КОНСЕРВАЦИЯ НА УРОВНЕ ОТСУТСТВИЯ
Автор: Чепикова Марина
Регион: Уфа
Тема:  Реформа ЖКХ
Дата: 05.03.2006

Система ЖКХ сегодня остается «черной дырой» с малопонятными тенденциями происходящего как для потребителей услуг, так и для участников коммунального и жилищного рынков. Реформа отрасли свернута на полпути, тарифы на оплату электроэнергии, воды, обслуживание квартир растут, а из чего складываются цены, нормы расходов, никому не ясно. Вот как, например, характеризует текущие проблемы отрасли Николай Брусникин, первый заместитель Председателя Правления ОАО «Российские коммунальные системы». Это предприятие — один из немногих частных операторов, активно работающий в одиннадцати регионах России.

ЖКХ сегодня – это:

— низкое качество услуг (температура теплоносителя, качество питьевой воды и т.д.) при росте тарифов для потребления;

— значительная степень износа инфраструктуры и риск аварийности. Убыточность большинства предприятий ЖКХ, значительная задолженность перед поставщиками энергии; неплатежи МУПа операторам;

— «бездонная труба» и источник социальной напряженности для государства;

— огромные издержки, финансовая и правовая непрозрачность;

— отсутствие бизнес-технологий, дефицит кадровых ресурсов.

Федеральные стандарты в ЖКХ на 2006 год. Стандарт предельной стоимости жилищно-коммунальных услуг на один квадратный метр общей площади жилья в месяц (в среднем по России на 2006 год — 41, 6 рубля, в 2005 году — 31,9 рублей, рост на 30 процентов).

Стандарт стоимости капитального ремонта жилого помещения на один квадратный метр общей площади жилья в месяц — 3,2 рубля.

Стандарт социальной нормы площади жилого помещения установлен в размере 18 кв. метров общей площади жилья на одного гражданина.

Максимально допустимая доля расходов граждан на оплату жилого помещения и коммунальных услуг не должна превышать 22 процента в совокупном доходе семьи.

С первого года своей службы министр МЧС Сергей Шойгу настойчиво стал говорить о бомбе замедленного действия, которую представляет для страны сфера ЖКХ, — лопающиеся трубы, падающие стены, взрывающиеся котлы… Тогда страшные пророчества показались журналистам далекими и несбыточными. Потом случились замерзающие и голодающие Севера, энергетический апокалипсис в Москве и потопы на Камчатке. Минуло десять лет, и теоретический баланс зыбкого равновесия еще более приблизился к критической черте коммунального коллапса почти по всем показателям. В целом по России физический износ котельных составляет 54,5%, теплотрасс — 62,8%, электросетей — более 58%. 60% износа — предел, показатель краха, необратимости процессов. Если в ближайшие годы в отрасль не будут привлечены значительные инвестиционные средства, то аварийный процесс окончательно станет неконтролируемым и массовым. Его может остановить только «поголовная» мобилизация идей, специалистов, средств, направленных на модернизацию сетей и генерирующих мощностей теплоснабжения страны. На это по официальным оценкам потребуется 0,5 триллиона рублей, а на все работы по модернизации инженерна инфраструктуры отрасли — до 1,5 триллионов рублей. Увы, частных инвестиций в сфере ЖКХ практически нет, за последние три года этот скудный поток не превысил 200 миллионов долларов.

Количество компаний, ведущих бизнес в коммунальном секторе на территории более чем одного субъекта федерации, можно сосчитать по пальцам. У нас в республике всех частных, но совсем не крупных, операторов не более десятка. Понятно, что Башкортостан — стабильная и самодостаточная республика, не может быть лидером по стране в сфере реформирования. Прогрессивные изменения приживаются в глубинке плохо и медленно. Но есть положительные примеры хотя бы в сфере комплексного обслуживания по популярной ныне схеме «от двери к двери». Такое передовое по всем меркам предприятие жилищной сферы — ООО «Комфорт» из Уфы мы представляем в этом номере.

Призывы «Делай, как я!» сегодня малоэффективны. Нужны экономические рычаги. Трезвый расчет не дает шансов мелким и средним бизнесменам рассчитывать на доходность вложений в сферу ЖКХ.

Прежде чем готовить карман для получения дивидендов, нужно ремонтировать, заменять, обновлять, учить персонал. Длинные деньги со стороны и скорая их отдача — мечта большинства предпринимателей, с кредитами в нашей стране по-прежнему напряженка.

Хотя, по словам Николая Брусникина, выступившего на заседании «Клуба региональной журналистики», в противовес этой нерешаемой пока позиции об инвестициях в ЖКХ присутствует стабильность спроса на продукт, ведь потребитель пользуется услугами коммунального комплекса постоянно, независимо от экономической и политической конъюнктуры, уровня доходов. Если поднапрячься, морально подготовиться к огромным рискам, то шанс получить на выходе ящик с шампанским весьма велик. Бизнес в сфере ЖКХ — априори — бизнес с большими возможностями. Доступ к конечному потребителю создает массу перспектив для роста дополнительных услуг, получения дополнительных доходов.

А пока бизнесмены размышляют и колеблются, те, у кого есть деньги, пользуются доверием у инвесторов. МУПы и ГУПы не входят в круг доверенных лиц инвесторов. Частные инвесторы не обладают историей и активами, которые могут быть использованы в качестве обеспечения. Нет объектов и проектов для инвестирования.

Проблемы частных операторов в ЖКХ: краткосрочность имущественных отношений и тарифных решений. Постоянное изменение внешних условий (изменения в законодательстве, выборы мэров, назначения губернаторов). Скрытые и явные внутренние проблемы действующего бизнеса в ЖКХ. Технологические риски, накопленные обязательства перед поставщиками энергии. Низкая квалификация персонала. Коррупция, непрозрачность отношений с властью. Социальные аспекты: ЖКХ для органов власти — политический рычаг, а не бизнес. Частных операторов заставляют финансировать социальные программы, население не осознало, что за повышение качества жизни необходимо платить.

Кто возьмет на себя политическую ответственность за несостоявшуюся реформу ЖКХ?

Отсутствие реального центра управления реформой коммунального сектора, обладающего необходимым ресурсом, — один из самых серьезных факторов, сдерживающих реформу ЖКХ. Реформирование тесно связано и зависит от реформы энергетики. Реформирование целого проблемного сектора требует серьезного заинтересованного субъекта, обладающего значительными ресурсами (кадровыми, финансовыми, административными) для реализации тех целей, которые должны быть достигнуты при реформировании.

Выводы: основные операторы в сфере ЖКХ должны объединить усилия с целью ускорения преобразований в сфере ЖКХ. Правительство должно определиться с органом, который будет наделен полной ответственностью и соответствующими полномочиями и ресурсами для реформирования ЖКХ. Необходим пакет новых документов, предусмотренных Федеральным законом «о концессиональных соглашениях» и ФЗ «об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса». Партнерство крупных частных операторов может стать инструментом создания высокоэффективного бизнеса, продвижения реформы в сфере ЖКХ и привлечения частных операторов.

  

Марина ЧЕПИКОВА, г. Уфа. Журнал «Бизнес-партнер», ноябрь 2005 г.

 



Бронирование ж/д и авиабилетов через Центр бронирования.
 


Формальные требования к публикациям.
 

   Новости Клуба

   Публикации

   Стенограммы

   Пресс-конференции


RSS-каналы Клуба





Институт Экономики Переходного Периода

Независимый институт социальной политики