всегда такие маленькие штучки, которые не решают. Вы должны на самом деле, если говорить о законодательстве, если не будет самоуправления жильцов, то никакими способами вы не обеспечите контроль за качеством и уровнем издержек. Нет таких способов. (056) Это значит, что в законодательстве надо на мой взгляд пойти на серьезный шаг, существенно облегчающий возможности организации Товариществ собственников жилья, минимизирующий все препятствия на этом пути, ликвидирующий право вето, расширяющий стимулы для этого, без этого я думаю никакого порядка мы там не наведем. Второе это конечно вопрос о качестве работы местных органов власти, уровня воровства, коррупции и так далее. Вот две фундаментальные проблемы.
В: Третья проблема, говорит Егор Гайдар, - проблема финансирования, которая является производной от первых двух.
ГАЙДАР (064) Потому что если вы не знаете какие услуги вы оплачиваете и не можете их контролировать, то вопрос о том – сколько должны платить вы, а сколько бюджет – собственно производный – и так и так вы платите, просто по-разному, либо вы платите как потребитель, либо как налогоплательщик. Все равно вы заплатите за все неэффективные расходы. Как удобнее в этом случае платить за неэффективные расходы – как налогоплательщик или как потребитель? Ну я вообще сторонник всегда платить как потребитель. Потому что тогда мне по крайней мере гораздо проще понять как мне устроить систему компенсаций для малообеспеченных, какую-то маломальски нормальную систему социальной поддержки и так далее.
В: Но до Бога высоко, до Гайдара далеко. Какова ситуация сосбственно в Томской области? В качестве примера определенной подвижки проблемы начальник департамента строительства и жилищно-коммунального хозяйства областной администрации Борис Юргин приводит Бакчарский район:
ЮРГИН: Бакчарское муниципальное образование одно из первых…… они решили эти проблемы.
В: Опыт Бакчара наверноее наиболее применим в относительно небольших неселенных пунктах, но пока не ясно – как сдвинуть с мертвой точки ситуацию в Томске. У нас всего 94 Товарищества собственников жилья. Из 16 млн квадратных метров жилья они охватывают около миллиона.
Получая квитанции по оплате жилья этой осенью, вы, уважаемые радиослушатели, замечаете, что суммы растут и растут заметно. От экономически обоснованных тарифов госудаство теперь платит лишь 10%, 90 – из нашего кармана. Не поторопились ли с этой пропорцией?
ЮРГИН: У нас, допустим, если мы сравниваем с другими регионами……. Должны отдать за оказанные услуги.
В: Еще одну не очень приятную новость обнаружат у себя в платежках жители многоэтажек – увеличивается плата за лифт. Но, говорит Борис Иванович – задолженность по зарплате работникам лифтового хозяйства доходит до трех месяцев, ставка первого разряда – 400 рублей. То есть куда ни кинь – везде клин. Еще одна проблема – неуплата за квартиру. Лучше всех платят пенсионеры, среди неплательщиков немало людей вполне обеспеченных. Такой вот парадокс. Эти долги по квартплате ложатся на тех, кто платит двойным бременем – во-первых, их не обслуживают как надо за их же собственные деньги, во-вторых, с них еще норовят взять больше, возмещая недоплату других. Серьезных санкций за неуплату пока реально не существует. Ну кто возмет на себя жуть выселения семьи из квартиры? Но, с другой стороны, а кто хочет платить за соседа в ущерб собственной семье? Обещают, что санкции не за горами. И еще одна насущная проблема – по горячей воде – осенью по этому поводу было немало баталий.
ЮРГИН: В Томске не хватало в пределах 92 бойлеров…… должна практически быть снята.
В: И еще одна проблема – крыши наших старых многоэтажек – текут родимые. Ощущают это прежде всего те, у кого между ними и небом – лишь одно перекрытие. Продолжает начальник департамента строительства и жилищно-коммунального хозяйства области Борис Юргин:
ЮРГИН: Да, проблема эта существует, она создана десятилетиями……шатровую, двускатную крышу и так далее.
В: Борис Иванович говорит, что разработан некий план ремонта и реконструкции кровель. Кому-то повезет раньше, добавляет он, кому-то придется ждать дольше. Очень хорошо, если это произойдет, но проблему может решить лишь некий системный подход к изменению отношений в жилищно-коммунальном хозяйстве. Кто этим должен заниматься? Перечень структур, как говорится, прилагается, но у семи нянек дитя без глазу. И все-таки надежда еще есть. Вот например два депутата томской областной думы - Владимир Дурнев и Виктор Екимов разработали проект закона «Об управлении и техническом обслуживании жилищного фонда томской области». Он призван коренным образом изменить отношения между собственниками и нанимателями жилья и организациями, которые это жилье обслуживают. Суть закона в создании конкурентной среды в сфере обслуживания жилья, чтобы жильцы сами могли выбирать – кому доверить обслуживание своего жилья. Управляющие компании будут вынуждены бороться между собой за потребителя, повышая качество и снижая стоимость предоставляемых услуг. Авторы проекта предлагают такую модель тарифов в Томской области, которая должна заставить поставщиков коммунальных услуг все финансовые потоки сделать максимально прозрачными и обоснованность тарифов доказывать в суде. Законопроект направлен на рассмотрение в Думу РФ. Быть может эта реформаторская искра осветит зияющую пропасть и укажет выход. Не хочется думать, что и ее задуют те, кто успешно ловит рыбку в мутной воде жилищно-коммунальных стоков.
---М---
В: Проводя реформы, люди преследуют определенные цели. Если реформа вязнет, то за этим тоже чаще всего стоят чьи-то интересы. Сопротивляться новому может не только чиновник, не желающий расставаться с бурным финансовым потоком, но и самые что ни на есть простые люди, которых пытаются приблизить к современным благам цивилизации. Когда в ряде сел и поселков Томской области проводилась газификация, то кое-где организаторы этого славного дела столкнулись с упорным сопротивлением новому благу цивилизации. «Газ не пройдет!» заявляли жители селений. На фоне привычного «давай-давай» лозунг про «непройдет» выглядел диковато. Нашелся-таки человек, который пошел в народ и умудрился выяснить почему котельная на угле, которая больше дымила, чем грела – это хорошо, а газ, который не дымит, но греет, как говорят, со страшной силой – это плохо. Что бы вы думали. Оказалось, что трубы с отоплением от тех котельных были протащены народными умельцами не только в дома, но и в баньки, теплички, а даже в стайки для скота. И кто бы считал то тепло, которое шло на сугрев родной скотинки. А на газе счетчик стоит. Греть можно всё и вся, в том числе и любимую буренку, но счетчик всегда скажет – сколько это стоит. Вот потому и росло глухое сопротивление в народной среде – мы, де, люди темные, газу боимся. Или другой пример – вдруг взорвалась новая котельная. Маленькая, очень эффективная, новая – что называется муха не сидела, но взорвалась. Оказалось, что не сама взорвалась, а взорвали. Все дело в том, что во времена развитого социализма были построены котельные циклопических размеров. Созидатели нынешних демократических принципов в те времена строили в деревнях панельные дома и норовили согреть теми огромными котельными всю коммунистическую перспективу. И работало в тех котельных по несколько десятков человек. Когда гигантов заменили маленькими котельными, то пошло сокращение штатов. Те самые штаты и взорвали маленькую современную котельную. Из учебников истории мы знаем про английских лудитов, курочивших машины в начале 19-го века, потому как машинное производство разоряло ремесленников-кустарей. Теперь вот дух туманного Альбиона дошел и до нас. Так что формула коммунальной реформы складывается, похоже, не только из технических и финансовых возможностей общества, но включает, в качестве множителя, и некую отрицательную величину человеческого консерватизма, возведенного в энную степень прохиндейства. *** Таковы некоторые аспекты огромной и больной проблемы, которая именуется кратким буквосочетание – Ж-К-Х. 
Николай ПОГОДАЕВ, Томск
Радиопрограмма «Эхо событий», 30.11.2002 г.

|
|