Одинаковое отношение ко всем без исключения субъектам Российской Федерации - основной принцип дальновидной региональной политики. Так считает научный руководитель направления "Межбюджетные отношения" Центра фискальной политики Ольга Воронцова. Ассиметричный федерализм, столь популярный в концепциях "точечного" регионального развития, по ее мнению, вредная и бессмысленная химера.
Во время селекторной пресс-конференции в агентстве "Башинформ" Ольга Валерьевна дала первую экспертную оценку начавшему "работать" известному федеральному закону N131 и его влиянию на межбюджетные отношения, которые сегодня сложились в РФ. "Ключевыми вопросами остаются пропорции распределения бюджетных доходов и величина самостоятельности каждого бюджетного уровня", - отмечает Ольга Воронцова.
Что касается бюджетных расходов, то их структурная реформа идет два последних года. Федеральные финансовые мандаты приобретают самые различные виды, однако степень их целевой направленности растет. Любопытно, что в 2005 году федеральные средства в среднем обеспечивали половину бюджетных обязательств других уровней власти. А в последние дни минувшего года начался залповый возврат ранее изъятых полномочий обратно в регионы.
Однако это делегирование обязательств и прав на деле оборачивается лишь проблемами. Ольга Воронцова предполагает, что как раз такой передачей полномочий размывается само понятие "своего" бюджета.
Помимо чисто практической стороны - а чем тогда можно распоряжаться по своему усмотрению? - это еще и важно для сторонних наблюдателей и потенциальных кредиторов: возникает обманчивое впечатление о больших местных бюджетах, которые на самом деле лишь узко целеориентированы. По сути же, половина расходных полномочий - переданные на исполнение сверху на низший уровень.
Еще один серьезный момент, на взгляд Ольги Воронцовой, изящная нетребовательность федеральной, да и региональной властей. Поэтому те регионы, которые не особенно "напрягались" по поводу скорого вступления в силу 131-го закона, вряд ли будут предпринимать что-либо серьезное и в переходный период до 2009 года. С другой стороны, у региональных правительств и тем паче у органов местного самоуправления отсутствует возможность влияния на самый мощный рычаг - ставки федеральных налогов. Тем временем на фоне подготовки к муниципальной реформе весь прошлый год продолжалось перераспределение доходов в пользу федерального центра - потери доходов низших уровней бюджета составили не менее 6,5 процента, как в нашей республике.
С экспертной точки зрения, Башкортостан находится в благоприятном положении. Сказываются сильная позиция бюджетного донора и сложившиеся хорошие неформальные отношения с федеральным руководством. Как дополнительный плюс можно расценивать, по словам Ольги Воронцовой, и продолжающееся финансирование в рамках продленной Федеральной целевой программы социально-экономического развития республики, а это около шести миллиардов рублей ежегодно.
И все же главный "подвох" нынешнего варианта реформы местного самоуправления кроется именно в излишней опеке муниципалитетов со стороны региональной власти.
- Как довольно богатый субъект РФ, конечно, республика легко передает на местный уровень достаточно большой объем полномочий, - отмечает Ольга Валерьевна. - Региону по силам покрыть все потребности местных бюджетов за свой счет. Но именно эта возможность расслабляет народившиеся муниципалитеты. Поощряет иждивенчество и лишает стимула к развитию. Бюджетное выравнивание - вынужденная мера для небогатых регионов, к которым Башкортостан не относится.
Можно "простить" такой протекционизм, в том числе и нормотворческий, в течение первого года. Не более. Иначе органы местного самоуправления так и не научатся самостоятельности в бюджетного сфере.
- Сегодня было бы целесообразно дать право "свою" часть налогов собирать самим органам местного самоуправления или, по крайней мере, дать возможность влиять на работу территориальных налоговых служб, - предлагает рецепт "взросления" Ольга Воронцова. - Так, например, делается в Беларуси и Казахстане. Суть в том, чтобы налоги собирал тот, кто в них заинтересован.
Не исключено, что не самым позитивным образом проявит себя и новая административно-территориальная нарезка. Она, безусловно, уязвима и, видимо, не раз подвергнется изменениям. По мнению эксперта, альтернативой вынужденной финансовой помощи сверху может стать укрупнение муниципальных образований. Нет никакого, даже столь любимого популистами социального смысла создавать муниципалитет с пустой налоговой базой и без перспектив для нищего населения.
Пресс-конференция проведена при содействии клуба региональной журналистики "Из первых уст".
Автор благодарит за содействие в подготовке материала Клуб региональной журналистики "Из первых уст".

Денис БОРОДИН, г. Уфа. Первая интернет-газета Республики Башкортостан "БАШвестЪ", 26 февраля 2006 г.

|