ПЕНСИОННЫЕ ПРЕДПОЧТЕНИЯ
Автор: Копшева Ольга
Регион: Саратов
Тема:  Пенсионная реформа
Дата: 13.03.2006

30 000 жителей области отказались от услуг Пенсионного фонда России.

По данным Саратовского отделения Пенсионного фонда России, в 2005 году 30 000 саратовцев уведомили ПФР о своем желании доверить распоряжение пенсионными отчислениями частным управляющим компаниям (УК) и негосударственным пенсионным фондам. В 2004 году таких заявлений от жителей области было в 10 раз меньше. Данные по стране пока не обнародованы. Но если динамика предпочтений, зафиксированная в нашем регионе, отражает средние результаты, то можно констатировать, что УК всего за год выиграли у государства деньги и доверие людей работоспособного возраста с сенсационным результатом.

В 2005 году управляющие компании работали с очень небольшими суммами пенсионных накоплений. По разным данным, они составляли от 4 до 5% от общего объема накопительной части пенсий 40 миллионов россиян. 97% работающего населения предоставили возможность распорядиться накопительной частью ПФР. ПФР сделал это с помощью управляющей компании под названием Внешэкономбанк СССР. В 2005 году Внешэкономбанк СССР заработал для своих клиентов по 12 копеек на вложенный рубль. Всего к работе с пенсионными деньгами были допущены 55 управляющих компаний. Только семь из них сработали хуже или наравне с Внешэкономбанком СССР. Остальные заработали своим клиентам по 20, 30, 40 и даже 50 копеек на вложенный рубль. Лидером 2005 года стала УК «Тройка-Диалог», показавшая доходность в 51%.

Сводные итоги работы УК с пенсионными накоплениями президент управляющей компании «Тройка-Диалог» Павел Теплухин назвал обвинительным приговором государственным чиновникам. Выступая перед журналистами клуба «Из первых уст», он уверил собравшихся, что на Западе в аналогичном случае против правительства было бы подано огромное количество частных исков с требованием выплатить «упущенную выгоду». Обвиняя правительство, Теплухин как один из авторов и разработчиков пенсионной реформы утверждает, что государство не потратило ни рубля на то, чтобы довести до сведения широких масс работающего населения информацию о том, что каждый человек должен сам сделать выбор компании, которая будет управлять деньгами, отправленными на его пенсионный накопительный счет. Экономисты подсчитали, что полноценная рекламная кампания («наружка», телевизор, радио, все газеты России) могла бы обойтись в 20–25 млн. рублей. Экономисты утверждают, что это копейки по сравнению с бюджетом ПФР, который в 2006 году составляет 1,6 триллиона рублей.

Еще более наглядной копеечная цена пенсионной рекламы видится в сравнении с бюджетами избирательных комиссий. Подсчитано, что количество избирателей примерно равно количеству участников пенсионной реформы. Только из государственного бюджета каждые четыре года на выборы в Госдуму тратятся, минимум, 3 млрд. рублей в дополнение к бюджету каждой из партий.

Почему в бюджет пенсионной реформы не были заложены необходимые рекламные суммы — вопрос к Президенту, Минздравсоцразвития, непосредственно отвечающему за ход реформы, к ПФР, к Министерству экономического развития и торговли, которое отвечало за подготовку документов, к органам местной власти и к областным отделениям Пенсионного фонда.

Начальник отдела организации и учета процесса инвестирования отделения Пенсионного фонда России по Саратовской области Наталья Филипченко сообщила «Времени», что в отсутствие денег на рекламу работники отделения пытаются размещать пресс-релизы в СМИ на бесплатной основе, но далеко не со всеми изданиями можно на этих условиях договориться помещать информацию в неискаженном виде. По утверждению Натальи Филипченко, полная информация висит на видном месте в каждом отделении Пенсионного фонда, с ней можно познакомиться в каждой из организаций-трансферагентов (их в 2005 году было в области 11) и на сайте отделения Пенсионного фонда.

Беда только в том, что в отделения ПФР ходят нынешние, а не будущие пенсионеры, полного списка организаций-трансферагентов не удалось получить даже «Времени», а сайт со ссылками на полезную информацию с редакционного, не самого плохого компьютера, не удалось открыть даже редакционному системному администратору. Несмотря на все эти препоны, в отдел организации и учета процесса инвестирования ОПРФ по области в 2005 году поступили 31 234 заявления о переводе накопительной части пенсий под управление частных компаний. 28 тысяч из переставших доверять Пенсионному фонду России людей попробуют поработать в 2006 году с негосударственными пенсионными фондами, почти 3 тысячи — непосредственно с управляющими компаниями.

По словам Натальи Филипченко, десятикратный рост числа заявлений в течение года можно объяснить активной работой с клиентами трансферагентов, среди которых в 2005 году значились Волгоинвестбанк, входящий в банковскую группу Уралсиб, а также Банк Москвы и Петрокоммерц, занимающие значимые места в топ-листах кредитных учреждений. Кроме банков, разъяснительную работу с клиентами вели производственные предприятия «Саратоворгсинтез», «Саратовстройстекло» и несколько других работающих по договору с ПФР организаций.

В каком-то смысле передача денег будущих пенсионеров в руки частных управляющих компаний государственному фонду даже выгодна. Управляющие компании преумножают деньги конкретных Сидорова, Петрова и Иванова неперсонифицировано. Их клиентом является ПФР, который за установленный процент обеспечивает индивидуальный учет и ежегодную рассылку извещений об изменениях на индивидуальных счетах.

Эти извещения приходят всем работающим и по возрасту попадающим под реформу гражданам России. Но в этом году (а по информации Натальи Филипченко, уже и в прошлом) в письмах нет бланка заявления о переводе денег под управление частной компании. Говорят, что логика чиновников, принимавших это решение, была на удивление примитивной. Дескать, если заявления не заполняют, то какой смысл тратить на них бумагу и типографскую краску? Другие аналитики считают, что таким образом государство просто удерживает граждан в неведении для того, чтобы деньги большинства участников реформы оставались в государственном Внешэкономбанке СССР.

Выступавший перед журналистами Павел Теплухин утверждает, что, кроме наглядных, впервые посчитанных по единой методике итогов работы УК, допущенных к пенсионным деньгам, на перераспределение клиентов из государственных в негосударственные компании будут влиять и другие факторы. Например, профицит бюджета, отмечающийся в последние годы из-за хорошей собираемости налогов и высоких нефтяных цен, не позволит выпускать высокодоходные гособлигации, наращивающие госдолг. А это значит, что Внешэкономбанк СССР, работающий в основном с этим инструментом, не сможет обеспечить и 2006 году высокую доходность пенсионных денег. УК остается только ждать, когда государство намучается с пенсионной реформой так, что законодательно передаст им ее исполнение. Вместе с деньгами на полноценную рекламную кампанию.

Павел ТЕПЛУХИН, президент управляющей компании «Тройка-Диалог»:

— В этом году бюджет Пенсионного фонда России будет больше, чем бюджет Российской Федерации. Минфин считает, что такие деньги, сопоставимые с бюджетом Российской Федерации (а дальше будут больше) должен контролировать Минфин. В Министерстве социального развития сидит Михаил Юрьевич Зурабов и говорит: «Это же деньги наших пенсионеров! Я же за них отвечаю». Представляете, такие деньги потратить — какое удовольствие! Даже чуть-чуть потратить — 10%. Но каждый год. А федеральная служба говорит: «Это же рынок. Его ни в коем случае нельзя разбалансировать. Нужно создавать инструменты, разработать инфраструктуру. Мы должны эти деньги контролировать, а то, не дай Бог, что-нибудь случится. Методику такую-сякую, норматив туда-сюда, аудит там-сям. Мы должны контролировать и все».

Дальше по цепочке идет Внешэкономбанк. Там профессиональные люди работают. Они говорят: «Такое счастье и не наше! Мы отвечаем за государственный долг Российской Федерации. Кто-то же должен его погасить когда-нибудь. Мы пенсионными деньгами погасим государственный долг Российской Федерации и все. Тема закрыта».

То есть каждый решает свою, локальную, задачу. А главное, чем больше ресурсов контролирует каждый чиновник, тем он важнее. У них там своя табель о рангах. Но страдают конкретно 40 миллионов человек в стране. Это никого абсолютно не волнует. Это волновало только одного человека, когда он первый раз избрался. Он сказал: «У меня восемь лет впереди. Можно сделать что-то хорошее, доброе, вечное. Надо сделать».

Единственный человек, который мог решить эту проблему, вначале и начал ее решать. Действительно, идея была гениальная, задача была поставлена, законы были написаны. Некоторые люди, в том числе ваш покорный слуга, положили два года жизни на то, чтобы эти законы были приняты. Но после этого они стали не очень нужными. Потому что горизонт мышления поменялся, и народ стал не избирателем, а налоговой базой. Он перешел в другую категорию.

К сожалению, наши чиновники практически ничего не сделали для того, чтобы широкие массы населения узнали о том, что у них появилось новое право — право распоряжаться своими будущими пенсионными накоплениями, право распорядиться деньгами, которые государство с каждого из нас уже собирает в виде налогов. Государство об этом народу не рассказало. Не потратило для этого ни одного рубля. Только очень пытливые, наиболее заинтересованные и продвинутые люди смогли прочитать о возникшем праве и предпринять определенные действия.

Справка «Времени»

ПФР был создан для государственного управления средствами пенсионной системы. При этом решались две принципиальной важности задачи.

Первая — средства пенсионной системы выводились из ранее консолидированного государственного бюджета и становились сферой самостоятельного бюджетного процесса. Поэтому изначально ПФР приобрел статус самостоятельного государственного внебюджетного фонда, сохраняя его по сей день.

Вторая — основным источником финансирования пенсионных выплат стали страховые взносы и платежи, которые уплачивались за застрахованных работодателями сотрудников. В результате источником выполнения государством его обязательств перед пенсионерами стал не государственный бюджет, а страховой платеж, хотя средства ПФР сохраняют статус федеральных средств.

Пенсионная реформа, начавшаяся с принятия в 2001 году нового пенсионного законодательства и вступления его в силу с января 2002 года, стала крупнейшим на сегодняшний день социальным проектом в Российской Федерации. Результатом реформы должно стать создание системы пенсионирования граждан, которая определит лицо социальной сферы России в ХХI веке.

Справка «Времени»

В Центре стратегических разработок Российского Правительства, замышляя пенсионную реформу, пытались с ее помощью решить три социально-экономических проблемы: демографическую, длинных денег и повышения социальной ответственности. Сейчас разработчики признают, что при внедрении реформы в действие «получилось, как всегда».

Демографическая проблема, по утверждению разработчиков программы, начнет проявлять себя, начиная с 2010 года, когда число работающих начнет сравниваться с числом пенсионеров. Пенсионных отчислений не хватит на выплату достойных базовых пенсий, накопительная часть пенсии не обеспечит достойную жизнь, и пенсионеры придут с претензиями к государству. Если государство переложит содержание пенсионеров на их детей, как недавно сделали в Туркмении, к государству с претензиями придут дети пенсионеров. В любом случае впереди у государства — социальная напряженность, связанная с пенсионными выплатами.

Негосударственные пенсионные фонды и частные компании, управляющие пенсионными деньгами, в отличие от государственного пенсионного фонда, могут и хотят вкладывать длинные пенсионные деньги в основные фонды крупных российских предприятий. Частные компании с удовольствием приобретали бы на деньги будущих пенсионеров и акции, готовящихся к приватизации Роснефти, Связьинвеста и других мощных предприятий с госучастием.

  

Ольга КОПШЕВА, г. Саратов. Газета «Время. События. Мнения. Тенденции», № 9 (31), 13 марта 2006 г.

 



Бронирование ж/д и авиабилетов через Центр бронирования.
 


Формальные требования к публикациям.
 

   Новости Клуба

   Публикации

   Стенограммы

   Пресс-конференции


RSS-каналы Клуба





Институт Экономики Переходного Периода

Независимый институт социальной политики