Ловушка для одинокого коррупционера
Большинство предпринимателей воспринимает коррупцию как неизбежное зло, порой даже сомневаясь в ее вредоносном характере, отводят ей роль "смазки" в решении вопросов, тормозящих развитие бизнеса. Широта русской души в смысле необъятности потребностей и неутолимости жажды наживы приобрела на просторах пост перестроечной России небывалые масштабы и прочно укрепилась в мозгах населения как осознанная необходимость. Не влияет на нее ни усиление государства, ни формирование региональных элит, ни становление гражданского общества. Ежегодно российский бизнес тратит на удовлетворение неформальных нужд государства сумму, равную 75 %ВВП. Вместо того, чтобы пускать эти средства на собственное развитие. Как ни парадоксально, если коррупция и может быть полезной для каждого конкретного бизнесмена, то для экономики страны в целом она однозначно губительна. Ни одна страна с таким уровнем коррупции, как у нас, не добилась значительных успехов в экономике.
В прошлом месяце на семинаре клуба региональной журналистики "Из первых уст", на котором побывал корреспондент газеты "Новые времена", Фонд "Открытая Россия" представил вниманию прессы уникальный научный труд "Бремя государства и экономическая политика: либеральная инициатива" (М., 2002 г.), подготовленный экспертным институтом и Фондом "Либеральная миссия". Одна из глав доклада была посвящена неформальным воздействиям государства на бизнес. В докладе приводятся данные различных исследований, в том числе социологического анализа "Диагностика российской коррупции", который проводил фонд "ИНДЕМ". Так вот общая сумма, выплачиваемая предпринимателями чиновникам за год оценивается в 33,5 млрд долл. (11 % ВВП в 2001 году). Это 75% всего федерального бюджета.
Почему при таком чудовищном давлении со стороны власти, предприниматели практически ему не сопротивляются? Дело в том, что порой бизнесу выгодно подобное положение дел. Отдельные компании в борьбе за выживание стараются приобрести влияние на принятие решений во властных органах. Происходит так называемый "захват государства" бизнесом. Представители бизнеса занимают важные посты во властных структурах и используют "административный ресурс" в интересах своей компании. Другая сторона коррупционной медали - когда чиновники стараются "захватить бизнес". Они входят в компании сами или через подставных лиц, вкладывая в качестве капитала свой "административный ресурс". Зачастую инициируют эти процессы сами компании.
Сращивание бизнеса с властью в этих формах представляет большую опасность, поскольку подрывает равенство условий конкуренции и делает развитие бизнеса в рыночных условиях практически невозможным.
Один из результатов исследований "ИНДЕМ": несмотря на видимость паритета, при котором "и волки, сыты и овцы целы", вовлеченность бизнеса в коррупцию не повышает его успешности. Коррупция усиливает монополизм, ослабляет конкуренцию, облегчает жизнь, но не делает бизнес в перспективе более прибыльным.
Международные исследования показали, что чем выше душевой ВВП, тем меньше в стране коррупция. И наоборот, чем больше социальное неравенство, тем она больше. Коррупция и преступность, очевидно, стимулируются стремлением менее успешных слоев к благосостоянию при недостатке доступа к легальным способам.
Взаимосвязь уровня экономического развития, демократии и коррупции такова, что обычно экономика более развита в странах с развитой демократией. А снижается коррупция в зависимости от развития экономики. То есть чем беднее страна, тем выше в ней коррупция.
К счастью или нет, но единственный реальный рычаг борьбы с коррупцией может быть только в руках общества. И по силам это только гражданскому обществу. Заменить в борьбе с коррупцией общественный контроль чем-то еще просто невозможно. Хотя пока картина нашей действительности такова, что большинство соотечественников предпочитают решать свои проблемы с помощью взяток, не находя для себя более эффективных механизмов, есть и некоторый положительный момент. На вопрос анкеты, которую раздавали участникам социологических опросов "Что вы испытываете в момент дачи взятки" большинство ответило: "ненависть к государству, которое заставляет меня делать это".
Где собака зарыта?
Основная цель, которую исследователи ставили пред собой, - понять, для чего бизнес платит взятки. Его вынуждают? Ему так удобнее, так как взятки гарантируют положение бизнеса на рынке? И что для бизнеса важнее: сиюминутное разрешение сложной ситуации, связанной с представителем власти, или возможность в перспективе не платить вообще. Попытка понять, насколько важно бизнесменам платить взятки и каков объем мздоимства в тех или иных органах власти, выявила обескураживающую тенденцию: не взятки решают дело в суде и даже не их объем, а взаимоотношения с руководящими органами власти. По-прежнему телефонное право, советский блат в том или ином виде значительно важнее и успешнее, чем прямые взятки. По-прежнему не теневые рыночные отношения определяют судьбу бизнеса, а административная машина с феодальным типом коррупции.
"Какие действия властей послужили бы для вас признаком того, что власть включилась в борьбу с коррупцией?" Наибольшее количество голосов в опросах за ужесточение уголовной ответственности за взятку. Далее идут "открытые судебные процессы над мздоимцами" и "повышение оплаты труда чиновникам". Идею "власть должна сама стать примером для чиновников и престать воровать" готовы поддержать только три процента. "Прозрачность доходов чиновников" никто всерьез не воспринял. Таким образом, бизнес мало верит в популистские меры типа сурового наказания коррупционеров, для него наиболее важны системные меры борьбы с коррупцией.
Итак, Россия получила документальные доказательства: масштабы коррупции велики. Правительство Российской Федерации в отличие от правительства Зимбабве в обидки не впало и гневные письма в "ИНДЕМ" писать не бросилось. Но и каких-то адекватных и действенных мер по изменению ситуации пока не наблюдается.
Кто кого - власть или бизнес? Мировой опыт показывает, что, когда бизнес и власть приходят к мировому гласному или негласному соглашению, коррупция начинает резко падать.
Авторы доклада считают, что залогом снижения коррупции является развитие демократизации и либерализации в стране, и высказывают надежду, что при дальнейшей либерализации экономики Россия сможет выйти на чистый баланс между властью и бизнесом.
И еще один вопрос: "А так ли плоха коррупция"? Исследователи коррупционных процессов в различных социально-политических формациях приходят к выводу, что в демократическом обществе коррупция губительна, тогда как при тоталитарном режиме она иногда может быть спасительной. К 1945 году гитлеровская германия была коррумпирована насквозь. Гитлер давал взятки Высшему офицерскому составу, чтобы офицеры сохраняли лояльность по отношению к Фюреру. Это был единственный способ удержать власть. Сегодня Германия одна из самых "чистых" стран. Противоположный пример. Вся власть в современной Нигерии построена с учетом коррупции. Человек, который проходит таможенный контроль, отвечает не на вопрос "что вы везете?", а на вопрос "а что ты мне привез?" И ни одно нигирийское правительство, не зависимо от политических ориентаций, не осмелится вводить жесткие меры по отношению к чиновникам-взяточникам. В нашей стране коррупция тоже имеет столь давние традиции, что порой человеку действительно трудно провести грань между нарушением закона и законами социума, основанными на национальной традиции. Но то, что коррупция - это тропинки, которые прокладываются там, где надо бы проложить дороги, это точно. Это значит, что коррупция указывает обществу на те болевые точки, которые в нем есть.
И хочется и колется
Проблема коррупции в России не только системно - политическая, но и психологическая. Один из ведущих журналистов радио "Эхо Москвы" во время обсуждения темы коррупции сказал фразу, под которой, вероятно, подписалось бы большинство его слушателей: "Конечно, коррупция - это ужасно, но когда мне надо будет спасать сына от армии, я буду знать, что мне делать". Наше общество действительно не умеет жить по-другому, вне этой системы. Мы не знаем, как цивилизованно решать вопросы с органами власти. Если вдруг кто-то завтра в России скажет "по щучьему веленью, по моему хотенью, пусть коррупция умрет" и его желание сбудется, все общественные институты и государственная машина будут парализованы. Все дети пойдут служить в армию, не будут учиться в вузах. Перестанут выдаваться кредиты и открываться новые фирмы. В тюрьмы сядет гораздо больше невинных людей, а в больницах умрет еще больше народу. Как сказал Марк Левин, заведующий кафедрой микроэкономического анализа Высшей школы экономики во время своего выступления на семинаре: "Боритесь с коррупцией в здравоохранении, только медленно, а то мы все передохнем".
Но, разумеется, все это не значит, что общество должно принять коррупцию за благо, успокоиться и жить по понятиям. Резюме доклада содержит вывод: ускорению экономического роста может способствовать снижение государственных расходов и вообще доли государства в экономике. Государственная служба продуцирует бюрократию и коррупцию, если она присваивает себе избыточные полномочия и не подвергается общественному контролю, а все предпринимаемые правительством шаги по реформированию госслужбы слишком умеренны, чтобы принести эффект.
Сегодня Россия стоит перед дилеммой: либо сохранится традиционный для нашей страны на протяжении веков разрыв между формальной и неформальной сферами, между законами и практикой, тогда страну ожидает судьба третьеразрядного государства типа латиноамериканской олигархической диктатуры середины XX века, либо этот разрыв удастся преодолеть, создать общественную атмосферу доверия к закону и власти, непримиримости к злоупотреблениям вопреки закону, тогда мы получим реальную возможность развития до уровня процветающих наций.
Что предлагается? Если очень коротко, то в первую очередь не экономить на госслужбе. Сократить численность чиновников вдвое, при этом поднять среднюю зарплату в 3-4 раза, с отменой всех натуральных привилегий. Внимательно следить за судьбой уже принятых антибюрократических законов и не допускать появления новых законов, открывающих дополнительные возможности для бюрократии. Суд должен заменять исполнительную власть везде, где это возможно, а действие антибюрократического законодательства должно быть распространено на все органы власти, включая налоговую службу, таможню, правоохранительные органы. Предлагается внести поправки в налоговое законодательство с разрешением органам местного самоуправления вводить собственные налоги и сборы с целью сокращения масштабов вымогательства. Расширять платное образование и здравоохранение для легализации права граждан получить качественную услугу на платной основе, исключив неформальное приобретение образовательных и медицинских услуг. Ну а начать, наверное, следует с того, чтобы искоренить или хотя бы подвергнуть сомнению предрассудок о непобедимости коррупции в России. Что, надеюсь, мы сегодня и сделали. Хотя бы чуть-чуть. 
Ольга ПРОТАСОВА, Саратов. "Новые времена", ноябрь-декабрь.

|