ЧЕЛОВЕКОТРАФИК
Автор: Кузнецова Наталья
Регион: Ижевск
Тема:  Демографическая ситуация
Дата: 08.08.2005

Миграция в Удмуртии в советские времена была основой становления экономики. Оборонная специфика промышленности определила то, что на территорию республики съехались молодые специалисты со всей страны. Сегодня человеческие потоки перестали быть столь активными и управляемыми.

В отличие от сознательно сконструированных антропотоков советского периода, миграционный прилив, начавшийся с распадом СССР, носил спонтанный характер. Его последствия для регионов Поволжья и Урала не раз становились предметом исследований ученых и политиков. Глядя на эти данные сегодня, можно с уверенностью сказать, что многие мифы, бытующие среди населения и даже транслируемые как отправная точка при выработке внутрирегиональной политики, порой не имеют под собой основания (например, рост городского населения, абсолютное преобладание в структуре миграционных потоков представителей Средней Азии и Закавказья и т.д.). Республика не научилась осознанно и грамотно пополнять численность своего населения за счет миграции. И не только политическая позиция тому причиной: на перемещение активной части населения влияет, в первую очередь, экономическая ситуация. Боязнь активизации миграционных процессов, направленных вовне (оттока высвободившейся рабочей силы), сегодня проблема для Удмуртии весьма актуальная. Однако, как показал опыт большинства регионов, искусственное сдерживание мобильности трудовых ресурсов – порочная практика. По словам Евгения Гонтмахера, научного руководителя Центра социальных исследований и инноваций, предприятия, работающие неэффективно и несущие слишком большой груз социальных издержек, сдерживают миграцию населения. «У нас очень медленно идут процессы высвобождения людей из убыточных и малоприбыльных предприятий. Предприниматели их держат исходя из каких-то неэкономических соображений местной (районной, областной) администрации либо профсоюзов. Процесс высвобождения абсолютно необходимо ускорить в ближайшие годы. Иначе мы не сможем осуществить структурную перестройку нашей экономики, не сможем сконцентрировать нашу рабочую силу в перспективных отраслях».

Удмуртия при пристальном анализе по целому ряду показателей отличается не только на фоне регионов ПФО, но и на фоне России. Однако удел перевалочного пункта или донора в центростремительном миграционном трафике для родникового края, как и для большинства соседних регионов, уже не перспектива, а реальность, в рамках которой и выстраивается сегодня внутренняя миграционная политика.

Приволжский феномен

«Резкое сокращение миграции из стран СНГ в последние годы уже привело к трехкратному росту общей убыли населения ПФО и утрате его преимуществ перед другими округами (кроме Центрального) по привлекательности для мигрантов. Жесткая миграционная политика по отношению к гражданам СНГ угрожает ПФО (как и другим округам) потерями населения в пользу Центрального округа», говорилось в докладе Центра стратегических исследований ПФО еще в 2001-2002 году. За прошедшие три года ситуация на местах осталась прежней, хотя официально федеральная власть уже изменила свои приоритеты. Так, в своем выступлении на совете безопасности в марте этого года президент страны дал четкую положительную оценку действиям, направленным на активизацию притока мигрантов из стран бывшего СССР. «Для нас это самый естественный способ пополнения трудовых ресурсов, поскольку для нас не важны ни религиозная принадлежность в конечном итоге, ни цвет кожи, ни другие факторы этнического характера. Для нас важно другое. Важно, что практически все эти люди – носители русского языка, русской культуры». Однако в реальности далеко не всегда жители СНГ являются более желанными для российских регионов. Так, например, даже в отличие от Москвы, строительный комплекс Удмуртии предпочитает пополняться в основном рабочими из Турции. Такая тенденция подкреплена и определенными действиями властей. Возможно, в данном случае играет не последнюю роль тот факт, что визовый въезд жителей дальнего зарубежья позволяет избежать таких явлений, как нелегальная миграция (как известно, один даже легальный мигрант из стран СНГ способен привезти за собой целый аул, который будет жить на птичьих правах). Однако же именно сознательное сдерживание внешних потоков в рамках маятниковой трудовой миграции весьма непродуктивно с точки зрения улучшения демографической обстановки. А улучшать ее, как показывают цифры, необходимо: за 5 месяцев 2005 года население Удмуртии уменьшилось на 3,9 тысячи человек. Из республики на постоянное место жительства выехало более 7300 человек, при этом миграционный «расход» не успевает компенсировать не только уровень смертности, но и численные показатели иммиграции (чистая убыль по миграции составила 828 человек).

Для внутрироссийских миграций и для ПФО в частности характерен очень выраженный западный «дрейф», когда каждый регион отдает население на запад и пополняет его за счет восточных регионов. Однако в отношении Удмуртии такая закономерность на протяжении последних 10 лет почти не работала: ближайший западный сосед – Кировская область, напротив, отдает нам на протяжении длительного периода свое население. Внутриокружной приток в республику обеспечивала также Самарская область. Отток населения внутри округа проходит в ограниченном количестве направлений: только двое из территорий ПФО перетягивают баланс миграционных отношений с Удмуртией в свою сторону, тогда как Мордовия, Киров и Пермь теряют население в пользу 12 соседей. Миграционный дефицит для Удмуртии проблема не новая, даже в начале 90-х, когда практически повсеместно наблюдался пик миграции, Удмуртия (вместе с Мордовией, Мари Эл, Чувашией, Кировской и Пермской областями) оказалась в отстающих. Миграционный прирост за 10 лет составил менее чем 15 человек на 1 тысячу населения.

Население

Как показали исследования ЦСИ ПФО, приток в сельскую местность в Приволжском округе по интенсивности более чем в два раза превзошел среднероссийский уровень. За 1992-2000 гг. (пока продолжался приток) сельская местность ПФО получила благодаря миграции 336 тыс. человек населения (3,6% к населению на начало 1992 г.) со сравнительно молодой возрастной структурой, что замедлило депопуляцию села. В самые последние годы приток в сельскую местность прекратился, но не из-за того, что усилилась привлекательность городов, а вследствие сокращения общего миграционного притока в округ.

Для Удмуртии, равно как и для большинства ее соседей, характерно отсутствие выраженной тяги в столицу региона. Доля Ижевска в численности населения составляет 40% - этот показатель почти не изменился с 1989 года. Что касается миграционного прироста в столице республики, то приходится констатировать, что он отрицательный, если не принимать в расчет сезонные колебания. Куда же приезжают в таком случае те несколько тысяч россиян и иностранцев? Анализ влияния миграции на динамику численности населения по районам Удмуртии, проведенный в 1996-2001 годах, показывает, что северные и западные районы республики (за исключением Глазовского) демонстрируют как естественную, так и миграционную убыль. То же самое наблюдаем в Каракулино и Киясово и внешне относительно благополучной Уве. Миграционный рост не превышает естественной убыли населения в Ижевске, Воткинске, Сарапуле, та же ситуация в Селтинском и Игринском районах. Единственная территория – Алнашский район – имеет как естественный, так и миграционный рост благодаря своему приграничному положению. В Глазове, Можге и центральных районах миграционный рост покрывает естественную убыль.

Эксперты говорят, что данные официальной статистики в области внутренней и внешней миграции никогда не стоит трактовать однозначно. О том, что столица все же продолжает оставаться привлекательной, свидетельствуют, например, данные проверок соблюдения паспортного режима и данные о регистрации граждан по месту пребывания. Косвенно об этом говорит и очень высокая разница цен на приобретение (аренду) жилья между столицей и сельской местностью. Во многих сельских районах и малых городах наблюдается напряженная ситуация на рынках труда, что также заставляет их жителей выезжать на работу как в региональный центр, так и в другие регионы страны. Например, обследование трудовой миграции, проведенное в г. Сарапуле, показало, что три года назад в этот процесс было втянуто почти каждое третье домохозяйство города. При этом около 30% мигрантов ездят на заработки в Ижевск, 15% — в Москву, 11% — в северные города Тюменской области, 7% — в Казань, столько же в Екатеринбург и в другие города.

Особый разговор касается приезжающих в сельские районы граждан СНГ. Законодательных механизмов для того, чтобы облегчить процесс «закрепления» иностранных мигрантов на селе, пока не существует, но определенная работа, по словам начальника отдела по делам миграции МВД УР Светланы Калининой, совместно с правительством УР ведется. В деревнях находятся в основном уже бывшие мигранты, которые создали свои семьи и осели: те, кто когда-то служил тут в армии, те, кто приезжал строить фермы для колхозов. Районные центры же активно сегодня наполняются вновь прибывшими иностранными гражданами: среди них можно выделить Вавож, Дебесы, Яр, Якшур-Бодью. Это процесс, показывающий, что в городе их ниша уже заполнена – на них нет спроса. В целом за счет иностранной миграции в 2004 году увеличилось население шести сельских районов республики: Воткинского, Увинского, Завьяловского, Малопургинского, Можгинского, Якшур-Бодьинского.

ЛЮДМИЛА МЕЩЕРЯКОВА, ведущий специалист Управления федеральной службы занятости населения по УР:

– Размер квоты – 550 человек – на использование иностранной рабочей силы для республики был сформирован на основании мониторинга, проведенного Управлением ФГСЗН по Удмуртской Республике, с учетом защиты интересов национальных трудовых ресурсов. Данное количество иностранных работников по решению Межведомственной комиссии по миграционной политике при правительстве УР не может существенно повлиять на рынок труда республики. Однако в последнее время Удмуртия стала представлять интерес для инвесторов, осуществляющих мероприятия по комплексному строительству зданий. Так, только за первое полугодие 2005 года за выдачей заключения на привлечение строителей (1040 граждан Турции) в Управление ФГСЗН по УР обратилось три организации, численность привлекаемых иностранных работников уже превышает установленную квоту. Кроме установленных приказом Минтруда России документов, работодатели приложили к заявлению и постановление главы местной администрации о выделении земельного участка под строительство объектов, и ходатайство Администрации о положительном решении вопроса по привлечению иностранных работников. Поэтому решение по данным организациям принимается на основании выводов Межведомственной комиссии по миграционной политике при Правительстве УР. Управление ФГСЗН при принятии решения о выдаче заключений в обязательном порядке учитывает мнение территориальных координационных комитетов по содействию занятости населения при администрациях городов (районов) республики. Таким образом, местные органы власти информированы о количестве иностранных работников на подведомственных территориях и могут оказывать влияние на миграционные процессы.

Всего за первое полугодие за получением заключений на выдачу разрешений на привлечение и использование иностранных работников в Управление ФГСЗН по Удмуртской Республике обратилось 52 работодателя, предполагаемая численность иностранных работников, указанная в заявках, составляла 1465 человек. Положительное заключение на привлечение 1259 иностранных граждан выдано 49 работодателям. При этом в пределах утвержденной квоты заключения о целесообразности привлечения иностранных граждан выданы на 1043 человека (с учетом трех организаций, привлекающих строителей), что уже превышает квоту на 493 человека. Численность иностранных работников из СНГ и стран Балтии составляет 216 человек, из дальнего зарубежья – 1043 человека. Из этого количества в строительство привлекается 1083 человека, в общественное питание – 144 человека, в промышленность – 26 человек. То есть основная часть иностранных работников привлекается в строительство, тогда как в прежние отчетные периоды – в торговлю и общественное питание. Поскольку при выдаче заключений о целесообразности трудоустройства иностранного гражданина мы прежде всего руководствуемся возможностью устройства на вакантное место жителя республики.

Отказы получили те работодатели, на вакантные места которых имеется возможность трудоустроить безработных граждан.

Национальный вопрос

Вопреки стереотипам, основную часть мигрантов в Удмуртии, как и в целом в ПФО, составляют русские, а примерно четверть прироста населения обеспечивается за счет народов, имеющих на территории округа национально-территориальные образования. Наиболее мобильными из них (если судить по результатам проводимого ЦСИ ПФО исследования) являются татары — 69%, башкиры — 12% и чуваши — 9%. На остальные народы приходится только 10% титульной группы мигрантов и немногим более 2% общего миграционного прироста. В Удмуртии (аналогичная ситуация складывается в Мордовии и Марий Эл) роль этнических миграций скромна. Миграционный прирост родникового края складывается в большей степени за счет внешней миграции, но отчасти и внутрироссийской, в основном за счет русских и удмуртов.

И только в среднем 20% прироста дают мигранты коренных национальностей стран СНГ. Приезжие из Закавказья по округу в среднем обеспечивают немногим более 6% миграционного прироста, а вот в Удмуртии их доля немного больше — 14% (этот показатель в 2001 году был даже выше, чем в южных областях – Оренбурге, Саратове). Небольшой отток закавказцев отмечен в Мордовии и Коми-Пермяцком АО.

Любопытно отметить, что при этом толерантность к представителям народов Кавказа и Средней Азии в Удмуртии очень низка, даже в среде студенчества: лишь 1% студентов Ижевска положительно ответили на вопрос: «Согласны ли вы с тем, что нет ничего плохого в том, что в Россию едут азербайджанцы, армяне, таджики и т.д.?» Отсутствие толерантности присуще не только городскому, но и сельскому населению Удмуртии: доказательством служит давно зревший и «прорвавшийся» недавно конфликт в Малопургинском районе между местным населением и азербайджанской диаспорой, которая, к слову сказать, уже достаточно давно закрепилась на этой территории.

Глядя на национальный состав прибывающих, можно отследить даже некоторые волны миграции. Например, до 2002 года очень представительна была диаспора Азербайджана, начиная с 2003 года – узбекская диаспора. Специалисты миграционной службы рассказывают, что сейчас в Ижевске и райцентрах находится население почти целых сел Джалолобадского района Азербайджана, Хорезмского района Узбекистана, недавно прибывшие жители Украины с Закарпатья тоже почти все из одного района. Что касается Казахстана, то там постепенно нормализовалась внутренняя ситуация и свидетельством тому – спад и даже некоторый отток мигрантов, в том числе и из Удмуртии.

Заграница нам поможет?

По словам руководителя отдела по делам миграции Светланы Калининой, с 2000 года миграционные процессы в Удмуртии поменяли свое направление. «Если раньше миграционные потоки состояли в основном из вынужденных мигрантов – то есть русскоязычных граждан, наших соотечественников, которые по разным причинам покинули иностранные государства (в основном страны СНГ) и приехали сюда на постоянное место жительства. А начиная с 2000 года, когда Россия вышла из Бишкекского соглашения, граждане, которые в этот момент оказались на территории РФ и не урегулировали свой правовой статус (а именно не получили гражданства), стали приравниваться либо к гражданам иностранных государств, либо к лицам без гражданства».

За первое полугодие 2005 года официально зарегистрировано 5655 иностранных граждан на территории УР.

Положительное миграционное сальдо сохранилось как раз только в миграционном обмене со странами СНГ (кроме Азербайджана) и Балтии (кроме Эстонии). Но и тут в сравнении с 90-ми годами произошло явное снижение. Говоря о причинах этого, Светлана Калинина отмечает, что для того чтобы «взять» легальный трудовой потенциал из стран Средней Азии и Закавказья (наиболее продуктивный на сегодняшний день источник), нужна продуманная миграционная политика. Например, практика показала, что за трое суток невозможно пройти регистрацию. Иностранный гражданин вследствие этого просто боится идти в ПВС, боится получить административное наказание, так как в соответствии с ФЗ №115 за два таких нарушения ему могут отказать в выдаче разрешения на работу, проживание и т.д.

Впрочем, даже если иностранный гражданин официально въехал на территорию республики, далеко не всегда он честно заявляет о цели своего приезда. Из почти 5 тысяч таких граждан, которые с 1 января въехали на территорию УР, только 181 человек заявил целью трудовую деятельность. Хотя реально большинство приезжают именно работать. Причина – в нежелании получать разрешение на работу, поскольку это как минимум связано с необходимостью предоставить в ФМС пакет документов, заплатить госпошлину в размере 4 тыс. рублей.

Проблемы мигрантов в последнее время в республике обсуждаются по двум причинам: во-первых, в связи с участившимися случаями межнациональных конфликтов (как в Ижевске, так и в сельской местности), во-вторых, в связи с тем, что приток мигрантов может якобы отрицательно повлиять и на без того напряженную ситуацию на рынке труда. Однако более пристальный взгляд на последнюю проблему показывает, что нагнетание страстей отчасти надумано.

«С мыслью, что трудовая миграция существенным образом влияет на рынок труда, я, как практик, категорически не согласна. Например, ждут сокращения штата на автозаводе, об этом много говорят в СМИ. Рабочий не ринется к работодателю, чтобы устроиться в качестве продавца-экспедитора для работы на открытых рынках и в торговых точках. Если у него будет такое желание, он в соответствии с законом получит свидетельство индивидуального частного предпринимателя и будет работать сам на себя. Рабочий с завода также не станет претендовать на квалифицированную должность, например, в строительной организации. Он будет искать работу прежде всего по своему профилю. А Управление Федеральной Государственной службы занятости населения по УР должно ему помочь. Это, на мой взгляд, правильно».

Работают граждане СНГ в Удмуртии, как и по всей России, в основном в двух сферах – строительстве и торговле. Причем это характерно как для легальной, так и для нелегальной миграции. В последнее время увеличивается количество легальных мигрантов, задействованных в сельском хозяйстве. Разрешение на привлечение иностранной рабочей силы в 2005 году получили 40 предприятий и 336 иностранных граждан – разрешение на работу. Крупных организаций, которые бы рекрутировали для Удмуртии граждан СНГ, по данным миграционной службы, пока нет. Однако целенаправленный рекрутинг все же идет: например, в «Белкамстрое» работает значительное количество граждан Украины и таких примеров можно привести много. По этому поводу Светлана Калинина отмечает: «У нас в республике отсутствует биржа труда для иностранцев. И мы бы хотели, чтобы приехавший гражданин (или тот, кто еще только собирается приехать) мог посмотреть, на что он может рассчитывать в регионе. Мигранты поедут не просто туда, куда они привыкли – в столицу и несколько крупных мегаполисов – а туда, где они востребованы. Сегодня мы обдумываем вопрос о создании такой мини-биржи труда для Удмуртии. Но для этого надо серьезно проработать вопрос с главами администраций».

  

Наталья КУЗНЕЦОВА, г. Ижевск. Еженедельный журнал «Деловая Репутация», № 28, 08 августа 2005 г.

 



Бронирование ж/д и авиабилетов через Центр бронирования.
 


Формальные требования к публикациям.
 

   Новости Клуба

   Публикации

   Стенограммы

   Пресс-конференции


RSS-каналы Клуба





Институт Экономики Переходного Периода

Независимый институт социальной политики