Иждивенцем его делает федеральный центр.
Новый год область встретила с утвержденным бюджетом. О драматических перепетиях его принятия мы рассказывали не раз. Теперь пришло время переключить внимание с обсуждений и споров на конкретное содержание главного финансового документа региона.
Итак, посмотрим на какие цели и в каком объеме будут направлены средства областной казны в наступившем году. Сделаем это в два приема. Сегодня главным образом сосредоточимся на финансировании статей социального блока, а во вторничном номере - экономического.
От щедрот профицитной федеральной казны кое-что перепало
Сначала напомним о том, о чем уже сообщали: из запланированных расходов в объеме 27 млрд. 482 млн. 421 тыс. рублей 67% будет направлено на выплату зарплаты работникам бюджетной сферы и социальных пособий гражданам, имеющим право на их получение на основании действующего федерального законодательства.
Из федерального фонда компенсаций в область будут перечислены субвенции в сумме 1 млрд. 179 млн. 601 тыс. рублей. В том числе:
- 1 млрд. 4 млн. рублей (здесь и далее цифры округлены) пойдут на оплату жилищно-коммнунальных услуг отдельным категориям граждан;
- 60,8 млн. рублей будут израсходованы на обеспечение мер социальной поддержки лиц, награжденных знаком "Почетный донор СССР", "Почетный донор России";
- 33,8 млн. рублей предусмотрено на обеспечение жильем ветеранов и инвалидов;
- более 1 млн. рублей заложено на тушение лесных пожаров;
- 800 тысяч рублей зарезервировано на перевозку детей, самовольно ушедших из дома или покинувших детские учреждения.
Кроме того, 263 млн. рублей выделяется на социальную поддержку ветеранов труд и тружеников тыла, лиц, пострадавших от политических репрессий, граждан, имеющих детей, а 1, 4 млрд. рублей - на реализацию Федеральной адресной инвестиционной программы.
Щедроты федеральной казны не покажутся чрезмерными, если учесть, что 60% собираемых на территории области налогов и сборов уходит в федеральный бюджет. Это говорит о том, что фактически наш регион является донором. Но поскольку остающихся средств не хватает на покрытие необходимых расходов, о чем свидетельствует дефицит бюджета (доходная часть составляет только 25 млрд., 070 млн. 746 тыс. руб.), Волгоградская область оказывается в числе субъектов федерации - рецепиентов, то есть нуждающихся в финансовой помощи из центра.
Всем сестрам по серьгам не получилось
Теперь посмотрим, как были распределены бюджетные средства по основным направлениям жизнедеятельности региона:
- общегосударственные вопросы - 1,6 млрд. рублей
- национальная безопасность и правоохранительная деятельность - 1,7 млрд. рублей
- национальная экономика - 5 млрд. рублей
- жилищно-коммунальное хозяйство - 334 млн. рублей
- охрана окружающей среды - 180 млн. рублей
- образование - 1, 9 млрд. рублей
- культура, кинематография и средства массовой информации - 421 млн. рублей
- здравоохранение и спорт - 3,9 млрд. рублей
- социальная политика - 5,3 млрд. рублей
- межбюджетные трансферты - 7 млрд. рублей.
С 1 января по 31 декабря 2006 года приостановлено действие законов и иных нормативных актов, не обеспеченных финансированием из областного бюджета. В их числе документ, на основании которого предоставлялся льготный проезд пенсионерам - членам общественной организации " Дети военного Сталинграда". Кроме того, временно не действуют - постановление облдумы "Об оплате пенсионерам проезда на пассажирском транспорте", закон "О защите прав детей, оставшихся без попечения родителей" в части бесплатного проезда в автобусах общего пользования и городском электротранспорте, закон " О статусе города Волгограда - административного центра Волгоградской области", постановление облдумы " Об областной целевой программе "Переселение граждан из ветхого и аварийного жилищного фонда", постановление облдумы "Об областной целевой программе "Сахарный диабет" на 2004-2006 годы". Причина - недостаточность доходной базы областного бюджета.
В России выгодно быть бедным регионом
Недавно мне как участнику семинара, организованного Клубом региональной журналистики "Из первых уст", довелось послушать выступление профессора географического факультета МГУ Натальи Зубаревич. Ее доклад назывался "Социально-экономическое развитие регионов". Было непривычно из уст исследователя услышать предостережение журналистам о том, чтобы они не спешили обвинять губернаторов в том, что те плохо руководят регионами, и поэтому нет средств даже на самое необходимое.
- Дело в том, что региональное развитие зависит прежде всего от объективных факторов, - объясняла нам Наталья Васильевна. - Какой бы Иван Иванович Иванов не сидел во главе региона, есть факторы, которые при любом руководителе будут действовать ровно так же. Самые важные - это унаследованные факторы развития.
К ним относятся местоположение (около столицы или вдалеке, близко к порту), структура экономики, которая сложилась к этому времени, качество населения. Нельзя забывать, что у нас очень серьезные территориальные различия в оценке качества населения (имеется ввиду мобильность, адаптированность, уровень образования, и даже состояние здоровья). Это все влияет на экономику.
Рамки возможностей региональных властей достаточно ограничены не только сложившимися объективными факторами, но и политикой государства. Поэтому, предъявляя некие претензии вашим региональным властям, всегда помните, что последнее имеет наиболее важное значение.
У нас с вами есть регионы более модернизированные по образу жизни, так как развитие никогда не происходит равномерно и поступательно. Существуют центры по тем или иным благоприятным условиям. Эти центры, как правило, концентрируют ресурсы, опережающе развиваются сами, создают инновации и потом их транслируют на периферию.
Проблема нашей страны в том, что в 90-е годы всякие ресурсы (финансовые, человеческие) подгребались Москвой. Из-за этого инновационный процесс на периферию шел крайне медленно. За это мы сейчас и платим, это надо признать.
У нас идет мощная концентрация центров. В первую очередь развиваются те, у кого лучшие условия для развития. А это означает простую вещь - экономически страна продолжает поляризоваться.
В России растут три типа регионов: ресурсно-экспортные, столичные и портовые. Сегодняшние условия таковы, что дистанция между сильными и слабыми в экономике (не в потреблении - в экономическом производстве) продолжает нарастать. В нашей стране благодаря усиленному перераспределению в период экономического роста помогли, прежде всего, не тем, кто сам зарабатывает, а тем, кто сильно отстал. Что делает Федерация, перекармливая одних, и изрядно отбирая у других, которые куют ее в внутренний региональный продукт? Вроде бы выравнивает социальную ситуацию. И вроде бы это правильно. Однако получается, что добиться выравнивания нельзя без того, чтобы стимулировать иждивенчество. Бедным регионом в России быть выгодно. Чтобы изменить эту ситуацию, нужно поддерживать позитивные изменения снизу, а не навязывать свои позитивные изменения сверху, потому что они не приживаются.

Галина ЛЕВЧЕНКО, г. Волгоград. Газета "Вечерний Волгоград", № 5, 20 января 2006 г.

|