По расчетам демографов к 2025 году нас, россиян, станет в половину меньше. С таким населением – 70 миллионов человек — мы не сможем держать ту территорию, которая сейчас есть у нас, имея в виду наше многолюдное «подбрюшье» в виде Китая и Индии (безработных в Китае больше, чем все население России). Сегодня становится совершенно очевидной необходимость активной иммиграционной политики. Об особенностях современных миграционных процессов, значении миграции для будущего развития России — наш разговор с заведующей лабораторией анализа и прогнозирования миграции Института народно-хозяйственного прогнозирования РАН ЗАЙОНЧКОВСКОЙ Жанной Антоновной.
— Жанна Антоновна, бытует мнение, что миграция в России после распада СССР сильно увеличилась. Так ли это в действительности?
— Это миф. Последняя перепись населения насчитала почти на два миллиона мигрантов в России больше, чем показывала статистика. Но даже с учетом этой двухмиллионной прибавки мигрантов, приехавших в Россию с 1989 года (со времени предыдущей переписи) по 2002 год, не больше, чем за предыдущие 14 лет. Количество прибывших в Россию не увеличилось. В то же время практически прекратился выезд из России в бывшие союзные республики. Если мы говорим о миграционном вале, то акцент надо ставить не на прибытии, а на выбытии.
— Изменилась ли природа миграции после распада СССР?
— Надо четко представлять, что такое нормальная иммиграция и что вообще такое миграции для общества. Миграции с полным основанием можно назвать «легкими общества». Общество, которое движется – это развивающееся активное и инициативное общество. То общество, которое мало переезжает – это заскорузлое общество, консервативное, которое развивается очень медленно. Поэтому нормальная подвижность населения очень полезна. Она способствует как личному продвижению людей, так и экономическому росту.
Нормальные миграции совершаются под воздействием трех основных факторов. Первый – переезд на учебу и последующий за этим выбор места жительства. Следующий механизм – это служба в армии. Третий фактор – поиск лучшей работы, которая связана с карьерным ростом. Остальная часть – это, в основном, экономические миграции. Люди переезжают в поисках более теплого климата. Кроме того, много переездов, связанных с образованием семьи (женитьбы, замужеством), разводом, с переездом родителей к детям. Таким образом, нормальные миграции стимулируются в основном личными желаниями людей. И они тогда нормальны, когда общество их не замечает.
По сути, это экономические переселения. Потому что всегда есть выбор — два места жительства. Когда мы посмотрим, то увидим, что население выбирает тот вариант, который способствует повышению его благосостояния (улучшение жилищных условий, сохранение высокого заработка или его повышение и т.д.). Когда у людей есть выбор из двух вариантов, они выбирают экономически более благоприятный вариант. Это нормальное переселение.
После распада СССР мы получили совершенно другие миграции. Нормальная миграция совершается под воздействием привлекающих факторов. Ненормальная, стрессовая миграция осуществляется под воздействием выталкивающих факторов. Большая часть людей, которые прибыли в Россию после распада СССР, приехали под воздействием выталкивающих факторов. Во-первых, это военные конфликты, то есть опасность для жизни (беженцы). Во-вторых, эти люди уехали из-за того, что они не хотели, чтобы их дети испытывали в школе ущемление по русскому языку и вообще ущемление по национальному признаку, либо потеряли работу и были уволены тоже по национальному признаку.
Миграция стала большой заботой общества. Сразу встал вопрос: помогать мигрантам или не помогать. После распада СССР государство стало ответственным за эту заботу. Создалось искаженное представление, что Россия получила огромный поток беженцев. На самом деле среди стран СНГ поток беженцев в Россию выглядит очень скромным. Если считать беженцами вынужденных переселенцев, всех, кто получил статус, то это где-то 0,7% российского населения, то есть даже не дотягивает до 1%. Допустим, мы удвоим эту цифру – вы знаете, что статус получить не так легко, и на самом деле вынужденных иммигрантов больше, чем официально считается, — будет в 2 раза больше. Все равно это только 1,5% российского населения.
— И как же, на ваш взгляд, справилась наша страна с притоком беженцев?
— Плохо. Хотя она первая среди стран СНГ приняла соответствующие законы, создала миграционную службу, некую инфраструктуру в виде первичных пунктов приема беженцев, которых было 20 или 23 по всей России, создала региональные миграционные службы. Но жилье от государства получили только 8% беженцев. Около 10% получили беспроцентные ссуды на жилье. Но эти ссуды выдавались только людям, социально не защищенным. В то же время требовалось, чтобы они были кредитоспособными. Перед остальными государство не выполнило своих обещаний, которые оно давало. Людей снимали с учета по прошествии пяти лет, несмотря на данные государством обещания. С самого начала было ясно, что государство не справится с такой нагрузкой, которую оно взяло на себя. Но уж если взяло, надо было быть перед этими людьми честными.
— Несмотря на то, что Россия получила большой миграционный прирост за счет резкого уменьшения выезда из России в страны СНГ, население все равно продолжает уменьшаться…
— Если говорить об интенсивности миграции в Россию, то Россия оказалась в тот период на третьем месте в мире после Германии и США. США приняли в год 900 тыс. человек примерно, Германия – 870 тыс. человек и Россия – 780 тыс. человек. Таким образом, Россия входит в тройку самых привлекающих население стран мира. Но если мы пересчитаем эти показатели на 10 тыс. жителей, то Россия окажется впереди США. В США получится 32 человека на 10 тыс. жителей, в России – 54 человека. В Германии эта цифра оставляет далеко позади и Россию, и США, потому что она за это время приняла по 140 человек мигрантов на 10 тыс. своих жителей. Можете себе представить масштаб иммиграции в Германию! На этом фоне мы выглядим довольно скромно.
Несмотря на то, что Россия получила миграционный прирост, он локализуется в очень ограниченном количестве регионов. Из городов-миллионеров в России это Москва, в Сибири – Новосибирск, Ростов – на юге. Приток мигрантов в город является признаком его здоровья, это означает, что в городе есть заработки, что экономика его развивается нормально. Если город теряет население — это всегда забота его администрации. Это означает, что в городе что-то не так, недостаточный потенциал роста
Что касается уменьшения населения… Да, рождаемость в России падает. Смертность очень высокая. Таким образом, убыль населения России — это надолго. Все демографы России сходятся на том, что рождаемость в России невозможно поднять очень быстро. Поэтому для регионов страны, где уменьшилось население, сокращение притока населения извне России уже сейчас гибельно.
— В России очень много неучтенных мигрантов, тех, кого называют трудовыми иммигрантами, как решать эту проблему?
— Действительно, неучтенных мигрантов в России очень много. Наше законодательство таково, что мигрантам трудно обеспечить себе официальное пребывание здесь, обеспечить полные права. Это одна причина. Другая причина заключается в том, что многие работодатели ищут любые лазейки для того, чтобы не оформлять рабочую силу. Это касается не только мигрантов, но и нас самих. Это особенность нашего рынка труда, который по оценкам экономистов содержит от 20% до 25% неформальной рабочей силы – то, что называется теневой занятостью. Таким образом, мигранты – это самые лакомые работники. Они бесправные. Их можно, выражаясь на жаргоне, «кинуть». Можно договориться с милицией, чтобы она пришла с проверкой и выгнала их. Тогда работодатель ничего не платит, а делится с милицией сэкономленными средствами. Если в прессе пишут о депортациях мигрантов, которых застукали, знайте, что очень часто это спровоцированный налет. Не всегда, но часто. Сейчас готовится масса правительственных проектов в отношении миграции. Будем надеяться, что государство создаст цивилизованные условия для жизни мигрантов в нашей стране. Очень многое будет зависеть не только от государства, а от работодателей: как они смогут справиться с взаимодействием работников разных национальностей. Пока не очень получается: китайцы отдельно, русские отдельно. Потому что как только они начинают работать вместе, русский курит, а китайца заставляет делать за него работу.
— Если миграции не будет, что случится?
— Случатся очень неприятные вещи. Если Россия не получит мигрантов, то тем людям, которым сейчас 40 лет, нечем будет выплачивать пенсию даже такую, какую сейчас получают пенсионеры. Не будет никакой возможности для роста зарплаты и вообще для роста благосостояния. Уже в следующем году начнется естественная убыль трудоспособного населения. Не сразу, понемногу. В 2007 году это будет примерно минус 300 тыс. человек. Но уже в 2008 году это будет более 600 тыс. И далее — ежегодная убыль более чем на миллион человек. Если не будет миграции, количество трудоспособных до 2015 года сократится на 10%, до 2025 года – на 20%. Это даже не сокращение. Это демографический обвал.
Часто мыслят так. Раз у государства нет денег для того, чтобы решить все проблемы сразу, давайте выберем, на что нам нажимать: на смертность, на рождаемость или на миграцию. Это не альтернативы. Это параллельные пути развития. Нельзя человеку сказать: «Ты выбери: есть хлеб или пить воду». Он нуждается и в хлебе, и в воде.
— Вы сказали, что «миграция – это легкие общества». Но мы же задохнемся! Ведь можно дышать и кислородом, а можно и выхлопными газами.
— На приток квалифицированной рабочей силы нам рассчитывать не приходиться. Нужно, по моему глубокому убеждению, учить этих людей здесь. Мы все время пытаемся торговать гражданством: кому дать, кому не дать. Если человек учится в ВУЗе, а потом год проработал в России, только тогда его поставят в очередь на гражданство. Да ему, если он хочет, гражданство надо на третьем курсе давать, чтобы он не передумал в этой России остаться. Он уже знает язык, он уже знает все, он уже адаптировался к российским условиям, почти свой уже…А мы ему крылья обрезаем.
Миграционная проблема для России — это проблема ее границ, территорий и будущего существования государства. И мы с этой проблемой должны справиться в ближайшие два десятилетия. Какой мы зададим тон, какой зададим размер, насколько сумеем предотвратить различные конфликты внутри общества, возникающие из-за массового наплыва иммигрантов, насколько мы сумеем ввести в правовое русло этот поток – от этого будет зависеть в полном смысле наше благосостояние.
P.S. Благодарим за помощь в подготовке материла РОО «Открытая Россия» и Клуб региональной журналистики «Из первых уст» (г. Москва).

Регина КРАШЕНИННИКОВА, г. Магнитогорск. Газета «Открытая газета», 17 ноября 2005 г.

|