ХОДОРКОВСКИЙ был точен. Зашел в аудиторию за пять минут до доклада, хотя пансионат "Липки", где проходил семинар, в добрых полутора часах езды от Москвы. В джинсах и такой же рубашке - хотел выглядеть демократично, решили мы, но оказалось - привычная одежда. За пять минут его пресс-секретарь установил экран, аппаратуру. Графики и диаграммы сделали слова олигарха убедительными, хотя они нередко шли вразрез с бытующим мнением.
ДОСЬЕ "ЗР": В сентябре в Подмосковье состоялся семинар Клуба региональной журналистики "Из первых уст" по самым актуальным вопросам социально-экономического развития России. Проект, позволяющий журналистам из регионов получать информацию напрямую у влиятельных лиц, организован Ассоциацией налогоплательщиков России и финансируется председателем правления нефтяной компании ЮКОС Михаилом Борисовичем Ходорковским.
О ПРИВАТИЗАЦИИ
По поводу разговоров о том, что государство по дешевке распродало олигархам крупнейшие нефтяные компании. 0 млн за ЮКОС - сегодня кажется слишком дешево. А тогда, в 96-97 гг., так не казалось. Мы хотели купить ЮКОС в доле с международной корпорацией, предложив ей четверть пакета за 0 млн, иностранцы отказались - слишком были велики политические риски, шли выборы президента.
К тому же добыча нефти с 1993 г. упала на четверть, отрасль работала в убыток и на 10% дотировалась, хотя цена на мировом рынке была -17 за баррель. Накопились долги по налогам в бюджет... Это, собственно, и подвигло правительство к приватизации нефтяной отрасли. Нам пришлось здорово поднапрячься, продали остальные не нефтяные предприятия, собрали капитал...
Беда отрасли, оказалось, не в мировой цене, а в менеджменте. Мне, например, в ЮКОСе пришлось сменить две-три команды менеджеров, пока дошли до 35-летних... Из красных директоров в нефтяных компаниях, кстати, остались лишь двое - в "ЛукОЙЛе" и "Сургутнефти". Помните, как старый Рем пугал нас падением добычи газа? Но проблемы "Газпрома" не в истощении месторождений, а в менеджменте - он старый. По этой же причине и российские нефтяные компании имели самую высокую себестоимость и страшно отставали по производительности труда. Скважины истощались, а разведка новых не велась. Требовалась модернизация оборудования. У государства просто не было на это средств.
Сегодня мы добываем уже 3 тыс. т на занятого в отрасли человека, а надо - 6-10 тыс. т, чтобы сравняться с зарубежными компаниями. В первый же год после приватизации мы несли убытки, пока модернизировали корпорацию, меняли менеджмент, но уже с 1998 г. наращиваем объемы добычи и прибыль. В прошлом году получили млрд "плюса", которые инвестируем в освоение Западной Сибири и уже можем разговаривать с иностранцами на равных.
НЕФТЬ В ПЕРСПЕКТИВЕ
Нефтяники сегодня дают 22% доходов бюджета России, 14% инвестиций, в отрасли занято 3% россиян. Отрасль - ключевая для развития экономики страны. В Госдуме спорят, какими будут мировые цены в следующем году, чтобы знать, сколько доходов получит бюджет от нефти. А чего спорить?! Есть мировые цены, начиная с 1961 г. Средняя цена - за российский баррель ...если не будет катаклизмов - войны, как правило, поддерживают цены на нефть.
Что нас ждет в перспективе? Через 10 лет можем выйти на 0-600 млрд нефтедохода в год. В СМИ звучала цифра, что запасов нефти хватит на 30 лет. Ерунда! В расчет брались лишь балансовые месторождения. Между тем мы берем из пласта всего 25-30% имеющейся нефти, а можно поднять до 45%. Шельфы не считали. В общем, запасы смело можно умножить в 2 раза. По моим прикидкам, в мире еще 20 лет будет идти рост потребления нефти за счет Азии, затем - стабилизация, а через 40 лет - падение. А нефти хватит на 100 лет - эта цифра вас успокоит?
Второй миф - Россию хотят превратить в сырьевой придаток. Да кому он нужен? Мы можем, конечно, раздуваться от гордости - самая богатая по ресурсам страна (раздуваться вообще-то надо - это помогает). Но признаемся: наши нефтересурсы не лучшие в мире. И случись колебания цены - Россия вылетит с мирового рынка. Уже сегодня по сбыту нефти она имеет реальные ограничения - больше никто не купит.
200 млн т потребляет Европа. От силы добавим 50 млн т. Евросоюз ведь установил ограничения - не более 30% от одного поставщика. Внутреннее потребление - 105 млн т, и темпы прироста невелики - до 140 млн т. Даже если в 3 раза увеличится автопарк, то потребление бензина не возрастет - это "Волгам" надо было 15 л на 100 км, теперь машины экономичные. Мазут вытесняется газом, а на него раньше 30% нефти уходило. Увеличить поставки через океан не можем - нет глубоководных портов. Поэтому ЮКОС с февраля 1999 г. пробивал проект нефтепровода Россия-Китай. Соглашение о разработке его ТЭО 8 сентября, наконец, подписано. Через эту трубу уйдет еще 30 млн т.
Итого 440 млн т нефти в год. Все! Потому путь один - снижать себестоимость добычи, в первую очередь, за счет переработки попутного газа и развивать технологические производства. Спасибо Госдуме - с налогами разобрались, при таких работать можно. К 2005 г. ЮКОС выйдет на max добычи и min себестоимости. Куда дальше?
ЗАЧЕМ ХОДОРКОВСКОМУ ЭТО НУЖНО?
Мы участвуем в глобальной экономике, где в 2010 г. валовой продукт США составит ,5 триллиона, а Китая - триллионов. Мы же -10% от китайской экономики. Если не нефть и не ресурсы поднимут Россию, то что? Наша главная производительная сила, считаю, - человек. Сегодня только в США живут два миллиона русских. Это наши специалисты.
Как руководитель компании, я диверсифицирую капитал за рубеж. Как гражданин, я хочу инвестировать здесь. Но самая большая проблема для российских компаний даже не политические риски и не коррупция, а нехватка менеджеров.
Сегодня мне приходится платить менеджерам больше, чем они бы получали за такую работу, например, в США. И не за суровый климат и мерзлоту в Сибири. По сути, доплачиваю за унизительные условия их существования здесь, за негативное отношение к ним соседей, общества, власти. Наша компания получает 1200 запросов из разных органов, сотни специалистов вызываются на допросы. Нередко мне приходится вызволять своих менеджеров из милиции, где их бьют, извините, за то, что они "черные". А как без этих людей - ведущих менеджеров - развивать экономику?
Выявить, воспитать, дать возможность работать и уговорить остаться потенциальных менеджеров - это и моя, и ваша главная забота. Отсюда и проект "Интернет-образование", который финансирует ЮКОС, и ваш семинар. Надо менять общественное мнение.
ДОСЬЕ "ЗР": В начале 2000 г. НК ЮКОС приступила к реализации проекта "Поколение.ru". Его цель - преодолеть отставание России в информационном образовании. 5-летний проект предполагает открытие в 50 регионах центров Интернет-образования, в которых свыше четверти миллиона учителей средних школ освоят использование Интернет-технологий в учебном процессе. Это позволит дать навыки работы в Интернете 10 млн школьников. Начал ЮКОС со своей "столицы" - тюменского городка Нефтеюганск. Сегодня таких центров в стране уже 13. Владивосток в проекте не значится - необходимо соучастие местных властей.
ВАША ВЛАСТЬ?
15 лет коррупция разрушала людей. Сегодня она поперек бизнесу. И на этот счет консенсус в верхах достигнут. Эта власть хороша и тем, что с ней можно спорить. Проблемы продвижения мысли и идей для меня не существует. Часто встречаюсь с президентом, премьером. Можно отстаивать свою точку зрения как в Министерстве развития и Минфине, так и с депутатами. Но политика - это искусство возможного.
Умонастроение нашего электората левое, даже крайне левое. Правительство, ГРЕФ и президент на самом деле куда правее, чем можно судить по их действиям. Им тяжело, и приходится взвешенно выбирать, какой шаг сделать. Когда говорят: "Нужно государству", это вовсе не означает, что нужно стране. К счастью, к правительству приходит понимание, что страна - это больше чем государство.
Что касается взаимоотношений СМИ с крупным бизнесом, то, на мой взгляд, единственно честные - только как с рекламодателем. Но СМИ станут независимыми только тогда, когда российский рекламный рынок вырастет в несколько раз.
ВОПРОС "ЗОЛОТОГО РОГА"
- На смену губернаторским вотчинам приходят "корпоративные княжества", когда та или иная территория становится доминионом одной финансово-промышленной группы. Не кажется ли вам это опасным для развития экономики России? Ведь корпорация в свою очередь завязана на одной личности - это и политический риск...
- Да, опасно. Но нефтяная отрасль сегодня - локомотив развития экономики. Она инвестирует не только в себя. Из рубля лишь 40 копеек идет собственно на нефтекомпанию, 60 копеек - в другие отрасли, на развитие социальной инфраструктуры. Тем самым мы создаем базу для развития среднего и мелкого бизнеса. Роль своего влияния мы осознаем. ЮКОС провозгласил свои принципы корпоративного управления - своеобразный кодекс взаимоотношений внутри компании, с клиентами, партнерами, обществом. Это не означает, что мы сегодня все их выполняем, но хотя бы знаем, что нарушаем. Оптимальная модель поведения в стране создается этикой годами. Законами это не установишь. И бизнес должен осознать свою миссию...
ДОСЬЕ "ЗР": Михаил Борисович Ходорковский родился в Москве
в 1963 г. Женат, имеет двоих детей. В 1986 г. окончил Московский химико-технологический институт им. Менделеева (МХТИ). Учился в Плехановской академии, во Всесоюзном заочном юридическом институте. Владеет английским языком. В 1986-1987 гг. работал преподавателем и одновременно был зам. секретаря комитета ВЛКСМ МХТИ. С 1987 г. по 1989 г. - директор Центра научно-технического творчества молодежи, Фонда молодежной инициативы. В 1989-1990 гг. - председатель правления Коммерческого инновационного банка научно-технического прогресса. 1990-1991 гг. - генеральный директор Межбанковского финансового объединения "Менатеп". С августа 91-го - председатель совета директоров объединения "Менатеп", в которое входили также торговый дом и 30 промышленных предприятий. В апреле 1995 г.
Ходорковский, СМОЛЕНСКИЙ ("СБС") и ПОТАНИН (ОНЭКСИМбанк) предложили правительству кредиты под залог пакетов акций крупных предприятий. В декабре "Менатеп" выиграл залоговый аукцион по приобретению 78% акций нефтяной компании ЮКОС... 

|