Студентов в России огромное количество, но общий уровень их подготовки падает… Парадокс? Нет, закономерность - этому процессу есть причины. Именно о них мы говорили с Сергеем Гуриевым, ректором российской экономической школы.
- Сергей Маратович, как бы вы охарактеризовали положение в российском высшем образовании на сегодняшний день?
- Положение сложилось парадоксальное. С одной стороны, количество вузов за 10 лет удвоилось, количество студентов выросло в 2,5 раза - вроде налицо тяга к знаниям и забота о кадрах высокой квалификации. А с другой стороны - половина выпускников работает не по специальности, потому что многие вузы готовят специалистов по невостребованным специальностям.
Есть такой показатель - отдача образования. Если в Америке каждый год учебы дает реальную прибавку к жалованью на 10%, то в России - на 5%, да и то этот показатель можно применить к выпускникам далеко не всех вузов. Получается, что на подготовку никому не нужных специалистов уходят миллиарды.
- Почему возникла такая ситуация?
- Мы привыкли наши вузы ставить в число лидеров в образовании, так вот вынужден разочаровать вас: лучший российский государственный вуз - МГУ - находится в мировом рейтинге на 69-м месте (да и то ценятся лишь естественные факультеты), а СпбГУ входит только в 500-ку мировых университетов. Остальные вузы далеко позади. В чем же причины отставания российского образования? На мой взгляд, в скудном финансировании и развале научно-исследовательского потенциала. Только один пример: 3 миллиарда долларов в год выделяет бюджет России на все высшее образование, но такая же сумма - это капитал (университетский фонд) ОДНОГО (!) Принстонского университета (США). Из-за бедности российских университетов возникают проблемы с преподавателями государственных вузов - часть из них уехала работать за границу, часть ушла из науки в бизнес. Преподаватели бегают по нескольким работам, отсутствует научная среда - итог: среднероссийский вуз не имеет ничего общего с наукой. При таком положении качество образования мало кого из ректоров волнует, т.к. они являют собой административный ресурс, а не возглавляют научную школу. И опять не могу не сказать о системе, принятой в американских университетах. Университет с независимым финансовым положением и бессрочным финансированием может позволить себе серьезную исследовательскую работу. Идет охота за лучшими головами по всему миру. Американский профессор с пожизненным контрактом обеспечен работой до тех пор, пока существует кафедра. Рынок труда преподавателей в Америке активен, работают они очень много - качество человеческого капитала транслируется в самого преподавателя. В данный момент американские университеты ориентируются на лучших иностранных студентов. Во многих отраслях науки американских студентов практически не осталось, особенно в физике и математике видно преимущество иностранцев. Вузы уделяют огромное внимание проблеме устройства выпускников на хорошую работу - это престиж вуза, на рынке труда основной показатель - восприятие работодателем конкретного образовательного бренда.
- Что еще мешает российским университетам догнать лидеров?
- Отсутствие развитой системы студенческих кредитов - это мощный тормоз, невозможность получить качественное образование. Проект закона об образовательных кредитах внесен 2 месяца назад. Сейчас кредиты даются 1-2 банками под грабительские 19% годовых. Это - гибель. В США образовательные кредиты во многих случаях субсидируются государством. Можно разработать систему, когда кредит частично погашается работодателем.
Чиновничьи преграды - это еще один тормоз в развитии образования, у нас сложилась крайне заформализованная система получения лицензий и аккредитации, нет гибкости в учете спроса рынка труда. Кроме того, абитуриенты еще часто выбирают вуз по наличию военной кафедры.
Необходим и мониторинг образования, объективная оценка востребованности выпускника на рынке труда. Ведь образование такой продукт, в момент покупки которого никто не знает о конечном результате.
На мой взгляд, преодолеть кризис в образовании можно, если разделить университеты на базовые и исследовательские. Было бы разумно сформировать фонды для лучших университетов и фонд возвращения преподавателей и студентов (средства для этого найти в стабилизационном фонде).
- Как работают университетские фонды в ведущих университетах мира?
- Прежде всего, такие фонды возможны, если университет является некоммерческой организацией и все финансы подотчетны университетским советам и советам попечителей. Формируются университетские фонды из донорских взносов бывших учеников. Распределением фондов занимаются независимые эксперты, а не ректорат. Например, принстонский университет сумел сформировать такой фонд, что с этого года дает студентам не кредиты, а гранты на обучение. Деньги контролируются советом университета. Если национальный российский проект по образованию не введет понятие «совет университета», реформа, на мой взгляд, будет бесполезна.
- Каково Ваше отношение к Болонскому процессу, о котором так много говорят в вузовской среде?
- Лучшие мировые университеты в Америке, лучшие европейские - в Лондоне. Болонский процесс - это желание организовать единый рынок европейского образования, внедрить европейский диплом единого образца. Это неоднозначный процесс, я считаю, что тенденция к уничтожению дипломов-брендов - опасная тенденция. Может привести к нивелированию образования. Плюсы же болонского процесса - мобильность студента, возможность выбора места учебы и работы. Что сейчас России жизненно необходимо, так это государственные бизнес-школы для подготовки топ-менеджеров мирового уровня. Кстати, есть проект по созданию двух государственных бизнес-школ. В системе бизнес-школ получают образование высшей ступени. Кстати, на рынке труда второе высшее образование наиболее конкурентоспособно, так как оно получается более осознанно.
*****
СЕРГЕЙ ГУРИЕВ, Ректор Российской экономической школы, профессор.
Закончил Московский физико-технический институт с высшим отличием в 1993 г., получил степень кандидата физико-математических наук в 1994 г., доктора экономических наук - в 2002 г. В 1997-98 г. Сергей Гуриев стажировался на факультете экономики Массачусетского технологического института, в 2003-2004 академическом году преподавал на факультете экономики Принстонского университета. В 2000 г. Сергей Гуриев получил Золотую медаль Глобальной сети развития за лучшую исследовательскую работу по институциональной экономике, в 2005 г. - за лучшую работу по безопасности и миграции. В 2001 году Сергей Гуриев был награжден премией "Лучший менеджер Российской академии наук".
Благодарим за содействие в подготовке материала Клуб региональной журналистики « Из первых уст».

Лариса РЕВИНА, г. Ижевск. Еженедельник «Колесо обозрения», 30 ноября 2005 г.

|