ИПОТЕКЕ ЗАКОНЫ ПОМОГАЮТ, А СТРОИТЕЛЯМ – ПОКА НЕ ОЧЕНЬ
Автор: Губанов Андрей
Регион: Екатеринбург
Тема:  Реформа ЖКХ
Дата: 20.01.2006

Екатеринбургские риэлтеры прогнозируют увеличение темпов вздорожания жилья. Причина – чиновные барьеры, оставленные Госдумой в строительных законах.

В нынешнем году цены на жилье в Екатеринбурге будут расти быстрее, чем в прошлом. По мнению аналитиков Уральской палаты недвижимости, достаточно активное развитие ипотечного кредитования зримо увеличит число горожан не только желающих, но и «могущих» (в смысле, которые могут) купить жилье. Строители за спросом поспевать не смогут. И в результате, если в 2005 году цены на квартиры (в среднем по городу) выросли на 20%, то в 2006 году ожидается рост 25-30%. То есть, вместо нынешних 1000 долларов среднестатистический жилой квадратный метр через год будет стоить 1300 долларов. Эту информацию озвучил директор агентства недвижимости «Ярмарка» Дмитрий Гусев, а потом добавил, что объемы ипотечного кредитования в Екатеринбурге ежегодно удваиваются и следующий год, судя по всему не станет исключением.

В Екатеринбурге за прошлый год на 30% (или на 150 тыс. кв. м.) увеличился ввод нового жилья. За тот же год жилищными кредитами воспользовалось около тысячи екатеринбургских семей. Можно сказать, что благодаря ипотеке на рынке недвижимости появилась тысяча «сверхплановых» покупателей. Ведь если бы не кредитные средства, то все эти люди почти наверняка не смогли бы приобрести жилье. Как заметил исполнительный директор УПН Рустем Галеев, если пересчитать на метры, то можно сказать, что треть прироста ввода нового жилья была выкуплена благодаря кредитам. А, по мнению директора агентства недвижимости «Диал» Александра Дмитриева, если бы не ипотека, то цены на жилую недвижимость в Екатеринбурге в прошлом году могли бы и вовсе остановится. Но ипотека цены подстегнула. И, похоже, дальше будет подстегивать еще сильнее.

Извилистым путем

В общем, мы получили парадоксальную ситуацию. Как известно, нормативные акты, способствующие развитию ипотечных инструментов, входят в тот самый знаменитый пакет законов (27 штук), которые писались с целью – сделать жилье в России более доступным. Понятно, что вздорожание жилья (которое, увы, стало следствием упомянутых законов), плохо сочетается с идеей его (жилья) доступности… Хотя, наверное, ситуация вовсе не парадоксальная. Традиционно, «хотели как лучше…»

Более того, еще когда единоросское большинство Госдумы читало и вносило поправки – в новые жилищные законы, экономисты разработавшие законопроекты, начали бить тревогу. Впрочем, давайте по порядку. Главная цель пакета из 27 законопроектов – это, во-первых, сделать более доступными кредиты для покупки жилья, а во-вторых, увеличить объемы строительства. Причем, как пояснила руководитель группы разработчиков пакета, президент Фонда «Институт экономики города» Надежда Косарева, обе новинки должны появиться обязательно одновременно. Ведь если граждане, через кредиты, получат в массовом порядке деньги на покупку жилья, но, при этом не будет увеличено предложения жилья, то начнется рост цен. Так рассуждали разработчики. Потому то и появился сразу целый большой пакет законопроектов, который бы работал сразу и на кредиты и на строителей.

Однако законы пошли через Госдуму странным извилистым путем. Депутаты охотно приняли те из них, которые упрощают получение ипотечных кредитов, но серьезно переделали те, которые должны стимулировать строителей. Объясняется этот парадокс тем, что развитие ипотеки не наступает ни на чьи интересы, а дебюрократизация строительства – наоборот – наступает.

Вот как прокомментировала ситуацию Надежда Косарева в ходе семинаре Клуба региональной журналистики МОО «Открытая Россия»:

- Меры по увеличению предложения на рынке жилья подразумевают снижение административных барьеров. И есть куча заинтересованных сторон, которая этому противодействует. Бюрократы хотят сохранить свои доходы, а застройщики – монопольное положение. Всякие инспекторы хотят сохранить процедуры разрешений и согласований… У них есть лобби в Госдуме, которое не дает принимать законы, помогающие строителям.

«Не надо этого пакета»

Депутаты оставили в законах массу способов для чиновников возводить барьеры на пути строителей. В частности, они (думцы) не отменили нормы, позволяющие некоему должностному лицу фактически своей волей выделять землю под застройку «приближенной» фирме и прогонять «отдаленную». Оставлены и другие лазейки для коррупции. Например, Косарева со товарищи предложили отменить госэкспертизу проектов жилых домов (оставить ее только для особо опасных уникальных сооружений). А гарантировать качество, по их мнению, можно через обязательное страхование ответственности главных архитекторов и инженеров проекта. Тогда страховая компания, прежде чем заключать договор, сама проведет экспертизу и не фиктивную-чинвничью, а самую настоящую. Ведь если здание развалится, ей (страховой компании) в отличие от работника госаппарата, придется отвечать своими деньгами. Но все чиновники стоят стеной за свою экспертизу, за свой государственный надзор. В результате, в градостроительном кодексе, остались все виды госэкспертизы и надзора. Экологический, пожарный, санитарный etc.

Из уст специалистов Института экономики города уже можно услышать: «Если все будет вот так, тогда этого пакета вообще не надо. Потому что будет только хуже, только цена поднимется»… И похоже их опасения оправдываются, по крайней мере в условиях Екатеринбурга. После года относительного счастья, уральские риэлтеры опять говорят об увеличении разрыва между спросом и предложением на рынке жилья.

  

Андрей ГУБАНОВ, г. Екатеринбург. Городской портал «Екатеринбург Он-Лайн» E1.ru», 20 января 2006 г.

 



Бронирование ж/д и авиабилетов через Центр бронирования.
 


Формальные требования к публикациям.
 

   Новости Клуба

   Публикации

   Стенограммы

   Пресс-конференции


RSS-каналы Клуба





Институт Экономики Переходного Периода

Независимый институт социальной политики