УЛИЦЫ КРАСНЫХ ФОНАРЕЙ НА РОССИЙСКИХ ДОРОГАХ
Автор: Бородин Денис
Регион: Уфа
Тема:  Демографическая ситуация
Дата: 07.02.2006

И все-таки справедливость восторжествовала. Действительность поправила официальную букву закона. Поправки к Правилам дорожного движения, вступившие в действие с первого января 2006 года, фактически отсрочены на год. Прямо послабление призывнику, сумевшему доказать, что костыль настоящий, а хромота - непритворная.

Напомним, что изменения ПДД в числе прочего подразумевали запрет эксплуатации автомобилей со световыми сигналами, не соответствующими ГОСТу, и запрет перевозки детей до 12 лет без специальных кресел. Поправки были утверждены за две недели до Нового года. Предположим, с требованием включать ближний свет за пределами населенных пунктов автовладельцы спорить не стали. А вот с обязательной заменой задних фар-указателей поворота с красных на желтые или оранжевые случился конфуз. Мера наказания - лишение прав на полгода и принудительное переоборудование. Далее - не по вкусу многим пришелся и запрет на перевозку в авто детей младше 12 лет вне спецкресел.

Общество, которому опять надавили на мнение, снова показало, что оно думает по поводу правительства, ретиво выламывающую жизнь под вектор движения президентских бровей. Конечно, ужасающая цифра в 35 тысяч ежегодно гибнущих на дорогах россиян должна во что-то выливаться. Безусловно, в действенные, но разумные меры, а не в спонтанный террор против праворульных автомобилей или автоимпорта. За две недели автовладельцы, будучи хоть трижды Спинозами, не в силах переделать свои авто под новые законы. В результате - недовольство граждан и рост напряженности в обществе. Год назад таким же образом соотечественники откликнулись на эрзац-реформу под знаком монетизации льгот.

Председатель Общероссийской общественной организации "Движение автомобилистов России" Виктор Похмелкин также разделяет недоумение миллионов россиян. И именно его и его коллег парламентский запрос сумел в итоге помочь остановить действие поправок в ПДД.

- На мой взгляд, необходимости такой спешки в принятии всех этих изменений не было. Более того, правила дорожного движения - документ достаточно консервативный. Он должен меняться очень осторожно, аккуратно. Понятно ведь, что любые изменения в нем связаны с некоторыми потрясениями и стрессами на дорогах. Конечно, такие изменения должны проходить широкую общественную экспертизу, тщательное обсуждение. Ничего этого не было, причем, в данном случае, речь идет о серьезных ограничениях прав многих автовладельцев и материальных затратах, которые придется нести как частным владельцам автомобилей, так и государству в целом, - говорит Виктор Похмелкин. - Действительно, в Европе есть стандарт: указатели поворотов должны быть желтого или оранжевого цвета. У нас пошли своим, специфическим российским путем и распространили запрет, в том числе на машины, находящиеся в эксплуатации. Это невозможно в развитой демократической рыночной стране, в которой уважается достоинство гражданина, право собственности и не меняют правила в зависимости от политической или экономической конъюнктуры.

На сей раз хватило нескольких акций протеста в последние дни января во многих городах России, среди которых была и Уфа. Пусть даже это был невинный с виду автопробег автомобилей японского и американского производства. Задним числом, но решения власти прошли общественную экспертизу. И не выдержали ее. По линии ГИБДД последовало указание не штрафовать за "красные фонари" и отсутствие детских сидений. Впрочем, вменяемое поведение не было чуждо и региональным властям. Так, еще в середине января глава МВД республики Рафаил Диваев признался депутатам Госсобрания, что "подход должен быть разумным, понятно, что эти кресла никто сразу не купит и не поставит в салон". Так что и со штрафами гаишники не будут усердствовать.

По словам Михаила Фрадкова, правительство предоставит автовладельцам возможность в течение всего 2006-го приобретать приспособления для перевозки детей, которые необходимы в соответствии с новыми правилами. Что касается ограничений по цветовым сигналам автомобилей, то эти требования будут распространены лишь на автомобили, приобретаемые после первого января 2007 года.

Уж сколько раз твердили миру, что у министерств и ведомств пора давно отобрать право устанавливать или менять правила по животрепещущим вопросам. То Минфин или налоговая служба своими инструкциями устраивают горячую жизнь бухгалтерам и налогоплательщикам, то правительство, как в данном случае, принимает келейные постановления в расчете на похвалу сверху. Ясно, что даже через управляемый парламент страны такой бы скоропалительный закон не прошел. Как поделились депутаты Госдумы России, авторы этих поправок в ПДД - начальник Департамента безопасности дорожного движения МВД и его заместитель - с трудом, но согласились, что изменения не могут начать работать немедленно. Причем Виктор Похмелкин высказывает еще одно соображение в пользу того, почему правительство столь оперативно поменяло решение.

- Наверное, сработало еще то, что машины с красными указателями поворотов оказались на балансе многих государственных структур: ФСБ, МВД, Прокуратуры, Госдумы, Администрации Президента. В данном случае это коснулось многих чиновников, и соединилось личное с общественным. Это тот редкий случай, когда интересы номенклатуры совпали с интересом общества.

Беспокоит в этом проявлении гражданской активности не то, что оно состоялось, а то, что носило лишь протестный характер. Годовая отсрочка нововведений лучше их полной отмены. Просто, когда хотели "как лучше" с прицелом на "как всегда", оно так и вышло. Все остаются в полном неведении, а вдоль дорог уже серо-зеленые стоят. И тишина? Но именно тишины и не получилось. Заговорили все и разом. Подействовало. Значит подействует, если потребуется, снова и снова. Только вот трагическая статистика российских дорог заставляет задуматься о том, что кавалерийские наскоки с последующей сдачей позиций только будут обострять противостояние "дураков и дорог". Директор по развитию фонда "Центр стратегических разработок" (единственного разработчика концепции дорожной безопасности в России) Олег Фомичев считает, что и люди в немалой степени несут ответственность за дорожные трагедии.

- Общественное мнение абсолютно не подготовлено по вопросу необходимости усиления дорожной дисциплины. Потому что обывательская точка зрения, которая не имеет, наверно, отношения к собственно цифрам снижения смертности, травматизма и количества ДТП, достаточно проста: все проблемы вокруг безопасности дорожного движения сводятся к проблеме взаимоотношений сотрудников ГИБДД и автовладельцев, - через сферу взяток одних другим. Но когда общество видит проблему безопасности дорожного движения только в таком разрезе, это значит, что общественное мнение будет не готово к тем достаточно жестким мерам, которые нужно предпринимать, чтобы уменьшить легальные убийства на дорогах.

Автор благодарит за помощь в подготовке материала клуб региональной журналистики "Из первых уст".

  

Денис БОРОДИН, г. Уфа. Первая интернет-газета Республики Башкортостан "БАШвестЪ"; новостной портал «НОВОСТИ РЕСПУБЛИКИ» (со ссылкой на «БАШвестЪ»), 07 февраля 2006 г.

 



Бронирование ж/д и авиабилетов через Центр бронирования.
 


Формальные требования к публикациям.
 

   Новости Клуба

   Публикации

   Стенограммы

   Пресс-конференции


RSS-каналы Клуба





Институт Экономики Переходного Периода

Независимый институт социальной политики