Из должников в доноры и обратно прошла российская нефтянка за десять лет.
В программе социально-экономического развития на ближайшие три года саратовские чиновники основной задачей для топливной промышленности назвали увеличение добычи нефти и газа. Чтобы ее выполнить, кроме усиленного контроля за эффективной разработкой существующих месторождений, решено резко увеличить объем геологоразведочных работ. Кроме того, по территории Саратовской области проходит три нефтепровода федерального значению общей протяженностью тысяча км. Есть нефтеперерабатывающий завод.
Эксперты прогнозируют, что разведанных запасов нефти на территории области при существующем уровне добычи хватит на 30 лет. Но на сегодняшний день предполагается, что добыча нефти в области может вырасти с 1,9 миллионов тонн в 2004 году, до 2,3 миллиона в 2010. На территории области в разное время пытались активизировать свое присутствие «Сиданко», «TНK-BP», «ЛУКОЙЛ», «ЮКОС». С разной долей они и сейчас присутствуют на рынке. Причем на долю частной пока компании «ТНК-ВР» приходится 81-82 процента добычи местной нефти. Именно она формирует более 11 процентов доходной части областного бюджета. А значит неприятные тенденции, просматривающиеся в нефтяном секторе страны, рано или поздно отразятся на работе ее подразделений.
Главная из тенденций – чрезмерно пристальный интерес государства. Интерес этот легко объясняется: по оценкам экспертов, в период с 1999 по 2005 год совокупный доход нефтяных компаний считался сопоставимым с доходами федерального бюджета.
В областном министерстве промышленности и энергетики, «Времени» ответили, что общероссийская проблема нефтянки в виде усиления в ней государственного присутствия, для региона не актуальна. По словам первого заместителя министра промышленности и энергетики Саратовской области Владимира Желудкова, никакой национализации на саратовском нефтяном рынке не замечено. Подробнее рассказать о состоянии дел в отрасли господин Желудков отказался, сославшись на то, что не видит смысла в данной публикации. Однако он предложил перенести беседу на январь и весьма прозрачно намекнул на некие изменения, которые все-таки должны произойти в самом начале нового года.
Советник президента по экономическим вопросам Андрей Илларионов также отказывается называть процесс возвращения нефтяных активов под контроль государства национализацией. По его мнению, национализацией является процесс перевода в государственную собственность с помощью актов правительства, либо парламента. А приобретение достаточно непрозрачными государственными компаниями частных компаний правильнее называть «квази-национализацией».
Полуторачасовую лекцию советника президента, посвященную разъяснению этого непростого процесса и его последствий, корреспонденту «Времени» удалось несколько дней назад прослушать в клубе региональных журналистов в Москве. Пассажи следующих за ним выступлений президента Института энергетической политики Владимира Милова и директора независимого исследовательского центра «Развитие» Сергея Алексашенко также ложились в тему. Лекторы как один пытались донести до слушателей мысль о том, что 2-2,5 года назад в нефтянке фактически произошел передел собственности. Мы начали возврат к тому положению, что уже фиксировалось в России почти десять лет назад. Тогда «нефтянка» находилась под полным контролем государства, считалась крупным налоговым должником с неясными перспективами. Удручающую обстановку фиксировали устойчиво низкие цены на нефть.
После политического решения пустить в отрасль крупные частные вертикально-интегрированные компании с профессиональным менеджментом, произошел беспрецедентный рост нефтедобычи - с 300 до 440 миллионов тонн в год.
Вплоть до 2000го года власть шла на поводу у нефтяных собственников, снижая налогообложение, продолжая приватизацию, стимулируя конкуренцию, привлекая иностранные инвестиции.
А потом политическая воля сделала разворот, и один за другим возникли механизмы сдерживания нефтяного сектора, укладывающиеся в термин «структурной политики», смысл которой сводится к созданию неравных условий для разных отраслей промышленности. Частной нефтянке значительно увеличили налогообложение, зажали импортными квотами, обложили дифференцированными пошлинами, дисциплинировали вводом в Советы директоров государственных чиновников.
Следствием «структурной политики» эксперты называют снижение частных инвестиций в нефтянку на 20,3% и уменьшение среднегодовых темпов прироста добычи нефти с 9,5% до 2,2% , зафиксированное в первые 10 месяцев этого года. Вслед за стремительным падением темпов роста добычи, снизились показатели нефтеперерабатывающей промышленности, машиностроения, и, как следствие, экономики в целом. По оценкам Андрея Илларионова, темпы роста промышленного производства в целом сократились за последний год почти вдвое – с 6,3% в течение периода 1999-2004 годов до 3,9% в 2005 году.
У государства достаточно инструментов воздействия на общественное мнение, поэтому неудивительно, что многими национализация в экономике воспринимается едва ли не позитивным процессом. Большинство людей продолжают считать, что государство лучше знает, что нужно стране. По словам заведующей кафедрой социально-экономических систем и социальной политики Высшей школы экономики Натальи Тихоновой, у этой особенности нашего населения, как впрочем и у самой национализации, есть глубокие социокультурные корни. Дело в том, что российское общество представляет собой классическую модель традиционного общества. Его основные черты: сращивание собственности и власти, преобладание государственной собственности, доминирование централизованного распределения, экстенсивный путь развития.
В результате проводимой государством политики, доля частных компаний в секторе нефтедобычи по подсчетам Владимира Милова, снизилась с 75 до 55%. Чем это грозит экономике, с которой никто не снимал задач удвоения ВВП до 2010 года?
Мнения экспертов
Андрей Илларионов, советник Президента РФ по экономическим вопросам:
- В начале 20 века Венесуэла была одной из наиболее бедных стран Латинской Америки. После того, как в 1914-1919 годах в Венесуэле были найдены нефтяные месторождения, и началась их эксплуатация американскими частными компаниями, произошло экономическое чудо. За 40 лет с 1919 по 1957 год ВВП на душу населения в Венесуэле увеличился в 10 раз в реальном измерении. В течение ряда десятилетий среднегодовые темпы роста ВВП на душу населения превышали 10%.
Однако в 50-е годы в Венесуэле развернулась большая дискуссия по поводу того, что национальное богатство не может находиться в частных, особенно иностранных, руках. А в 1958 году, после прихода нового правительства, начался процесс национализации нефтяной промышленности Венесуэлы, который длился с 1958 по 1977 год. За этот двадцатилетний период темпы ежегодного прироста ВВП на душу населения еле достигли 1%.
ВВП на душу населения сократился так, что сейчас находится на уровне на 32% ниже, чем был в 1957 году, когда началось осуществление этой политики.
Сейчас в российской нефтяной промышленности наблюдается процесс, который можно назвать «венесуэлизацией» России. Чтобы избежать его дальнейшего развития, необходимо срочно провести ряд мероприятий. Среди которых - полномасштабная приватизация всего энергетического сектора (нефть, газ, электроэнергетика), устранение всех ограничений на любые, в том числе и иностранные, инвестиции в энергетику, ликвидация управляемого мирового рынка нефти, существующего благодаря мировой монополии, созданной и поддерживаемой государствами ОПЕК.
Владимир Милов, президент Института энергетической политики:
- После показательной акции по отношению к ЮКОСу, частные компании больше готовы идти на уступки и на мирные переговоры. Но все, что происходит под эгидой усиления присутствия государства, несет пагубные последствия для нефтяного сектора. В государственных компаниях господствует неэффективность и стагнация. В итоге через 5-6 лет мы можем получить совсем другой нефтяной сектор - неконкурентоспособный, разрываемый внутренними противоречиями.
Сергей Алексашенко, директор независимого исследовательского центра «Развитие»:
- Национализация экономики, которую мы сейчас наблюдаем, будет долго определять ее развитие. Государство занимает все более главенствующие позиции в различных отраслях. Этот процесс ни в коем случае не случаен. Он может набрать такие обороты, что к 2008 году 70% экономики будет сосредоточено в государственном секторе.
Практика показала, что государственные компании наименее эффективные, наименее прозрачные и наименее контролируемые акционерами. Эти компании не могут или не хотят наладить понятную отчетность.
Сейчас, во время мирового нефтяного бума, отрасли необходимы решительные действия, нестандартные решения, вливания капитала. Государство не будет этим заниматься. Во-первых, руководство государственных компаний больше заинтересовано в том, чтобы как можно дольше задержаться на своем месте, а не в получении прибыли и усовершенствовании производства. Во-вторых, у государства просто нет эффективного и профессионального менеджмента. Возникает вопрос: зачем государству добывать нефть, если оно не умеет этого делать?
Справка «Времени»
По количеству перспективных и прогнозных ресурсов Саратовская область занимает первое место в Поволжье, по реальным запасам углеводородного сырья стоит на четвертом месте, уступая Татарстану, Самарской и Волгоградской областям.
Кроме «ТНК-ВР» и «ЛУКОЙЛа» в Саратовской области также присутствуют: московская ЮКОЛА-нефть, которая контролирует ОАО «Богородскнефть» - 6% от добычи в регионе, НК Саратовгеофизика (88,89 % акций номинально принадлежат австрийской «ИСТОЙЛ Холдинг Гезельшафт м. б. Х.») - 5,7%, ФГУП «Нижневолжскгеология» - 3,4%, на долю Лукойловской структуры - ООО «ЛукБелОйл» приходится всего 1,97%, государственной ОАО «Нефть» - 1, 07%. На долю еще пяти предприятий (в числе которых и подразделение ЮКОСа - ЗАО "Инзернефть") приходится всего один процент.

Юлия АРАКЧЕЕВА, г. Саратов. Газета «Время», № 20, 12 декабря 2005 г.

|