Кажется, слово «развитие» становится самой модной и востребованной единицей в лексиконе чиновников самых различных уровней. Вслед за главой государства о стремительном рывке вперед начинают говорить мэры и губернаторы, рассуждать ученые, мечтать тысячи рядовых граждан. Реальность, однако, для многих оказывается обескураживающей – двигатели регионального развития одинаково плохо работают как на рублях, так и на долларах. Необходимые же месторождения интеллектуального топлива открыты пока лишь в редких российских уголках. В этом убежден директор фонда «Центр стратегических разработок – Регион» Михаил Курбаков, поделившийся прогнозами на будущее Новосибирской области и других регионов в ходе встречи с представителями прессы, организованной Клубом региональной журналистики «Из первых уст».
Губернатор в поле не воин
Вообще, сумма претензий большинства российских территорий на экономической и социальное благоденствие сегодня, к сожалению, равна пустому и вечному бегу на месте. Причем, если учесть масштабы бюджетных трат и шумную рекламу региональных амбиций, весьма сомнительно, что бег этот хоть немного укрепляет областные и краевые организмы. И, по мнению Михаила Курбакова, одного из самых авторитетных специалистов по региональному развитию, для столь сурового диагноза у экспертов есть все основания – обычно, выполняя спущенную свыше команду «На старт!», мало кто из региональных чиновников четко понимает, куда предстоит бежать, не говоря уже о скорости и тактике собственно бега. Шансы на успех и признание есть лишь у тех территорий, которые уже успели обзавестись внятной и проработанной стратегией развития региона, однако для итоговой победы может не хватить и этого.
- Для того чтобы говорить о стратегии регионального развития, необходим стратег, - уверен Михаил Курбаков. - Если его нет – нет никакого смысла о ней даже разговаривать. Как говорил Черчилль, политик – это тот, кто меряет свою деятельность выборным сроком. А тот, кто действует в интересах следующих поколений – государственный деятель.
Действительно, примеры областей, попавших в подобную ловушку, директор «Центра стратегических разработок – Регион» уже готов продемонстрировать. Например, губернатор Астраханской области Александр Жилкин недавно защитил в целом достойную стратегию развития собственного региона, но впоследствии столкнулся с внезапным и банальным вопросом: «Кому ее реализовывать?». «Если губернатор берется за такую задачу самостоятельно – это очень рискованно», - предупреждает Михаил Курбаков. Однако других вариантов у Астраханской области пока не нашлось и долгожданная стратегия, по сути, пока отведена на запасные пути.
Не просите подаяний
В сознании многих региональных элит да и простых жителей провинции обеспечение экономического чуда традиционно считается задачей «верхушки»: пусть-де считают, разрабатывают, вычисляют… Однако проработавший на ключевых должностях в Министерстве экономического развития и торговли Михаил Курбаков рассказывает о несколько иных правительственных принципах: «Поймите, мы из Москвы не можем за регион разработать стратегию. Если бы Александр Македонский заказывал свои стратегии кому-то, мы бы никогда о нем не узнали». В частности, по словам Михаила Юрьевича, эффективность разработки стратегии и использования федеральных ресурсов сегодня зависит напрямую от губернаторов.
Нужно признать, что на местах бюджетных посевов региональным руководителям действительно есть за что бороться. Навстречу регионам уже вышли как минимум четыре запущенные Правительством инициативы – инвестиционный фонд, проекты технопарков и промышленных парков, закон об особых экономических зонах и широко известные национальные проекты, самым подробным и перспективным из которых директор «Центра стратегических разработок – Регион» сегодня считает «Образование», предусматривающий создание в России семи национальных университетов, тридцати национальных инновационных вузов и двух бизнес-школ. У многих губернаторов, кстати, сегодня есть серьезный неудовлетворенный интерес к деталям этих проектов, на чем стали наживаться даже мошенники: Михаил Курбаков рассказал о недавнем «форуме» по теме национальных проектов в Москве, на который были приглашены многие региональные руководители. Заплатив крупные суммы за участие, они с удивлением обнаружили, что ни один из «приглашенных» министров не прибыл, и их любопытство, таким образом, позволило заработать неведомым организаторам несколько тысяч региональных бюджетных долларов.
Возвращаясь же к начинаниям Правительства, можно констатировать, что их финансовая состоятельность давно вышла за скромные рамки: инвестфонд составляет почти 70 миллиардов рублей, на технопарки выделяется 3 миллиарда, на особые экономические зоны – 8, а на национальные проекты без малого 200! Хотя «на верху», рассказывает Михаил Курбаков, все же стремятся перевести отношения с регионами из банальных подаяний в интеллектуальное сотрудничество: «Ни одна копейка не упадет на территорию, где ее просто съедят. Нужно четко понимать, что пока вы не будете на каждый федеральный рубль добавлять, скажем, свои пятьдесят копеек, никто вам рубль не даст. Если регион не вкладывает свои ресурсы, то понятно, как он будет относиться к чужим. Любая федеральная программа рассчитана на софинансирование». И, пожалуй, при всей логичности этого правительственного девиза, слова эксперта звучат тяжелым приговором региональным проектам типа новосибирского метро, на развитие которого область уже не один год пытается собрать свои «пятьдесят копеек».
Зоны особых проблем
Впрочем, даже самую убедительную стратегию в современной России крайне трудно конвертировать в конкретные и осязаемые символы благополучия жителей. И наверняка в ближайшие годы еще не один региональный руководитель повторит вслед за Астраханской областью: «Что дальше?». Потому что, взявшись реализовывать плоды собственных интеллектуальных трудов на благо региона, местные власти сталкиваются с очевидной проблемой отсутствия исполнителей. «В России нет людей, которые имеют практический опыт по управлению особыми экономическими зонами, - приводит пример Михаил Курбаков. - Таких зон здесь никогда не было. Существовавшие же оффшоры не имеют с ними ничего общего. И многие регионы столкнулись с кадровым кризисом – некого ставить на управление».
Феномен «вытягивания» лучших людей Москвой и Санкт-Петербургом действительно давно набрал обороты: сам Михаил Курбаков, к примеру, несколько лет назад перебрался в столицу из Тольятти. И хотя, по его наблюдению, сейчас процесс исхода специалистов из регионов готов дать обратный ход – скажем, несколько известных московских топ-менеджеров уже собираются вернуться - кадровые страдания провинции пока еще продолжаются. Даже пример бывшего полпреда Президента в Приволжском федеральном округе Сергея Кириенко, сумевшего решить проблему специально организованным конкурсным набором молодежи под названием «Золотой кадровый резерв» пока остается скорее исключением, нежели правилом.
Между тем, именно обучение и переподготовка специалистов, по словам директора «Центра стратегических разработок – Регион», может позволить преодолеть барьер реализации стратегических планов: «Процесс длительный, но необходимый. Если мы не начнем готовить кадры сегодня, а начнем завтра, то мы просто опоздаем и еще на один день. В дальнейшем эти подготовленные кадры и станут группами по реализации стратегий регионального развития». Правда, Михаил Курбаков при этом признает, что сегодня в России существует и параллельная проблема - отсутствуют не только ученики, но даже те люди, которые способны преподать им опыт управления, скажем, теми же особыми экономическими зонами.
Выиграл ли Томск?
Разработка стратегии развития для конкретного региона – задача гораздо более сложная, чем кажется на первый взгляд. Но внешнюю простоту руководители многих территорий ошибочно принимают за чистую монету. В качестве показательного примера такого рода уже приводят, например, Волгоградскую область, где попытались создать стратегию при помощи следующего рецепта. Взятые сводки по промышленным предприятиям региона были перемешаны с отрывками из долгосрочной стратегии Правительства и сдобрены итогами социально-экономического развития области, дав в результате…«гладкий», но абсолютно бессмысленный документ. «Конечно, ничего общего со стратегией это не имеет, - жестко резюмирует Михаил Курбаков. – Так же, как и в десятках других регионов. Контуры же настоящей стратегии существуют, на мой взгляд, только у Томска».
Надо сказать, что упоминание успехов Томска у многих представителей новосибирской элиты сегодня вызывает весьма нервную реакцию: в памяти еще свежа обида за «ушедшее» на Кузбасс право создания особой экономической зоны и распространены слухи о неких всесильных томских лоббистах в Правительстве. Михаил Курбаков, впрочем, убежден, что усматривать здесь никакой политической подоплеки Новосибирску не стоит. Да, Томск, вложив в разработку стратегии развития всего 15 миллионов рублей, уже получил отдачу в виде 800 миллионов на ОЭЗ и 400 миллионов на технопарк, однако тем самым добровольно взял на себя огромные риски.
- Кто вам вообще сказал, что особые экономические зоны – это хорошо? – неожиданно переспрашивает эксперт. – Рабочие места сама по себе ОЭЗ не даст. Низкий единый социальный налог – спорный вопрос, важно ли это людям, если им регулярно платят зарплату. То, что будут инвестиции – так ведь за них и отвечать нужно будет: например, Татарстану или Липецку вообще голову снесут, если ничего не получится! А ведь никто толком не знает, как эту «зону» делать и ей управлять. И в этом плане даже хорошо, что вы не выиграли. Сейчас нужно сконцентрироваться и изучать, как созданные ОЭЗ будут адаптироваться в России. А в сентябре и марте следующего года будут следующие конкурсы - участвуйте.
Однако аргументы типа «меньше побед – меньше рисков» для амбиций Новосибирской области, где стратегию регионального развития в 2006 году лишь планируют начать разрабатывать, вряд ли могут послужить достойным утешением. Тем более что сам Михаил Курбаков оценивает последствия хаотичного развития весьма определенно: «Стратег – либо есть, либо его нет. Надо четко понимать, что если стратега не будет – регион «перезахватит» другая область». Так что, видимо, текущий год новосибирцам придется провести в напряженном ожидании первого пришествия стратегических гениев.

Максим АЙКАШЕВ, г. Новосибирск. Газета "Ведомости Новосибирского областного Совета", № 8 (788), 26 февраля 2006 г.

|
|