СОЦИАЛЬНО–ЭКОНОМИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ ЦЕНТРАЛЬНЫХ РЕГИОНОВ. ЧАСТЬ IV.
Автор: Пенькова Екатерина
Регион: Курск
Тема:  Проблемы регионов
Дата: 05.12.2005

Наталья Зубаревич, директор региональных программ Независимого института социальной политики.

ОДНА «ВЕСЁЛАЯ ИСТОРИЯ». Укрупнение регионов - тема востребованная. Очень многие люди хотят на этом сделать политическую карьеру. Федеральный центр пока ограничивается постепенным слиянием слабеньких округов с материнскими территориями. Я надеюсь, что этого не будет. Я очень на это надеюсь, потому что степень безумия этого решения у меня вызывает смех. Так не должно быть никогда.

Тут ничего смертельного нет, но бывает забавно. Например, когда дело начинает доходить до больших политических проектов, их заказывают науке. Наука у нас разная, в том числе, ещё жива госплановская наука. Вообще, у нас многоукладная страна. В России есть такой совет по организации производительных сил, который производит продукт времен лучших лет Госплана. Вот он, по заказу людей, близких к администрации президента, и сделал такую новую проектировку административно-территориального устройства Российской Федерации на 28 единиц.

Что для центра предполагает этот СОПС? Объединить Курск, Орел и Белгород в единую область с центром в Курске. Куряне, не кричите «ура» раньше срока. Я думаю, ни Евгений Савченко, ни Егор Строев к этому «теплому» решению не придут, как бы ни давили на них из федерального центра. Это проекты, которые кладутся на стол в администрацию. Это не значит, что они будут приняты. Я думаю, что камикадзе в администрации до такой степени нет. Это говорит о степени захлестывающего верноподданства в реализации еще не до конца озвученных решений.

Ещё одна прелесть. Смоленск будет с Брянском и Калугой. Кто-нибудь из Калуги в Смоленск пытался доехать по старой вяземской дороге? Там отступали части Наполеона. С тех пор мало что изменилось.

Но больше всего меня радует чудный субъект из абсолютно «лежачего» Иваново, к которому пристегивают «дистрофика» Кострому и только начинающий оживать Владимир, с тем, чтобы укрупниться по полной программе. И далее по списку. Воронеж как центр Липецка и Тамбова. Тамбовские, может быть, переживут, но Олег Королев будет биться с автоматом.

Смысл всего этого проектирования минимален. Области нарезаны со времен матушки Екатерины. Вся система центрально-периферийных отношений сформировалась. Иерархия есть. Зачем тогда всё это? Ради того, чтобы взорвать региональные элиты? Так вы их уже назначаете, что вам еще надо?

Самое главное не это. Процесс укрупнения приводит вот к какой штуке. Диффузионные инновации, вся модернизация идет в города-миллионники, потом на региональные центры. Это как граф. Чем больше этих региональных центров, тем быстрее будет распространяться инновация дальше вниз. Как только начинают укрупнять, чего добиваются? Те, кто раньше был центром и мог концентрировать ресурсы своей территории, лишается этой возможности. Он замедляется в развитии, он дальше ничего транслировать не будет. Его будут обирать, потому что новый административный центр сделает ровно то, что делала Москва в отношении регионов. Это механика, которая работает автоматом. Хороший губернатор, плохой – не важно. Это законы пространственного развития. Поэтому, вся эта схема укрупнения, мягко говоря, не ко времени. Проще говоря, она ничего не экономит. Издержки для федерального центра заключаются в числе мест на собраниях Госсовета. А когда начинается процесс управления и надо летать на вертолетах, согласитесь, слово «издержки» здесь даже неприлично употреблять.

РЕФОРМЫ КАК СНЕГ НА ГОЛОВУ. Федеральную реформу пережили в части центральных органов управления. Запомнили административную реформу - полгода не работало ничего. Переживаем муниципальную реформу - отложена на три года. Каждый, как хочет. Опять три года люблю – даю, не люблю – не дам. Никакой формализации. 160 тысяч новых управленцев. Это минимальная цифра. Народ говорит, что 250 по жизни будет. 160 тысяч садятся на бюджет, чтобы за это мы, налогоплательщики, платили. Монетизацию можно не комментировать. Все всё видели. Если нам еще сейчас навяжут это укрупнение, то дезорганизация системы управления будет чрезвычайной.

ЧТО ЖЕ С НАШИМ ГОСУДАРСТВОМ? От децентрализации шарахнулись к сверхцентрализации и добились тотального сужения полномочий регионов. Полномочий и денег. Человек, который не имеет ресурса, не может отвечать ни за что. Даже при всем моем уважении к Егору Строеву, когда все прописано в кодах бюджетной классификации, то это чистый исполнитель.

Второй момент. Выравнивание, плюс рост неравенства одновременно. Правая рука не знает, что делает левая.

Третье. Укрупнение пока маленьких и слабых. Но если войдут в раж, и кто-то будет на этом деле делать политическую карьеру... Это метод, это пиар. Сломаем региональных баронов! Создадим условия для централизации! Трансформации! Единообразие! Это слово «единообразие» меня убивает больше всего.

А последнее, что сейчас предлагается, назначенный «локомотив роста». То есть, не те регионы, которые сами дозрели (Самара, Пермь, Томск), реально могут, а те регионы, которые рассмотрит федеральный центр и назначит «локомотивами роста». Вот назначит Белгород, и будете вы все сидеть под Белгородом.

К МЕСТУ. 29 ноября в прессе появилась достоверная информация. Минэкономразвития подвело итоги конкурса по отбору заявок на создание особых экономических зон. В итоге отобрано всего шесть регионов - меньше, чем ожидалось. Будет создано четыре технико-внедренческие экономические зоны. В Санкт-Петербурге, по словам министра экономического развития Германа Грефа, предполагается проводить научные исследования и производить продукцию в сфере информационных технологий, в Дубне "будут развиваться ядерно-физические технологии", в Зеленограде - микроэлектроника, в Томске - новые материалы. С проектами по промышленно-производственным зонам было сложно: комиссия выбрала только два проекта. Первый – в Липецкой области, где, по словам Грефа, уже начат совместный проект с Италией и предполагается производство бытовых приборов, бытовой электротехники и мебели. Второй – в Елабуге, где предполагается производство автокомпонентов, а также высокотехнологичной продукции нефтехимии. Еще один конкурс на право создания промышленно-производственных ОЭЗ планируется провести в первом полугодии 2006 года. По словам Германа Грефа, экономические зоны позиционируются как инструмент, который должен помочь расти отсталым регионам (прим. ред.)

АНТИМОДЕРНИЗАЦИЯ. Что меня больше всего убивает в нашей региональной политике. Ее чрезвычайная механистичность и страстная тяга к единообразию. Вместо того чтобы поддерживать центры второго и третьего уровня – региональные и муниципальные центры, у всех должно быть одно и то же.

Трансляция инноваций вниз всеми способами. К примеру, система формализации отведения торговых площадок под строительство. Вы прекрасно знаете, что происходит, когда приходят сети, их по два-три года «мурыжат» в регионе, выбивая деньги. «ИКЕЯ» сидит в региональных столицах по два-три года, потому что она принципиально взяток не дает. Формализуйте этот процесс так, чтобы сети могли идти в регионы.

Далее. Использование естественно складывающихся преимуществ. Они есть в каждом регионе. Кто-нибудь когда-нибудь озадачился систематизацией преимуществ, попыток работать не на «переломе через колено», а на стимулировании плюсов?

Делать все эти реформы надо не по принципу «вершки мне (если это капуста), а корешки тебе», или наоборот, если это репа, а во взаимодействии с регионом. Нельзя перекидывать на региональный уровень грязные виды деятельности, которыми центр не хочет заниматься. Конечно, остается поддержка слабых. Вот если бы у нас с вами был процесс взаимной договоренности, а не процесс диктата сверху, шанс на выращивание таких условий все-таки был.

Пока я думаю следующее. Мы переболеем сверхцентрализацией. Мы упремся в предел ее неэффективности. А я считаю, что мы в него уже уперлись. Дальше начнется откатное движение. Долгое, тяжелое, болезненное. Но Россия будет выживать только как единство разнообразий и никак иначе.

При содействии Клуба региональной журналистики "Из первых уст".

  

Екатерина ПЕНЬКОВА, г. Курск. Информационный портал «KURSKCiTY.RU», 05 декабря 2005 г.

 



Бронирование ж/д и авиабилетов через Центр бронирования.
 


Формальные требования к публикациям.
 

   Новости Клуба

   Публикации

   Стенограммы

   Пресс-конференции


RSS-каналы Клуба





Институт Экономики Переходного Периода

Независимый институт социальной политики