СОЦИАЛЬНО–ЭКОНОМИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ ЦЕНТРАЛЬНЫХ РЕГИОНОВ. ЧАСТЬ III.
Автор: Пенькова Екатерина
Регион: Курск
Тема:  Проблемы регионов
Дата: 01.12.2005

Наталья Зубаревич, директор региональных программ Независимого института социальной политики.

Если мы посмотрим на карту страны, как минимум, это не только 89 субъектов Российской Федерации. Наша страна – очень специфическая, структурная система. 19% живут в городах-миллионниках: там быстрее всего происходят изменения, эти территории максимально живые. 9% живут в городах от полумиллиона до миллиона. Еще 10% живут в городах, которые захватывают зону относительного благополучия. 250 тысяч населения – это средняя людность города, выше которой начинается хоть какое-то относительное благополучие. Почему так? Это столицы субъектов Федерации - центры регионального уровня. Это те точки концентрации, которые стягивают всё со всего региона для собственного развития, и потом хуже или лучше отдают на периферию. 38% - это зона, о которой мы можем говорить, что реформы в ней как-то укоренились. Далее 26% – сельские жители. 7% – жители поселков городского типа: все знают, что это такое – не город, не деревня. 3% - махонькие города, меньше 20 тысяч, которые скорее деревня, чем город. Складываем, получаем еще 36%. Вот эти два российских «ведра на коромысле». Более-менее урбанизированные территории – чуть больше трети. И территории с патриархальным сознанием – опять чуть больше трети. Предельно неустойчивая система для развития, при том социуме, который сложился и там, и там. И пока модернизация не прошла во вторую зону, мы будем с вами жить так, как мы сейчас живем.

Если говорить о самых простых вещах, нам нужна очень продвинутая модернизация потребления. Ментальность, система ценностей – у меня нет иллюзий, это вопрос нескольких поколений. Что нужно для того, чтобы модернизация шла в регионы?

Первыми начинают работать потребительские формы модернизации. Поэтому смотрите, как у вас в регионе идет Интернет, как двигается сотовая связь. Сотовая связь уже перегнала Интернет по степени движения по этой системы центров. От Москвы в миллионники, оттуда в областные центры и экспортные города, которые побогаче. И дальше, в глубь России - вот территория, где модернизация еще по-настоящему не ночевала. Причина очень понятна – у населения нет денег.

Если модернизация пробьет эту зону между региональными столицами и крупными экспортными городами, в основную, настоящую глубинную Россию, мы можем говорить об устойчивости тенденции модернизации. Пока только в таком примитивном, имиджевом варианте это начинает делать сотовая связь. Потому что так здорово выйти где-то в деревне, приложить к уху трубку. Это называется статусное потребление. Затем идут торговые сети. Пока в миллионники, потом, года через три, в областные центры. Следите за этим, потому что потребительская модернизация – это простейший, наиболее действенный способ, начинающий общую модернизацию.

РЕГИОНАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА. Курск и Орёл - два региона в относительно периферийной зоне, с отсутствием очень крупных центров. Оба региона, относительно средне пережившие переходные 90-е годы. Давайте посмотрим, какой была региональная политика, и как она на вас сказалась?

Первое, это децентрализация 1990 годов: «берите суверенитета, сколько хотите» – это уже история. Централизация 2000 годов, когда активно началось выравнивание уровня развития. Новый лозунг – укрупнение регионов. Что же пытаются вам предложить научные круги? Муниципальная реформа - это новая концепция поляризованного развития, которую сейчас пытаются всячески пропагандировать.

Пойдем по порядку. Первое, адекватность федеральной политики для регионов. Два примера. Базовое экономическое правило: всегда в политике государства борются противоречия между попытками равенства и попытками эффективности. То есть, государство, управляя, может решать обе задачи, но оно должно четко понимать пропорцию между ними. Если вы хотите сокращать бедность, то есть выравнивать, вы больше средств кидаете на выравнивание. Вы перераспределяете. Тем самым, у вас замедляется рост эффективности, так как эти средства вы забираете у самых эффективных, кто может их заработать. Если вы говорите: «Нет, нам нужно догонять. Нам нужно срочно удваивать ВВП. Мы хотим, как Португалия», значит, вы по максимуму увеличиваете эффективность. Как минимум, вы не отнимаете средств, но тогда у вас будут проблемы с выравниванием. Очевидно «противоречие равенства и эффективности». Когда одновременно власть заявляет об удвоении ВВП и уменьшении бедности в два раза, это как? Посадка между двух стульев – это не самое комфортное мероприятие.

Теперь посмотрим, как идёт выравнивание. Курская и Орловская области в общей массе выравниваемых находятся в очень приличном виде, в срединном. Из регионов только Пензенская, Ивановская, Псковская и Курганская области - те, у кого бюджет более чем на половину формируется из перечисления федеральных денег. У вас он формируется примерно на 30%. Там не только трансферты на выравнивание. Даже те, кто не получают трансферты, получают другие дотации, субвенции, субсидии из федерального центра. То есть, вы в середине.

ЧТО ИМЕЕМ? Давайте посмотрим, что вы имеете уже в конкретном проявлении относительно других бюджетов. Это к вопросу о политике выравнивания. В Курской области до выравнивания на одного жителя приходилось 49%, если брать за 100% средне-российский показатель. 100% - это в среднем по стране - 100 единиц, которые получает один житель из бюджетных денег. Добавили – в Курской области стало 56%. Спасибо. Как вы потратили? Вы потратили честно - на соцрасходы. Не перекинули на строительство триумфальных арок больше, чем надо. На ЖКХ потратили поменьше. Вам повезло. У вас очень большая доля сельского жилфонда, который не надо датировать. На образование – молодцы, напряглись. Получилось две трети от средне-российских расходов. Здравоохранение – не получилось. Соцполитика – уже поработали, надо и стариков поддержать.

Давайте сравним. В Курске промышленное производство больше. Аграрная составляющая у Курска не хуже, чем Орловская. Индустриальные объемы у Курска больше. Однако душевые показатели по ВРП хуже, чем у Орла. Меня всегда это удивляло. Потом до меня дошло, что если правильно прописать «Стройтрансгаз» юридическим адресом в правильном месте, то и ВРП правильно считается и многие другие. А это уже к вопросу о роли субъективного фактора в развитии субъекта Российской Федерации.

Теперь смотрим на Орел и проследим разницу в добавочке из федерального бюджета. Было 69%, стало 82%. Соцрасходы - еще больше добавили. ЖКХ – в Орле тоже много сельского фонда, но все равно дали больше, чем курянам. На образование не просто напряглись, а выпрыгнули вверх, превысив средне-российский уровень. Да и здравоохранение неплохо добавили. Я бы на месте курян немножко позавидовала орловцам. Но чтобы вам полегчало, я приведу два других примера.

Татарстан. Было 124%, то есть выше средне-российского. Каким-то неведомым образом в рамках политики выравнивания после предоставления помощи, которая не полагалась, стало еще больше - 135%. В общем, территория, которая живет богаче, после перераспределения живет еще богаче. Тратит так, как вам и не снилось. Но самый веселый вариант – это республика Тыва. Не было ничего, «да вдруг алтын» - добавили почти 100%. Объясняется всё очень просто: два члена Совета Федерации из правильного места - господин Пугачев и госпожа Нарусова. А как они могут тратить федеральные деньги после предоставления помощи. Это к вопросу о политике выравнивания.

ЛЬГОТЫ. Переброс на регионы ответственности – это уже за гранью моего понимания. Я Вы помните, что у нас политика выравнивания заявлена. Региональные льготники в Ненецком автономном округе получают 1500 руб. 8 миллионов тонн на 50 тысяч населения – рецепт счастья по-российски. Нет проблем. Вологодская область – 500 руб. Байка. Сначала заявили 700 руб. «Северсталь» была готова финансировать больше. Но потом толпами федеральные льготники, проживающие в Вологодской области, стали записываться в региональные. Потому что получалось на 200 рублей больше. Быстро одумались и довели сумму примерно до федерального уровня – 450 руб. В Орловской области, насколько я знаю, 250 руб. Это хватает только на проездной. Псковичам что-то наскребли. Башкортостан плюнул на своих льготников, будучи, мягко говоря, не бедной территорией.

ЧТО ПОЛУЧАЕТСЯ? Чаще всего слаборазвитые регионы, у которых не было денег, могли компенсировать очень небольшую сумму. Те, у кого деньги были, или компенсировали, или послали федеральное решение далеко-далеко, и оставили все на льготе – так удобней, так у власти развязаны руки. С одной стороны, получается экономия. Сельским людям не надо платить. С другой стороны, городских жителей они обеспечивают. Вот такая у нас с вами система выравнивания через монетизацию льгот. Строго наоборот. Одной рукой мы выравниваем через межбюджетные трансферты. Другой рукой, принимая решение, что центр будет белый и пушистый, а все сброшено в регионы, опять усиливаем эти разрывы в обеспеченности социально уязвимых групп населения.

Еще одна «веселая история». Укрупнение регионов - новая проектировка административно-территориального устройства Российской Федерации на 28 единиц. Тема востребованная. Очень многие люди хотят на этом сделать политическую карьеру. Федеральный центр пока ограничивается постепенным слиянием слабеньких округов с материнскими территориями. Об этом в продолжение темы.

При содействии Клуба региональной журналистики "Из первых уст".

  

Екатерина ПЕНЬКОВА, г. Курск. Информационный портал «KURSKCiTY.RU», 01 декабря 2005 г.

 



Бронирование ж/д и авиабилетов через Центр бронирования.
 


Формальные требования к публикациям.
 

   Новости Клуба

   Публикации

   Стенограммы

   Пресс-конференции


RSS-каналы Клуба





Институт Экономики Переходного Периода

Независимый институт социальной политики