Два дня назад подал в отставку советник Президента РФ по экономическим вопросам Андрей Илларионов, известный своими независимыми суждениями по поводу положения дел в российской экономике. Свое решение он обосновал тем, что возможностей для проведения политики экономической свободы в России больше нет, и «когда эволюция государства стала очевидной, для меня продолжать работать на этой должности стало невозможно». А месяц назад Андрей Илларионов озвучил основные свои позиции по вопросу перспектив экономического развития страны на одном из семинаров клуба региональной журналистики «Из первых уст» в Москве.
Петроэкономика
Российская экономика, по мнению экс-советника президента, начинает превращаться в так называемую «петроэкономику», с преобладанием ресурсных секторов: нефтяного, газового и топливно-энергетического. В такой экономике обрабатывающие отрасли быстро теряют свои позиции - снижают производство, занятость и даже свое участие в общественной политической жизни.
Повышение нефтяных цен способствует достаточно быстрому росту государственных доходов и, соответственно, расходов. Таким образом, Россия начала трансформироваться в «петрогосударство», т.е. государство, в котором основными источниками доходов, или существенными источниками доходов являются производство, добыча и реализация нефти и нефтепродуктов, а основными статьями расходов становятся расходы на оборону и безопасность (с 4,65% ВВП в 1998 году до 6,7% в 2003 году), а так же на государственное управление, то есть - чиновничество. По этим показателям мы, считает Илларионов, становимся похожи на Саудовскую Аравию, Иран, Ирак, Венесуэлу.
Венесуэльская болезнь
Существенные структурные сдвиги в экономической и политической сферах, как говорит Андрей Илларионов, привели к появлению теперь уже не только «голландской», но еще и «венесуэльской болезни». Под ней понимается нарастание массированного государственного вмешательства в экономику. Такое вмешательство представляется для представителей властей тем более оправданным, когда ресурсы нефтяного сектора становятся сопоставимыми с доходами федерального бюджета. Благодаря этому меняется и политическая жизнь государства.
Центральным элементом политического процесса в России по мнению экс-советника становится не формирование благоприятных условий для создания новых стоимостей, а перераспределение монопольной ренты, и создание ее новых источников. Не только политические элиты, но и общество в целом ускоряет свое движение к «петрообществу», в котором неэффективные субъекты требуют субсидий и протекционизма, и часто получают и то, и другое. Наиболее талантливые, образованные, предприимчивые члены общества стремятся к занятию мест в госаппарате, к получению и перераспределению ренты.
Есть ли перспективы у «петрообщества»?
Илларионов считает, что Россия может выбирать по крайней мере из двух путей развития. Ведь существует две группы стран, которые довольно радикально отличаются по своему отношению к нефтяному сектору. Если страны ОПЕК национализировали нефтяную промышленность, то другая группа стран, богатых нефтью, ничего подобного не делала. Сам список двух групп этих стран скажет очень многое о двух этих путях. В первую группу (ОПЕК) входят Венесуэла, Саудовская Аравия, Иран, Ирак, Ливия, Сирия, Нигерия и так далее. Другую группу формируют страны, которые не национализировали нефтяную промышленность, и нефтяную инфраструктуру, а сохранили все это в частной собственности. Это Соединенные Штаты Америки, Канада, Великобритания, Голландия, Австралия, Норвегия.
Обогнать Казахстан
По пути близкому ко второму, пошел Казахстан. А теперь попытаемся оценить уровень жизни двух столиц. Факт остается фактом: ни один другой город в бывших советских республиках сегодня не имеет уровня жизни выше, чем Астана. Москва стоит на втором месте. В 1991 году Казахстан был ровно в 2 раза беднее России. За эти годы, за 14 лет ситуация изменилась, и в этом году казахстанский ВВП на душу населения уже достиг 77% от российского показателя. Не трудно посчитать, сколько времени потребуется для Казахстана, чтобы достичь нашего уровня.
Значительная часть российской экономической и политической элиты такие сдвиги признает нежелательными. Возникает мощное искушение по проведению, так называемой, промышленной политики. Под ней сегодня подразумевается создание неравных условий ведения бизнеса в различных отраслях экономики. В российских условиях это свелось к увеличению налогообложения нефтяных компаний, увеличению государственных расходов (прежде всего госинвестиций) и установлению регулируемых государством, транспортных и энергетических тарифов для различных отраслей промышленности. Поскольку таким образом власти обрабатывали «нефтянку» долго и интенсивно, то результаты впечатляющие. Среднегодовые темпы прироста добычи нефти упали с 9,5% до 2,2% в первые 10 месяцев этого года. При этом, даже те средства, которые были изъяты из нефтяной отрасли (и из некоторых других) и направлены в машиностроение, не привели там к повышению темпов экономического роста…
В связи с этим Андрей Илларионов говорит: «Мы можем поздравить всех сторонников промышленной политики в РФ: мечта сбылась, структурная политика проводится. Благодаря этому темпы роста промышленного производства у нас сократились вдвое. Всех с этим поздравляем!»

Оксана ЕМЕЛИНА, г. Сызрань. Газета «Самарские известия», № 245 (4741), 29 декабря 2005 г.

|