ОСНОВНАЯ ЗАКОНОМЕРНОСТЬ ОТДЕЛАЛАСЬ ПРАЗДНИКОМ
Автор: Бородин Денис
Регион: Уфа
Тема:  Текущая политическая ситуация глазами лекторов
Дата: 12.12.2005

Сегодня негосударственный праздник, но от этого не менее знаменательный день - День Конституции Российской Федерации. В прошлом году депутаты Государственной Думы решительно отказались красить его в красный цвет. Сама Конституция страны от этого, конечно, не пострадала, да и не стала менее цитируемой. Предположу даже, что Основной Закон государства поминали в уходящем году не реже, чем Гарри Поттера.

В будний понедельник о Конституции пишется не с таким пиететом, как она того заслуживает. Все-таки с государственным праздником в голове прожит символический зодиакальный цикл. Чисто астрологически комбинации роковых событий далеко не исчерпаны, но основные сценарии государством прожиты. Так что отмена статуса государственного праздника у памятной даты в честь принятия Конституции - процесс закономерный и должен был пройти. Что и сделала Госдума своим законом.

Если отбросить всякую мистическую чушь вроде "на чем бытие зиждется", то налицо явная тенденция к стиранию сакральности этого правового акта. Теперь к нему такое отношение, как к видеомагнитофону. С которого лет пятнадцать назад хозяин сдувал пылинки и накрывал салфеткой, а теперь держит на нем горшок с кактусом. Вот и другим - остальным домочадцам и гостям - предлагают относиться к нему так же утилитарно. Хотя на словах, конечно, Конституцию продолжают объявлять фундаментальным правовым кирпичом, краеугольным камнем государственности и прочая. Российская Конституция была сбита крепко и по праву стала предметом обоснованной гордости в демократическом мире. Как вспоминает советник Бориса Ельцина по правовым вопросам Михаил Краснов, есть смысл в том, чтобы сегодня "читать Конституцию".

- Потому что это не сталинская, не брежневская конституция, которые были не более чем бумажки, пародии. В действующем Основном Законе мы увидим продекларированное разделение властей: законодательная, исполнительная и судебная власти самостоятельны, - подчеркивает Михаил Александрович. - А еще в третьей статье Конституции указывается, что власть исходит от народа, значит россияне владеют суверенным правом контролировать свой собственный государственный аппарат.

Обратимся к истории, как положено. Нынешняя Конституция задумывалась еще первым съездом народных депутатов РСФСР в 1990-м. В октябре следующего года на пятом съезде уже обсуждали первый проект нового Основного Закона. Попытка внести в его текст Федеративный договор стала причиной отклонения законопроекта целиком в апреле 1992 года. Слишком эгоцентричным получалось российское государство. Поэтому 3 декабря 1992 года главы 17 республик Российской Федерации, в том числе и Башкортостана, высказали недовольство концепцией проекта Конституции, по существу противоречившей содержанию Федеративного договора. По решению VII съезда народных депутатов вопросы конституционной реформы и доверия президенту страны были вынесены на Всероссийский референдум, состоявшийся 25 апреля 1993 года: за доверие Ельцину высказалось 58,7 процента, проводимую социально-экономическую политику одобрило 53 процента. Предложения о досрочных перевыборах и президента, и парламента не прошли.

Конституционный кризис в отсутствие Конституции привел к появлению ельцинского альтернативного проекта Основного Закона, названного парламентской оппозицией "авторитарным" и "монархическим". Летом 1993 года было созвано Конституционное совещание, но и его замечания не "удовлетворили" Верховный Совет страны. В результате Съезд народных депутатов и Верховный Совет распустили, а Белый дом расстреляли из танков. Именно этим президент ускорил работу по подготовке окончательного проекта Конституции РФ, который и был принят 12 декабря 1993 года на Всероссийском референдуме.

Однако происходящее так напугало всех, что в Конституцию были заложены такие страховочные механизмы, которые бумерангом вернулись к нам сегодня, спустя двенадцать лет.

- Конституция России составлялась в пылу страстей. И видя, какая драка образовалась в 1992-1993 годах между президентом и правительством, с одной стороны, и съездом народных депутатов и Верховным Советом, с другой, специалисты по конституционному праву заложили, прежде всего, дисбаланс между президентскими прерогативами и прерогативами всех других ветвей власти, - указывает на продолжающееся "недоразумение" Михаил Краснов. - Например, "в карман" президента положены вещи, о которых даже нельзя было упоминать: глава государства "определяет основные направления внутренней и внешней политики". Тогда зачем нужно разделение властей? Значит, предполагается, что парламент будет штамповать те политические инициативы, которые исходят от одного института. А правительство будет соответственно и безропотно выполнять исходящие "сверху" указания.

Есть и еще претензии к сегодняшнему Основному Закону страны. Взять, к примеру, противоречиво определенные принципы федеративного устройства, вроде бы подтверждающие договорные отношения субъектов федерации с центром, но "разложившие" полномочия по сферам ведения примерно так, как сделал это Попандопуло - "это мне, и это мне, а вот это - тоже мне". Впрочем, некоторая несуразица конструкции Конституции сегодня подкрепляется теми изменениями, которые вносит власть. Вспомним, к примеру, кардинальные перемены в порядке формирования Совета Федерации, и назначения глав субъектов РФ, и выборов в Государственную Думу, и учреждение Общественной палаты и многое другое.

Итак, зодиакальный цикл российской Конституции остался позади, но лишь созвездия неподвижны в своей бесконечности. Возможно, следует вспомнить, что Основной Закон страны создавался как правовой документ переходного периода, а время властно не только над праздниками. Даже если они - государственные.

  

Денис БОРОДИН, г. Уфа. Интернет-газета Республики Башкортостан "БАШвестЪ", 12 декабря 2005 г.

 



Бронирование ж/д и авиабилетов через Центр бронирования.
 


Формальные требования к публикациям.
 

   Новости Клуба

   Публикации

   Стенограммы

   Пресс-конференции


RSS-каналы Клуба





Институт Экономики Переходного Периода

Независимый институт социальной политики