«НА ГРЕБНЕ ВОЛНЫ…», ИЛИ ВЗГЛЯД ИЗ ЦЕНТРА
Автор: Гусева Альбина
Регион: Таганрог
Тема:  Проблемы регионов
Дата: 26.11.2005

Одним из заметных проектов Клуба региональной журналистики «Из первых уст» являются регулярные селекторные пресс-конференции, которые проводятся с разными регионами России на самые различные актуальные темы современного общества. Благодаря клубу, последовательно проводящему политику «региональные журналисты должны иметь доступ к столичным источникам информации», с таганрогскими и ростовскими журналистами в минувший вторник общалась блистательная Наталья Зубаревич.

О собеседнике. Зубаревич Наталья Васильевна, профессор географического факультета МГУ, доктор географических наук, директор региональных программ Независимого института социальной политики. Ученый-практик. В кабинете сидит редко, «мотается» по стране из Москвы «до самых до окраин», блестяще владеет информацией об экономическом положении в регионах России.

О теме разговора. Социально-экономическое положение Ростовской области и ее «ведущих» городов. Всех собравшихся на пресс-конференцию интересовал, как вы можете догадаться, прежде всего Таганрог. И если нынешнее состояние экономики родного города более-менее ясно, то перспективы развития довольно туманны. Вот этот самый туман все и жаждали развеять.

Об экономике. По мнению Натальи Зубаревич, в 2004 году Ростовская область в плане социально-экономического развития «рванула вперед очень серьезно. У вас был пойман гребень волны…» Правда, по словам Наталья Васильевны, «тут ваших собственных заслуг не так много», растет весь российский Юг благодаря плотности населения, дешевой рабочей силе, достаточно развитой инфраструктуре, портам и свойству нашего южного люда быстро адаптироваться. Не последнее место в этом списке занимает «вход» на нашу территорию крупного, как правило, московского бизнеса. В совсем недавнем 1996 году в области осталось 1/3 советского промышленного потенциала. Теперь мы дошли до отметки в 83% от доперестроечных показателей. Только в 2004 году рост промышленного производства составил 17,1%.

«Таганрог на этом фоне, – считает Наталья Зубаревич, – промышленный город, со всеми издержками этого процесса». По сравнению с полуторамиллионным Ростовом у наших жителей гораздо худшие возможности зарабатывания денег в сфере услуг, потому что она слабо развита. Ростов, как современный сервисный центр, естественно «перетягивает одеяло на себя». Зубаревич предложила очень простой оценочный параметр доходов – обеспеченность населения автомобилями. В Таганроге он процентов на 15 ниже, чем в среднем по области.

Практически все крупные предприятия нашего города: «Красный котельщик», «Тагмет», «Красный гидропресс» и т.д., кроме авиастроительного комплекса имени Бериева, были заложены в конце XIX века. Поэтому, по мнению госпожи Зубаревич, «мы доедаем ресурс даже уже не советской, а, простите, имперской эпохи». Она считает, что у Таганрога есть шанс не остаться на обочине только в том случае, если крупный бизнес начнет модернизироваться и вкладывать средства в город.

О вступлении в ВТО. На вопрос нашего корреспондента, насколько конкурентоспособна продукция нашего региона, и таганрогских предприятий в частности, в связи с перспективой вступления России в ВТО (Всемирную торговую организацию), последовал такой ответ: «Для того машиностроения, которое есть у вас, я рисков не вижу. Сименовскую продукцию денег у нас нет покупать, даже без всяких таможенных преград. А если говорить о ситуации с «ТагАЗом», то если не будет препятствий для массового ввоза автомобилей, уже готовых, собранных в других странах, то «ТагАЗу» стоит поволноваться». Наталья Зубаревич уверена, что если все структуры, которые связаны со сборкой автомобилей на «ТагАЗе», смогут провести серьезную модернизацию – рынок будет завоеван. «Просто нужно оказаться в числе первых. Иначе это будет «Форд», это будут другие приходящие на российскую территорию западные предприятия».

У металлургического завода, считает Наталья Васильевна, со вступлением России в ВТО, напротив, существенно облегчится процедура вывоза своей продукции. Для Бериевского комплекса, как серьезной экспортирующей структуры, вступление в ВТО как минимум не ухудшает ситуацию, «а если правительство будет «пошустрее» лоббировать наши интересы, то и улучшится». И Таганрогскому порту будет легче вывозить продукцию. Остаются «пищевики» с их опасениями, что рынок захлестнет дешевой продукцией. Наталья Васильевна сочла эти тревоги малообоснованными, «потому что дешевая – это продукция не европейцев, не американцев», а скорее наша. Зерно и подсолнечник мы вывозим и будем вывозить. Так что для таганрогских предприятий, по мнению Натальи Зубаревич, вступление в ВТО никаких капитальных опасений, пожалуй, кроме как для «ТагАЗа», не создает. «У вас нет такой отрасли, как, допустим, Тольяттинский автозавод, на которых риски очевидны, как дважды два».

О бизнесе и политике. Гораздо большие проблемы грозят нам не снаружи, а «изнутри». Наша коллега из газеты «Труд» задала Наталье Васильевне вопрос об огосударствлении экономики. По мнению госпожи Зубаревич, «роль бизнеса в развитии экономики будет определяться в Москве. Те крупные компании, которые работают у вас, будут с величайшей осторожностью инвестировать, выжимая все из существующих основных фондов, региональная власть будет «строить» всех предпринимателей регионального уровня. В худших регионах это называется «войти в долю». Этап тяжеловесный, очень коррумпированный, потому что по-другому в госкапитализме не бывает. У вас шансы лучше, пищевую промышленность на госкапитализм не переведут, остается живой динамичный кусок экономики, но поборы будут возрастать». Этот период неэффективной экономики непременно закончится лет эдак через 10-15. Повзрослеет избиратель. Ведь пока у нас 80% избирателей выбирают, «не думая о том, как это отразится на их собственности».

  

Альбина ГУСЕВА, г. Таганрог. Газета «Коммерческое обозрение», 26 ноября 2005 г.

 



Бронирование ж/д и авиабилетов через Центр бронирования.
 


Формальные требования к публикациям.
 

   Новости Клуба

   Публикации

   Стенограммы

   Пресс-конференции


RSS-каналы Клуба





Институт Экономики Переходного Периода

Независимый институт социальной политики