1 марта 2006 года истекает срок, когда собственники жилья в многоквартирных домах должны выбрать, как им управлять своим имуществом. Если до этого дня жильцы домов не объединятся в товарищества собственников жилья (ТСЖ), заниматься обслуживанием их жилья будет управляющая компания. С этого дня то, что сейчас скрывается за аббревиатурой ЖКХ, начнёт жить другой жизнью, в которой обслуживание жилого фонда станет делом не муниципальных предприятий, а частных компаний. Чего ждать горожанам от этих перемен и какие последствия может принести «жилищно-коммунальная революция»?
Капитальный ужас
От предстоящих перемен не в восторге многие. В первую очередь, это директора муниципальных предприятий по обслуживанию жилого фонда. Им есть что терять. При самом благоприятном раскладе возглавляемые ими МУПы сохранятся, если станут подрядчиками, и будут работать по заказу ТСЖ или управляющих компаний. В худшем – МУПы просто останутся не у дел. Поводов для оптимизма мало, поэтому настроение у директоров муниципальных предприятий критическое. Один из них согласился высказать «ЛГ» свою точку зрения при условии, что его имя не будет указано.
– Сейчас жителей приглашают вступать в товарищества собственников жилья. А они не идут. Почему? Да потому что капитального ремонта нет. Люди напуганы кооперативами, в которых жильцы полностью возмещают все затраты на обслуживание. Поэтому народ протестует. Они боятся, что все деньги на капитальный ремонт потянут с них. И справедливо боятся, потому что во многих домах ремонта не было очень давно, а в ТСЖ все имущество, которое находится вне квартир, становится общее. Условно говоря, каждому жителю дадут три ступеньки, кусок стены подъезда, кусок кровли и так далее. А ремонт подъезда или кровли стоит не три копейки. Жители у нас, сами знаете, люди в большинстве своём не богатые. А государство бросает эти дома, давно не знавшие ремонта, на жителей. И очень хитро уходит от ответственности.
В Жилищном кодексе говорится, что органы местного самоуправления могут представлять управляющим компаниям или ТСЖ бюджетные средства на капитальный ремонт домов. «Могут» – это ключевое слово. Захочет мэрия – даст денег. Не захочет – не даст: сбрасывайтесь, мол, сами, уважаемые жители, если не хотите, чтобы вам штукатурка на голову сыпалась. Вот из-за этой неразберихи люди не хотят идти в ТСЖ. Говорят: пускай нас МУП обслуживает, как раньше. Мы-то рады, да сами толком не знаем, что с нами будет.
Лучше, если бы управляющей компанией оставался МУП. Это в случае, если народ откажется от создания ТСЖ. Потому что мы знаем, в каком состоянии каждый дом. У нас есть техника, есть база, есть станки, есть специалисты. Лучше быть и заказчиком, и подрядчиком в одном лице: например, если я становлюсь председателем ТСЖ и при этом продолжаю возглавлять МУП. Это оптимальный вариант, при котором сохраняются специалисты.
Лучше сохранить структуру, но её укрепить и дать больше свободы. Потому что сейчас МУП выполняет роль буфера между жителями и городской властью: нас бьют и жители, и те, кто стоит над МУПами. Если труба в квартире гражданина потекла, он идёт ко мне и ругается. А что ему сказать, если в его доме трубам лет по тридцать и не меняли их с того момента, как дом построили? Что мэрия не даёт денег на капитальный ремонт и замену труб? Жители не верят, они говорят: мы вам платим по тарифу, будьте добры, делайте то, что должны. А если я буду делать всё, что должен по законам, то никакого тарифа не хватит.
Если МУПы развалят, это скажется прежде всего на самих жителях. Вот, например, мои специалисты – мастера на все руки: один человек и сантехник, и кровельщик, и плотник. Они в доме, который обслуживают, знают каждую трещинку. Вы когда-нибудь спускались в подвал? Видели, сколько там разных труб и стояков? Если вы этот подвал не знаете, как свои пять пальцев, как вы определите, какой стояк нужно отключить, потому что в квартире номер такой-то на пятом этаже потекла труба? Никак. И если обслуживанием будут заниматься разные службы, для жителей это будет во вред.
Вот представьте: провели конкурс на подряд по обслуживанию жилого фонда. Выбрали, скорее всего, по самой низкой цене, потому что другого внятного критерия отбора нет. Что этот подрядчик с собой принесёт? Да ничего. В лучшем случае привезёт вагончик.
Честная лавочка
– Я уже много лет в жилищно-коммунальном хозяйстве работаю, и сколько раз говорили про реформу ЖКХ, но на самом деле реально ничего ещё не сделали. И прежде чем запускать всю эту схему, нужно было в ней разобраться. Есть очень много вопросов, без ответов на которые невозможно заставить эту схему нормально работать.
Смотрите, у меня в должниках ходят около 30 процентов жителей. Тех, за кем числится долг в несколько тысяч рублей. Из-за того, что они не платят, возникает разница между доходом, который я ожидаю получить, и тем, который поступает в кассу. Разницу мне как бы должен возместить городской бюджет. Но это из области фантастики. Из-за того, что денег не хватает, я вынужден сокращать объёмы работ. Не могу же я урезать зарплату рабочим только потому, что кто-то за квартиру не платит? Им самим семьи кормить надо. Если придёт на мою территорию частная компания, как она эту проблему решит? Увеличит тариф раза в два, чтобы на всё хватало? Или будет точно также не доделывать, как и МУП?
Ходят разговоры о том, что в Пензе хотят создать крупных управляющую компанию. Вполне возможно, что в её состав включат все городские МУПы по обслуживанию жилого фонда. Может быть, это будет одна компания, или четыре районных – не так важно. Главное, что после Нового года МУПы собираются приватизировать. Вначале, конечно все сто процентов акций останутся в распоряжении администрации Пензы. А через год? Не исключено, что акции МУПов приобретёт кто-нибудь из предпринимателей, который получит в распоряжении всю базу, всю технику. И кто вам гарантирует, что этот частник не станет фактическим монополистом и не заломит такие тарифы, что вам не захочется платить за квартиру?
Если мой МУП собираются акционировать, то почему все сто процентов отдают в комитет по управлению муниципальным имуществом? Отдайте моему коллективу 49 процентов акций! Мы их заработали! В конце концов, я тоже могу превратиться в частника! Поставить свой вагончик и сказать жителям: ребята, я теперь работаю на себя и предлагаю вам свои услуги. И я уверен, мои подчинённые поверят и пойдут со мной работать. И жители предпочтут мои услуги, потому что они знают, какое качество я им гарантирую. А что случится с их жильём, если они доверятся какой-то частной компании, этого никто не знает.
Прозрачный тариф
В администрации Пензы, в свою очередь, говорят, что переход на новую схему обслуживания жилого фонда имеет больше плюсов, чем минусов. Каких именно, рассказал «ЛГ» один из городских чиновников, отвечающих за жилищно-коммунальное хозяйство. Он также пожелал остаться безымянным.
– В Жилищном кодексе говорится, что управление домами должно быть передано или самим жильцам, или ТСЖ, или управляющей компании. У горожан должен быть выбор. Если бы одна компания взяла на себя управление домами во всей Пензе, это было бы целесообразно. Но, насколько я знаю, закон не предусматривает такого монополизма. И «куски», то есть жилые районы города, скорее всего, будут поделены между разными компаниями.
Насколько мне известно, в некоторых МУПах сейчас активно агитируют жителей за то, чтобы они не вступали в товарищества собственников жилья. На мой взгляд, это свидетельствует о желании МУПа, чтобы его выбрали управляющей компанией. Но муниципальные предприятия, скорее всего, останутся в роли подрядчиков. Усилия МУПа, призывы идти к ним можно понять, но нужно разделять службу заказчика и службу подрядчика, потому что от этого качество работы становится выше.
Для тех ТСЖ, которые уже есть, так будет лучше, потому что сейчас они замыкаются в себе. В этих товариществах есть председатель, который нанимает электрика, сантехника, платит им деньги. Они работают в ТСЖ минимум времени и при этом получают зарплату вне зависимости от того, хорошо они работают или плохо. В товариществе собственников жилья служба подрядчика и служба заказчика является единой. И от управленческих способностей председателя ТСЖ зависит, сможет ли он пинками выгнать электрика на работу.
Принципиальная разница заключается в том, что, если в штате товарищества состоит дворник и он плохо подметает, то оказать на него финансовое воздействие нельзя. Председатель ТСЖ не имеет права снизить ему зарплату, потому что в этом случае действуют трудовые отношения. Если ТСЖ заказывает МУПу благоустройство территории вокруг дома, а ни чистоты, ни порядка нет, то товарищество со спокойной совестью не платит деньги, потому что это есть договорные отношения между хозяйствующими субъектами, и все спорные вопросы решаются в суде.
Муниципальные предприятия, которые сейчас обслуживают жилой фонд, на мой взгляд, должны стать подрядчиками, а ТСЖ – заказывать МУПам. Но те товарищества, которые сейчас есть в Пензе, с МУПами почти не работают. Потому что те не могут предоставить необходимого качества услуг. Но сейчас, во-первых, ситуация заставит МУПы работать более качественно и в установленные сроки. Во-вторых, система оплаты услуг подрядчика станет более прозрачной. Жители получат возможность знать, за что реально они платят деньги.
А в это время
Коммуналка уйдёт в частные руки?
Городское хозяйство может быть не только убыточным, но и прибыльным. Об этом свидетельствует тот факт, что частный бизнес приходит в сферу коммунального хозяйства. В крупных российских городах появляются компании, которые берут на себя обслуживание коммунальных систем. Одна из таких компаний – «Новогор-Прикамье», коммунальный проект известного холдинга «Интеррос» – которая успешно работает в Перми. В феврале этого года компания взяла в аренду городской водоканал и собирается в течение двадцати лет вывести коммунальный комплекс Перми по части водоснабжения на западноевропейский уровень. Как сообщил «ЛГ» генеральный директор «Новогор-Прикамья» Михаил Никольский, коммуналка не даёт быстрой отдачи. Проекты в этом секторе экономики носят долгосрочный характер, потому что позволяют решать как раз такие серьёзные задачи.
Появятся ли частные коммунальные операторы в нашем регионе? По мнению Михаила Никольского, в Пензе это возможно, а вот другим городам на это рассчитывать не приходится.
– Привлекательным для частного оператора сегодня является город с населением не меньше 500 тысяч человек. Он не может работать в городах, где живут 10-20 тысяч жителей, – сказал Михаил Никольский. – Во-первых, этих частных операторов мало. Во-вторых, эффективность их работы сегодня еще низкая. Что будет происходить, если мы посмотрим на тот же самый пример Франции? У нас точно так же, с учетом страны, будет не три, а пять крупных федеральных операторов. Они будут в основном работать в крупных городах. И будут какие-то региональные, может быть, межрегиональные компании. И, наконец, будут компании, которые будут работать в масштабах одной области.
Как стало известно «ЛГ», частные операторы уже проявляют интерес к Пензе.
– Крупные коммунальные операторы заявляют о том, что хотят прийти в Пензу, – сообщил заместитель директора департамента ЖКХ Пензы Александр Сейнов. – Например, в наш город приезжали представители «Росводоканала», это крупная коммерческая организация, которая работает с водоканалами ряда городов России. Заявлений и предложений поступает много, но до заключения конкретных договоров дело пока не дошло.
В число крупных операторов, проявляющих интерес к Пензе, может войти ОАО «Российские коммунальные системы» – структура, близкая к РАО ЕЭС. Первым заместителем председателя правления ОАО является Николай Брусникин, хорошо знакомый пензенцам (в 1999 году он выдвигался кандидатом в депутаты Государственной думы РФ по одному из избирательных округов Пензенской области). Как выяснила «ЛГ», пока что «Российские коммунальные системы» не планирует прийти в Поволжье. Но не исключено, что это произойдёт в недалёком будущем.
– Насколько я знаю, у вас в Поволжье ситуацией заправляют «Волгарегионгаз» и «Самараэнерго». Они же в ряде случаев уже выступают в роли частных операторов, – сообщил Николай Брусникин. – Не думаю, что сейчас Поволжье настолько привлекательно для крупных инвесторов, чтобы они могли изъявить желание конкурировать с местными частными операторами. Вообще, у вас в регионе ситуация с коммуналкой еще не самая плохая. Поверьте, есть места, где она гораздо хуже.

Сергей ПОПЛЁВИН, г. Пенза. Газета «Любимая газета – Пенза», № 45, 16 ноября 2005 г.

|
|