Мы ругаем этот ящик или обожаем его, как лучшего друга. Мы нажимаем на кнопку пульта, едва проснувшись, и засыпаем, задав ему режим «slip». Телевидение сосуществует с нашей реальностью, хотим мы этого или не хотим. Мы никуда от него не денемся. А раз так, пожалуй, стоит разобраться, по каким правилам живет этот великий и ужасный монстр.
В поисках утраченных смыслов
Каково место телевидения в современном обществе? Как влияет оно на нашу жизнь? Почему все чаще слышатся утверждения, что «правды из ящика не дождешься»? Как зрители влияют на содержание телеканалов? Ответить на эти вопросы нам поможет телеобозреватель Елена Афанасьева. («Эхо Москвы», «Новая газета».)
- Телевидение существует в нашей жизни как воздух, вне зависимости от нашего желания. И оно определяет образ мыслей людей. Причем больше всего на людей влияют мыльные оперы, потому, что они дают модель поведения в современном обществе. Именно поэтому сегодня самые рейтинговые сериалы типа «Не родись красивой» или «На грозовом перевале».
Телевидение моделирует действительность, такой процесс идет во всем мире. Вот только вопрос: какую модель задают обществу? Закономерно желание обывателя брать модель поведения из «народных передач» - всевозможных ток-шоу и сериалов. А что нам предлагают «модельеры»? Они отказываются задавать острые вопросы и отвечать на них. Телевидение стало аполитичным и будет таким по крайней мере до следующих президентских выборов. В 2006 году можно сказать, что мы превратились в народ-зритель. К любому событию относимся, как к телесюжету. Образно говоря, если в девяностые годы народ ходил на митинги и делал историю страны, сейчас он «смотрит кино про ужасы нашей жизни». Зритель требует катастроф, криминала, развлечений и смотрит все это под чаек или пиво… Общество получает то ТВ, которое оно заслуживает.
- На ваш взгляд, чем поколение нынешних зрителей отличается от зрителей 15-летней давности?
- И зрители, и производители телевидения отличаются прежде всего жизненной позицией. Один из успешных людей хорошо обозначил разницу между поколением 1991-го и 2006-го. Он сказал примерно так: «Когда моему поколению предлагали миллион или дело на миллион, мы выбирали дело. Нынешние выбирают миллион и идут его тратить, не задумываясь, за что получили и кто заплатил. Дело их не интересует». Даже на ведущих федеральных каналах по большому счету некому работать. На нашем телевидении практически не осталось людей, которые задают вопросы.
Телевидение стало безопасным для власти, оно превратилось в инструмент оболванивания и выкачивания денег из рекламодателей.
- Константин Эрнст и Олег Добродеев - люди умные, отчего же заполняют эфир таким ширпотребом?
- Они в данной ситуации прежде всего бизнесмены и руководствуются интересами рекламодателей и рейтингов. Получается такая палка о двух концах: начальники ставят в эфир то, что смотрят массы, а массы вынуждены смотреть то, что ставят в эфир теленачальники. Телевидение, интересное Эрнсту и Добродееву, смотрели бы процента два зрителей. Что такое телевидение сегодня? Это три составляющие: политическая, индустриальная и творческая. С политической составляющей на ведущих каналах все ясно - сплошной застой, одинаковые новости на всех каналах, практическое отсутствие оппозиции. Индустриальная сторона дала значительный рост за последние годы. С производственной точки зрения наше телевидение среди мировых лидеров, техническое оснащение выросло в разы, причем на деньги, заработанные на рекламе. Третья составляющая - творческая, ее вы видите каждый день. Огромное количество сериалов, развлекательных программ, причем в большей части адаптированных, лицензионных.
Кстати, говоря о содержательной стороне телевидения, стоит заметить, что изменилась зрительская аудитория. Телевизионная аудитория стала взрослее и беднее. Более молодая и обеспеченная аудитория отошла - новости они берут из интернета, кино смотрят на DVD или в кинотеатре. Этот процесс, между прочим, удар по рекламодателям. Реклама теряет эффективность - ведь основные зрители просто не имеют возможности потреблять рекламируемый товар…
- Судя по обилию рекламы на телеэкране, телеканалам не грозит финансовый крах.
- Да, рекламный рынок растет огромными темпами - 27-30 процентов в год, такие темпы даже не снились Америке. С 1 апреля входят в силу поправки к Закону о рекламе, определяющие, что в час рекламой можно занимать не более 20 процентов, т.е. 12 минут. Наши телебизнесмены уже с начала года подняли цены на рекламу на треть, а сейчас собираются поднять еще на 45 процентов. На мой взгляд, это приведет к оттоку рекламы в печатные СМИ и на радио.
- Как рекламодатели влияют на творческую составляющую телевидения?
- Рекламодатели - законодатели эфира. Они требуют рейтинга в прайм-тайм, руководители каналов ставят любимые народом программы. Яркий пример влияния рекламодателей мы видим сейчас на Первом. С 1 сентября там полностью изменилось лицо тележурналистики. Кто на это повлиял? Пивные рекламодатели. Пиво, как известно, можно рекламировать после 22-00. Продавцы рекламы потребовали в это время «жареных расследований» - и пошли пережевываться давно отработанные темы с высосанными из пальца сенсациями, но с громкими анонсами. Места серьезным расследованиям там теперь не находится. Так пиво изменило российскую тележурналистику.
Материал подготовлен при содействии клуба региональной журналистики «Из первых уст».

Лариса РЕВИНА, г. Ижевск. Газета "Колесо обозрения", 22 февраля 2006 г.

|