Наталья Зубаревич, директор региональных программ Независимого института социальной политики.
Первое, что важно понять из объективных вещей, которые влияют на пространственное развитие – это та система, которая фактически в переходной России определяет тенденции пространственного развития. Это центрально-периферийная система взаимодействия, когда центр вытягивает из регионов все возможные ресурсы: человеческие, материальные, финансовые, за счет этого центр способен к инновациям. В нем концентрируются все эти ресурсы.
При нормально действующей системе эти инновации потом передаются на периферию. Таким образом, идет процесс развития. Дефекты возникают тогда, когда процесс передачи инноваций по тем или иным причинам замедляется, когда центр – все в себя и ничего вовне. Именно такая система сложилась в России в 90-е годы, когда все шло в Москву и крайне мало из Москвы двигалось вовне в виде инноваций. Новые технологии бизнеса, новые инвестиции, все то, что вменяет периферийное пространство.
Еще один естественный ограничитель. Это сложившая в регионах структура экономики. Выше головы не прыгнешь, особенно в переходной период. То, что сформировалось в советское и досоветское время, очень сильно влияло на переходное развитие в разных регионах.
Если сравнить два региона – Курск и Орёл - по структуре их экономики. Огромная концентрация электроэнергетики в Курской области и умеренное машиностроение и металлургия. Орловская область – это машиностроение и пищевая промышленность. Однозначно, Орловская область должна была упасть сильнее, просто исходя из структуры своей экономики.
Если взять области Черноземья и прилегающие к ним, то ситуация такова: Курская область шла наравне со средним российским трендом темпов роста до 2004 года. Те области, у которых структура экономики, очевидно, позволяла и падать меньше, и потом очень хорошо стартовать. Это Белгородская, Липецкая области, на третьем месте - Курская. То есть, добавка электроэнергетики и Михайловского ГОКа как-то позволила области продержаться. А Орловская область шла ниже тренда все время, хотя несколько лучше, чем Брянская и Воронежская область, но хуже Калужской и Тульской областей. Это потому, что в структуре экономики была пищевая промышленность и кусочек металлургии.
Есть территории в Российской Федерации, где термин «упал» есть, а термин «отжался» уже не работает совсем. Это те территории, в которых индустриализация советского периода умерла и вряд ли подлежит восстановлению. Ни один из субъектов черноземного центра и прилегающих зон к таким не относится. Внизу у нас либо слаборазвитые, либо абсолютно депрессивные, текстильные территории. Итак, шанс есть. Все области где-то ближе к середине.
Есть ли шанс у центра восстановиться в промышленном потенциале? У меня на этот счет очень скромные ожидания. Я не буду этого скрывать. Все переходные годы ось в промышленной экономике страны смещалась в сторону Сибири, Урала, Волги, то есть в сырьевую зону и зону первичной переработки сырья. Небольшой скачок назад в 1999-2000 годах, когда начало немножко оживать машиностроение центра, его уже нет. Этот сдвиг, чуть-чуть на Запад, закончился. Снова наша экономика еще сильнее сдвинулась на Восток. Видимо, эта схема надолго.
ПРОЦЕСС КОНЦЕНТРАЦИИ промышленной экономики находится в сырьевых регионах или регионах первого передела. Центра среди этих регионов нет, за исключением Московской области, в которой происходит мощнейшая регенерация промышленности. На базе инвестиций западных пищевых компаний, табачников, пивоваров. Сейчас туда начинают подтягиваться и наши компании. То есть, интересны приагломерационные зоны. Все остальное пока российскому и западному индустриальному бизнесу не очень интересно.
ГЛОБАЛИЗАЦИЯ: куда идут прямые иностранные инвестиции? Обратите внимание: иностранные инвестиции вообще мало что значат – вам нужны прямые иностранные инвестиции. То есть те, которые реализуются в собственности, либо в покупке собственности, либо в создании новой собственности. А то, что играется на бирже, продается, покупается, мало, о чем говорит. Это деньги, которые быстро пришли и быстро ушли. Давайте говорить о деньгах основательных.
Итак, что мы имеем в стране? Каждый третий доллар, евро из прямых иностранных инвестиций оседает в Москве. Раньше было две трети, поэтому процесс как-то сдвигается в сторону регионов. Каждый пятый доллар оседает на Сахалине - это нефть. Далее для иностранных инвесторов интересна Московская область. Это гигантская агломерация собирает почти половину всех денег, которые идут в Россию в виде прямых иностранных инвестиций. Все остальные, включая Питер, где-то на периферии. Кто еще интересен иностранным инвесторам? Приморские территории, Краснодарский край, Калининградская область. Города-миллионники, где можно вкладывать деньги в индустрии или в сервисы, связанные с обслуживаем населения. Эта концентрация в науке называется агломерационным эффектом. Она всегда дает быструю отдачу от капитала.
Курская область получила 0,2% ($ 78 млн.), Орловская – 0,4% ($ 191 млн.). Это совокупная сумма за 1996-2004 год, то есть за 9 лет. Согласитесь, что ни Курск, ни Орел с населением в одном случае побольше 400 тысяч, в другом случае побольше 300 тысяч, к таким группам не относятся. И морем бог обделил. Это означает, что в обозримой перспективе при сформировавшихся трендах надеяться на приличный рост прямых иностранных инвестиций я бы не стала. Объективно. Не потому, что хуже или лучше, а потому что нет нефти, нет огромных столичных городов, нет портового положения. Именно эти три типа территорий сейчас интересны для инвесторов.
Участвуют ли регионы черноземного центра в ГЛОБАЛЬНОМ ОБМЕНЕ, то есть в экспорте и импорте товаров и услуг?
ЭКСПОРТ. Главенствующую роль занимает, как всегда, Москва. Почти каждый четвертый доллар или рубль экспортируется через Москву. Это типичная система сверхцентрализованной организации наших больших бизнес-групп и государственного экспорта. Все оформляется через штаб-квартиры компаний, сидящих в Москве. Поэтому, например, Тюменская область проигрывает. Все остальное – Самара, Краснодарский край, Татарстан, Свердловск и т.д. - вообще копейки. По два, три процента. И Курская, и Орловская область находится вне десятки лидеров. Итак, 60% - это всего лишь 10 лидеров. На все остальные 79 субъектов Российской Федерации приходится только 40%. Черноземный центр, по сути, остается вне пределов глобального вывоза товаров.
ИМПОРТ. Глобальный ввоз. Здесь еще интересней. Казалось бы, от нефти ничего не зависит. Понятно, что ввозить лучше в портовые зоны - Калининградская, Ленинградская область, Приморский и Краснодарский край. Они здесь присутствуют. Но все остальное очень странно. Гипертрофия Москвы: если взять город, то это 35% импорта, а с Московской областью почти 43%. Питер на этом фоне особо не смотрится. Одни большие «ворота» в страну под названием «московская агломерация» и «калитка» в виде Питера. В чем причина, почему так? Причина простейшая. Масса регионов пыталась открыть пункты растаможки, аэропорты, в которых можно завозить груз и растамаживать. Результат был всегда один и тот же – мощнейшее торможение на уровне Федеральной таможенной службы. Система с московской таможней работает всегда. Монопольное рентоположение отрабатывается по полной программе. Это уже вещи субъективные, вещи политические, абсолютно четко работающие в нашей стране. Итак, рентоположение столичной агломерации, столичная таможня, которая вполне наладила отношения с федеральной таможней.
Я все время говорю о глобализации и индустриальной экономике. В конце концов, мы все стремимся попасть в постиндустриальную экономику. Каковы шансы у тех регионов, которых судьба обделила крупными ресурсами, которые можно вывозить, но которые плотно заселены, в них есть хорошо сформировавшиеся исторические города, в которых можно заниматься услугами? Об этом в продолжение темы.
При содействии Клуба региональной журналистики "Из первых уст".

Екатерина ПЕНЬКОВА, г. Курск. Информационный портал «KURSKCiTY.RU», 28 ноября 2005 г.

|