ЗАБОЛЕЛИ ПРОЕКТАМИ
Автор: Бородин Денис
Регион: Уфа
Тема:  Экономика
Дата: 24.01.2006

Докладом в Министерстве регионального развития с описанием Стратегии социально-экономического развития до 2020 года Башкортостан в полную силу включился в федеральную конкурсную гонку, и если ставки будут реально достижимы, то к официальным ресурсам подключат и неофициальные. Кроме того, весь имеющийся экономический и ресурсный потенциал, остающийся в распоряжении региона, также будет ориентирован на получение федеральных проектных грантов. Единственное, что беспокоит, - победа в одном из конкурсов автоматически ведет к тому, что конкурирующие федеральные ведомства даже вопреки логике откажут в новой победе.

Если попытаться выбрать наиболее популярную сегодня дискуссию, то ею непременно окажется набор предложений, что могло бы стать "пятым национальным проектом". Реформы не в моде - исполнительная власть заболела проектами. Четыре первых со дня на день начинают действовать, теперь еще наперебой предлагают поднять культуру, развить малый бизнес, модернизировать энергетический комплекс, заняться проектом "Дети России". Одни считают, что главное - построить дороги или начать бороться с бюрократами. Другие уверенно называют "пятым проектом" внутрикорпоративную программу "Газпрома" по газификации российских территорий. Резон в этом есть, поскольку деньги на нее берутся все равно что из государственного кармана.

Организационной формой трансформации социально-экономического пространства не случайно выбраны проекты. Однако, по всей видимости, самого главного шага - отстраниться в нужный момент от роли "руководящей и направляющей силы" - государство так и не сделает, не для того это все задумывалось. А чтобы продемонстрировать успех централизованной модели государственного управления, в которой экономическому федерализму отведена роль окошка для просителей.

- Сегодня формируется система проектного подхода. Это проекты, связанные с развитием авиации, с развитием транспортной инфраструктуры и так далее. Здесь, в отличие от последних двух лет, идет существенное увеличение расходов, - рассказывает руководитель Департамента макроэкономического прогнозирования Министерства экономического развития и торговли России Андрей Клепач. - Что такое Инвестиционный фонд в составе федерального бюджета? Непосредственно им будет руководить Герман Греф, который во главе конкурсной комиссии будет рассматривать проекты, подготовленные федеральным или региональным бизнесом, прошедшие согласование в профильных министерствах правительства. Это проекты, где требуются как коммерческие деньги, так и деньги государственные. Даже из того, что сейчас прорабатывается, есть уже несколько потенциальных заявок от регионов. Так или иначе, происходит медленный, тяжелый поворот государства от того, чтобы решать сиюминутные задачи, к задачам развития. Инвестфонд и новые федеральные программы, и те же национальные проекты - это примеры такого программно-проектного подхода.

- На мой взгляд, за последний год в государственном мышлении произошел коренной поворот. И он пока не завершен еще. Это политика, которая уходит от ориентации на некие идеалы, уходит от абстрактных принципов, и начинает работать с реальными проблемами. Если вы сравните Грефа сегодняшнего с Грефом образца 2000 года, то в отличие от прежнего либерального тезауруса в нынешнем его лексиконе преобладают слова: "мы это можем решить", "инструменты нам позволяют это сделать", "законодательная база достаточна для решения". И плевать, рыночная или не рыночная это мера, - комментировал последние изменения в экономической политике на семинаре Клуба региональной журналистики Андрей Белоусов, директор Центра макроэкономического анализа и краткосрочного прогнозирования, советник главы правительства России. - Однако это означает работу с реальными проблемами. Весной прошлого года впервые в практическую плоскость переведен вопрос: сколько стоят реформы? Отсюда появились национальные проекты, которые представляют собой просто вырезанные кусочки из реформ, которые можно реально, при тех деньгах, которые есть, сделать за два года. Это набор конкретных небольших задач, которые можно решить.

Похоже, уже начиная с лета 2005 года Кремль отчетливо стал понимать, что с глобальными реформами ничего не получается. Дело не в недостатке финансов, и даже не в отсутствии политического кредита, а за неимением комплексного, читай, системного представления о конкурентоспособном развитии страны. Административную реформу бросили, едва начав, пенсионную стыдливо притормозили, к энергетической приступать не хотят из корпоративного рассогласования. Понятно, что объяснений тому найдется выше крыши. Во-первых, уровень сопротивления оказался выше, чем ожидалось. Во-вторых, стало ясно, что браться надо решительнее и глубже, а время для политического маневра практически не осталось. Что в такой ситуации делает опытный бюрократ? Как обстоятельно и спокойно поделился Андрей Клепач, "правительство не может вести все реформы сразу - у него нет для этого не денег, а волевого, человеческого ресурса".

Помудревшему Герману Грефу, за год потерявшему титул главы "штаба реформ", с грехом пополам удалось запустить проект ОЭЗ (восемь миллиардов рублей в этом году). На прошлой неделе он подписал от лица правительства страны соглашение о создании в Российской Федерации особых экономических зон. И уже как-то позабыли, что грандиозность идеи подпорчена тем, что сначала количество возможных ОЭЗ снизили до десяти, а выбрали и того меньше - шесть. Из башкирских шести заявок не прошла ни одна.

Минрегионразвития представляет еще более грандиозный проект по сравнению с небольшой россыпью особых экономических зон. По сути, оно предлагает свой ответ на извечный вопрос: как нам обустроить Россию? Стратегия поляризованного развития, несомненно, сочетается с попытками укрупнения регионов. Она подталкивает экономически слабые регионы: хватит, мол, думать, объединяйтесь с богатыми регионами-локомотивами, может тогда вам чего и перепадет, а иначе ни на что не рассчитывайте и живите, как сможете.

В стране наряду с перераспределительной моделью, главный смысл которой состоит в том, что государство концентрирует финансовые ресурсы на общенациональном уровне, чтобы затем перенаправить их в более слабые регионы с целью сглаживания межрегиональных контрастов, монтируется модная модель проектного программирования. Только отталкивается она от неожиданного основания: лишние деньги появились сразу у нескольких министерств, и тратить их разрешено. И опять-таки - пока не ясны ни процедуры конкурсного отбора, ни критерии эффективности, да и конкретные суммы, - а ходоки с обозами уже потянулись по новым адресам.

Снова каждый институт сам за себя - с поправкой на появившиеся гигантские бюджеты министерств. Минфин из инстинкта самосохранения и вечной борьбы с инфляцией отстаивает закрома Стабфонда. Минэкономразвития так и не смогло удовлетворить премьер-министра среднесрочной программой развития России, но продавило отдельные дверцы - особые экономические зоны, Инвестиционный фонд (69 миллиардов долларов на 2006 год). Минрегионразвития (бюджет еще не определен, но сотней миллиардов вряд ли ограничится) - пилит деньги "во имя регионов". Отдельно идут четыре национальных проекта с многомиллиардным бюджетом. И тоже со встроенным конкурсным механизмом, и тоже с распределением денег через министерства.

Либерализм, как известно, палка о двух концах. Несостоявшиеся либералы еще и очень обидчивы, что в государственном управлении экономикой оборачивается безжалостным протекционизмом и циничным безразличием к оппонентам.

- Если какой-то регион вышел бы с программой реформы и доказал, что ему для этого нужно столько-то денег, я уверен, и на это бы пошли и поддержали. У нас крайне мало таких нормальных, хороших предложений от регионов. Могу только процитировать Чубайса, который сказал, что мы не можем работать в регионах, потому что там должна работать вначале милиция, - печально констатировал Андрей Клепач. - Раз реформа не пошла, то потому, что в первую очередь именно регионам это не нужно. А из центра всех изнасиловать невозможно и не нужно.

Отношения без денег, как известно, называются романтическими и завязываются по обоюдному желанию. С деньгами последнее условие вовсе не обязательно. Конкурсы проектов в нашей стране, особенно завязанные на гигантские финансовые вливания, увы, пока не настолько прозрачны и понятны, чтобы ими можно было выстилать дорогу в будущее.

  

Денис БОРОДИН, г. Уфа. Интернет-газета Республики Башкортостан "БАШвестЪ", 24 января 2006 г.

 



Бронирование ж/д и авиабилетов через Центр бронирования.
 


Формальные требования к публикациям.
 

   Новости Клуба

   Публикации

   Стенограммы

   Пресс-конференции


RSS-каналы Клуба





Институт Экономики Переходного Периода

Независимый институт социальной политики