ЧТО ТАКОЕ "ПЕТРОГОСУДАРСТВО", И КАК В НЕМ ЖИВЕТСЯ ГРАЖДАНАМ
Автор: Ревина Лариса
Регион: Ижевск
Тема:  Экономика
Дата: 07.12.2005

Андрей Николаевич Илларионов, советник Президента Российской Федерации по экономическим вопросам, знаменит своими независимыми суждениями по поводу положения дел в российской экономике. Наш корреспондент побывал на встрече Андрея Николаевича с журналистами в Москве. Предлагаем вашему вниманию информацию к размышлению. Оценки и выводы - за вами.

Изобилие ресурсов подарило России петроэкономику

Ключевая особенность российской экономики - изобилие ресурсов. Об этом можно судить по сравнению значений удельного веса нефти и нефтепродуктов в ВВП в России по сравнению с некоторыми другими странами мира. Российский показатель - 20% ВВП - находится рядом с показателем таких стран, как Иран, Венесуэла, Сирия, Алжир, Казахстан. С весны 1999 года цены на нефть начали быстро расти, и к концу нынешнего года они выросли примерно вчетверо. Вместе с высокими ценами на нашу землю пришла болезнь, которая часто называется «голландской». Это означает прежде всего, что рост цен на нефть приводит к значительному увеличению притока финансовых ресурсов в страну. С млрд. в 1998 году до примерно 0 млрд. в этом году - увеличение примерно семикратное. Поскольку экспортные долларовые доходы, которые приходят в страну, покупаются Центральным Банком, и тем самым пополняются валютные резервы, Центральный Банк, приобретая эту валюту, эмитирует рубли, соответственно денежная масса в стране растет высокими темпами. Поскольку темпы роста денежной массы являются важнейшим фактором, предопределяющим динамику инфляции, то не удивительно, что темпы инфляции в стране сохраняются на весьма высоком уровне - около 12%. Поскольку растет инфляция, то неизбежным результатом сохранения высоких темпов инфляции становится повышение реального курса национальной валюты. За последние 6 лет реальный курс национальной валюты, если брать весь период, вырос более чем на 50%. Это означает, что совокупный уровень издержек в российской экономике за этот период вырос на 50% (те затраты, которые предприятие вынуждено нести для производства той или иной продукции). Если издержки растут, то, соответственно, при фиксированной или более или менее фиксированной цене на продукцию и услуги прибыль, доходы компании уменьшаются, и при продолжении таких тенденций рано или поздно издержки полностью поглощают ту цену, по которой продукция продается. В таком случае предприятие вынуждено прекращать производство, сокращать занятость и в конечном итоге оказаться банкротом. Собственно говоря, аналогичная ситуация происходит и с национальной экономикой. Рост реального курса оказывает разное воздействие на различные отрасли. В наиболее благоприятном положении оказываются отрасли, в цене продукции которых наибольшую долю занимает рента - нефть, нефтепродукты, газ, некоторые виды цветных металлов. В этих отраслях повышение издержек оказывается не столь болезненным. Если увеличивается удельный вес нефти и других ресурсных секторов, то, соответственно, удельный вес секторов обрабатывающей промышленности сокращается. В то же самое время сильные структурные изменения происходят в области внешней торговли, особенно в соотношении темпов роста экспорта и темпов роста импорта. Производство продукции внутри страны становится все менее и менее выгодным. Более высокий обменный курс рубля создает возможности для приобретения товаров, как потребительских, так и инвестиционных за пределами страны. Все это и есть действие «голландской болезни», которому не оказывается необходимое сопротивление. Приводит такой процесс к тому, что российская экономика начинает превращаться в так называемую «петроэкономику» - экономику с преобладанием нефтяного сектора, газового сектора, топливно-энергетического сектора, ресурсного, в которой обрабатывающие отрасли достаточно быстро теряют свои позиции.

Петрогосударство и петрополитика.

За короткий период времени (последние 6 лет) удельный вес занятых в нерыночном секторе вырос с 27 почти до 30%. Поскольку растет занятость в нерыночном секторе, то занятость в рыночном секторе, соответственно, падает. Соответственно, удельный вес тех, кто занимается производством реальных благ и услуг сокращается. Российское государство начало трансформироваться в «петрогосударство», то есть государство, где основными источниками доходов являются топливные ресурсы, а основными статьями расходов - расходы на безопасность, правоохранительную деятельность, оборону и содержание чиновников. Мы приближаемся к показателям других известных «петрогосударств», таких как Саудовская Аравия, Иран, Ирак, Венесуэла. Возникает мощное искушение по проведению так называемой структурной, или промышленной политики (политика по созданию неравных условий ведения бизнеса в различных отраслях и регионах). Для этого используется весь спектр: различного уровня налогообложение, различного уровня льготы, установление различного вида тарифных ставок, введение импортных квот, создание так называемых свободных экономических зон и так далее, и тому подобное. В российских условиях это свелось к нескольким пунктам: это значительное увеличение налогообложения нефтяных компаний, установление различных, регулируемых государством транспортных и энергетических тарифов для различных отраслей промышленности.

Давайте посмотрим на первые предварительные результаты проведения этой структурной политики. Когда с помощью государственных инструментов происходит перераспределение финансовых ресурсов от отраслей, производящих добавленную стоимость, в отрасли, не производящие добавленной стоимости или производящие добавленную стоимость в меньших объемах, общие темпы экономического роста снижаются. Поскольку «нефтянкой» власти занимались долго и интенсивно, то результаты впечатляющие. Среднегодовые темпы прироста добычи нефти упали с 9,5% до 2,2% в первые 10 месяцев этого года. Но интересно, что даже те средства, которые были изъяты из нефтяной отрасли (как, впрочем, и из некоторых других) и направлены в машиностроение, но там они не привели к повышению темпов экономического роста. В итоге среднегодовые темпы промышленного производства снизились почти вдвое - с 6,3% в течение периода 1999-2004 годов до 3,9% в 2005 году. Таким образом, приемлемая, хотя, прямо скажем, далеко не самая эффективная экономическая политика стала превращаться в то, что называется «петрополитикой».

Существенные структурные сдвиги в экономической и политической сферах привели к появлению теперь уже не только «голландской», но еще одной болезни - «венесуэльской». Под «венесуэльской» болезнью понимается нарастание массированного государственного вмешательства, интервенционизма в российскую экономику. Нынешний этап проводимой властями экономической политики может быть назван «венесуэлизация» России, распространение «венесуэльской болезни» в российской экономике. Основными элементами этого процесса являются следующие: прекращение налоговой реформы, разрушение стабилизационного фонда с помощью повышения цены отсечения и создания так называемого инвестиционного фонда, последовательная квазинационализация. Называть то, что происходит в нефтяной отрасли, «национализацией» было бы неверно. Национализацией является процесс перевода в государственную собственность с помощью актов либо правительства, либо парламента, когда компания становится государственной. Приобретение государственными компаниями, достаточно непрозрачными, частных компаний, с моей точки зрения, было бы правильно называть «квазинационализацией» нефтяной промышленности.

Мечта чиновника - войти в петроэлиту и жить по законам петроэтики.

Следующие шаги в "нефтянке" - назначение председателем правительства и администрацией Совета директоров компании с государственным участием (что, согласно общепринятой мировой практике, является абсолютно недопустимым), ужесточение государственного регулирования частного бизнеса, появление так называемых стратегических отраслей, секторов, компаний, месторождений, введение фактических запретов на участие в них иностранных инвесторов, и даже ряда российских инвесторов. И, наконец, ужесточение правил иммиграции и выхода иностранцев на российский трудовой рынок. Причем это касается не только представителей таких стран, как Вьетнам или Китай, или Таджикистан. Это касается, прежде всего, среднего и высшего управленческого персонала, профессионалов, работающих на различных должностях во многих отраслях нашей экономики, представителей европейских стран, Соединенных Штатов Америки, Канады и так далее. Таким образом, национально-политическая элита достаточно быстро начинает превращаться в «петроэлиту», которая стремится к извлечению ренты из существующих монополий, и спешно создает новые монополии. Для приобретения активов используются различные не экономические, а политические инструменты: силовые, юридические, сопровождаемые различными пиаровскими акциями. Формируется система бюрократического «петрокапитализма».

Следующий важный фактор: происходит сокращение общественного спроса на независимый анализ, на деятельность негосударственных организаций, неофициальные средства массовой информации, оппозиционные политические организации - важной части жизни любого общества. Финансовая поддержка такой деятельности со стороны частного бизнеса, характерная для развитого гражданского общества, заметно снижается. Центральным элементом политического процесса в России становится распределение и перераспределение монопольной ренты, создание ее новых источников. Поэтому политический процесс превращается в так называемый «петрополитический». Общество в целом ускоряет движение к «петрообществу», в котором неэффективные субъекты требуют субсидий и протекционизма и, как мы видим, часто получают и то, и другое. Наиболее талантливые, образованные, предприимчивые члены общества стремятся к занятию соответствующих мест, прежде всего - в госаппарате, к получению и перераспределению ренты. Национально-трудовая этика начинает эволюционировать в сторону «петроэтики». Рентоориентированное поведение постепенно становится привлекательным не только для сегодняшней политической и экономической элиты, но также и для будущих поколений. Вот предпочтения российской молодежи профессий, согласно опросам Фонда «Общественное мнение» за последние 8 лет. В 1997 году 78% опрошенных считали наиболее интересной, приоритетной, увлекательной работу в частной компании. К 2005 году - только 42% считали это приоритетным. Предпочтения нахождения работы в сферах права и государственного управления, то есть не там, где создается добавленная стоимость, а там, где она распределяется и перераспределяется: увеличение предпочтений работы в этих сферах с 30% до 51%. Ну и наконец постоянно возрастающий приток финансовых ресурсов в страну делает ее внешнюю политику все более и более надменной, возникает неоимперский синдром.

Так куда же нас приведет петроэкономика? Реально темпы роста экономики у нас падают. Продолжение такой политики по законам экономики приводит к ликвидации всех других секторов экономики, за исключением 2-3 секторов, которые способны производить добавленную стоимость в этих условиях. После того как ликвидируются эти отрасли, мы становимся очень похожими на Венесуэлу, на Саудовскую Аравию, где существуют 2, 3, 4 отрасли, а других не существует. Все остальное население существует, по сути дела, на пособия, субсидии, получая их за счет средств, зарабатываемых этими 2-3 секторами. И дальше мы не только экономически, но и политически, и социально-политически становимся совсем другой страной. Стран, в которых национализированы энергетические отрасли, в которых отсутствует экономическая конкуренция и экономическая демократия в этой части, с политической демократией нет.

Благодарим за содействие клуб региональной журналистики "Из первых уст".

  

Лариса РЕВИНА, г. Ижевск. Еженедельник «Колесо обозрения», 07 декабря 2005 г.

 



Бронирование ж/д и авиабилетов через Центр бронирования.
 


Формальные требования к публикациям.
 

   Новости Клуба

   Публикации

   Стенограммы

   Пресс-конференции


RSS-каналы Клуба





Институт Экономики Переходного Периода

Независимый институт социальной политики