ПРО ВИНИ-ПУХА И СУДЬБУ РЕГИОНОВ РОССИИ
Автор: Метелева Марина
Регион: Чита
Тема:  Проблемы регионов
Дата: 19.03.2006

Помните, как в книге Р. Алена «Плюшевый Винни» Винни-Пуха учили основам менеджмента? Он долго слушал «что» надо делать и «как». Затем ответил: «У меня нет проблем со «что»-ками, есть мед, есть пчелы, у меня проблемы с «как»-ами, т. е., как у них этот мед забрать. Примерно так оценивают ситуацию эксперты, в которой оказались регионы, в связи с объявлением четырех национальных проектов. О возможных проблемах и перспективах развития субъектов Российской Федерации рассуждает директор фонда «Центр стратегических разработок – Регион» Михаил Курбаков, выступивший недавно перед участниками семинара «Клуба региональной журналистики» (13 – 15 февраля, г. Москва).

«Что-ки» и «как-и».

Что творится сегодня в сфере регионального развития, какие инструменты предлагает федеральный центр?

Начать разговор на эту тему стоит с высказывания Черчилля о том, что политик, - это тот, кто меряет свою деятельность сроками выборов, а тот, кто меряет ее выгодой для последующих поколений, - это уже государственный деятель. Сегодня у лидеров каждого региона есть выбор, куда себя отнести. Что предложил им Федеральный центр?

Среднесрочную программу развития РФ до 2008 года и следующий шаг, - до 2010 года.

-У нас есть инвестиционный фонд в размере 69, 7 млрд. рублей. Принят Закон об особых экономических зонах (модельные проекты технопарков и промышленных зон), это еще 8 млрд. руб. Ну и главное, решили реализовать 4 национальных проекта (развитие сельского хозяйства, рынка доступного жилья, медицины, образования), - выделено 200 млрд. руб.

Только по проекту «Образование» предусмотрено создание двух бизнес-школ, семь национальных университетов, 30–ти инновационных вузов! Именно от губернаторов зависит: насколько эффективно регионы смогут привлечь и использовать средства, выделяемые на развитие территорий.

По мнению Михаила Курбакова, главное, с чем столкнулись субъекты РФ – дефицит местных кадров, необходимых для успешной реализации проектов. Более-менее удачный выход нашел Приволжский Федеральный округ, который провел несколько «Школ золотого кадрового резерва». Набрали молодых лидеров, многие из которых сейчас успешно работают на руководящих постах.

- В других регионах проблемы с этим острейшие: мало того, что нет кого учить, нет и тех, кто будет учить. Например, в России нет людей, которые имели бы опыт управления особыми экономическими зонами (ОЭЗ), потому что таких зон просто не было. Сейчас целых шесть, а менеджеров нет. Конечно, есть мировой опыт, можно его начать изучать, но делать это надо уже сегодня, если завтра, - опоздаем еще на день. У нас еще есть люди, прошедшие подготовку в советских вузах (система подготовки кадров в них до си пор остается самой передовой), - нужно найти их, дать возможность учиться. Они вернутся в регионы, будут знать и «что» делать, и «как». Именно они смогут начать разрабатывать концепции стратегического развития регионов, без которой никакое комплексное развитие территорий просто не возможно. Они найдут точки, по которым нужно «бить», адаптируют чужой опыт к местным, региональным условиям. Из Москвы этого сделать практически не возможно. Через год-два появятся стратегии, а не пресловутые «Программы комплексного развития территорий». По сути, написать стратегию без наличия стратегов нельзя.

Главный ресурс – люди.

Что может стать отправной точкой в развитии регионов? Как считает Михаил Юрьевич, в России есть всего один перспективный ресурс – люди. Нефть выкачают, или придумают альтернативные источники энергии. Другие природные ресурсы тоже. А вот людской потенциал России, как показывает история, - огромен. Но человеческий капитал течет туда, где лучше. И удержать специалистов в провинции очень сложно. Многие «бегут» в крупные мегаполисы. Правда, сейчас наметился обратный процесс, люди ищут экологической и всякой другой безопасности. Бросают столицы и уезжают в глубинку.

- Сейчас это видно по поведению крупных менеджеров, которые не могут найти применение своим силам, а регионы испытывают дефицит в прогрессивных управленцах.

Еще, считают специалисты центра стратегических разработок, у каждого региона есть свои уникальные моменты. Например, Волгоградской области можно сконцентрироваться на рыбе. Или, на проекте «бизнес-инкубаторов» (подготовка специалистов для малого и среднего бизнеса) и т. д.:

- Ни одна копейка федеральных денег на территорию не придет, если не показать, что каждый воженный в проект рубль принесет как минимум еще 50 копеек! Сегодня при желании можно грамотно «защитить» и получить средства под любую программу развития территории. Если нужна помощь экспертов, мы можем подключиться.

Спасение утопающих, дело …чье?

Честно говоря, даже слушая эксперта, не очень был понятен главный вопрос: как пишутся региональные стратегии? С чего здесь начать? Получается, что стратегии, которые пишутся в регионах сейчас, ничего общего с настоящими не имеют.

- Нечто похожее на такой серьезный документ есть только у Томска. Стратегия для Астраханской области разработана группой «Северо-Запад». Но проблема в том, что реализовать стратегию может только тот, кто ее разработал. «Заказные» стратегии, - это деньги, выброшенные на ветер. Томичи в разработку своей стратегии вложили 15 млн. руб. Сегодня благодаря этому, они получили средства на создание ОЭЗ внедренческого типа и надеются «заработать» 800 млн. руб. Т.е. стратегия – это «лоция», путь, по которому должен двигаться регион.

А может быть, спасение регионов в поиске денег «на стороне», в «создании благоприятного инвестиционного климата»? Михаил Юрьевич не очень в это верит, рассуждая о роли иностранных инвестиций в развитии Российских регионов:

- Иностранные инвестиции идут туда, где высокая капитализация и дешевая рабочая сила. И не важно, на территории какой страны это происходит. Например, крупная иностранная компания предложила Великобритании выгодные инвестиции в строительство дорог. При условии, что придорожная территория будет ее же. Вложили огромные средства. Построили. Земля вдоль дорог, как инвесторам, досталась им по минимальным ставкам. А после реализации этого «успешного проекта», там захотели разместиться магазины, мотели и т. д. И компания начала продавать землю по кусочку, - за бешеные деньги. Инвестор он же хищник. И баран, - один в регион зашел, за ним другие побежали. Выигрывает первый, остальные – уже поменьше.

Почему тогда регионам с уникальными природными комплексами не развивать у себя туризм?

- К сожалению, это очень затратный бизнес. Нужны огромные средства, чтобы отрасль региона стала конкурентоспособна. Как пошутил один эксперт: инвестиции в изменение погоды гораздо меньше, чем в изменение политического климата. Так и с туризмом. Почему люди едут отдохнуть в Турцию, Китай, даже в Монголию? Потому что эти страны рассматривают туризм как стратегическое направление развития страны. Были вложены такие инвестиции, которые нам и не снились.

ОЭЗ: особые экономические …проблемы?

Тогда, может быть каждому региону обзавестись своей особой экономической зоной?

- Как член экспертного совета по промзонам могу сказать, что это вопрос проблематичный. Какие преференции дает ОЭЗ? Ниже ЕСН, больше инвестиций? Но ведь, за каждую копейку надо будет отвечать, а вдруг что-то пойдет не так. Например, в Силиконовой долине в США недавно «грянул» жуткий кризис и безработица. Потому что компьютерные продукты можно отправлять по Интернету. Сидит где-нибудь в Индии умный мальчик и «клепает» программы по демпинговым ценам. А то, что он в хижине сидит, и руки грязные никого не волнует. ОЭЗ – это риски, и пока не попробуем в них работать, не узнаем, какие. В КНР, например, закрывается две трети зон, потому что насоздавали их очень много, отобрали у крестьян под них земли, что привело к безработице 40 млн. человек. Что получится у Татарстана, у Липецка? Увидим. В марте и сентябре будут следующие конкурсы по ОЭЗ. Время есть подумать, поизучать.

Не превратить проекты в утопии.

Слушая рассуждения эксперта о национальных приоритетах, вдруг подумалось: можно ли проекты называть национальными и пытаться реализовать их, если сама нация с трудом представляет, что это такое, если она не увлечена ими?

- Согласен, что это мало вероятно. Помните недавний «казус» в Москве? Некая организация (в названии стояла аббревиатура из 4 букв) выставила прайс: «Организуем семинар по проблемам реализации национальных проектов, участие – тысяча долларов США. Приглашены первые лица». (Да, послали им приглашение, но, конечно, никто не пришел). Так вот 300 человек из регионов «купились» и приехали. Не кто-нибудь, а губернаторы, их замы и т. д. Об этой «громкой истории» говорили долго. Ребятки молодцы, нашли бизнес-нишу: раз никто никому ничего не рассказывает, значит, люди заплатят, если пообещать рассказать. Практически сейчас федеральный центр не работает с регионами ни по одному вопросу. «Спускает» указания сверху вниз, - это да. Губернаторы вынуждены приезжать в Москву, как просители, а не как хозяева, партнеры федерального центра. Хотя давно уже надо бы забить в головы чиновников тезис: «Сильный регион – сильная Россия». «На местах» бывают шикарные проекты, о которых «ни ухом, ни рылом» наши московские министерства. Сегодня регионы брошены «на выживание»: если у нашего государства нет собственной стратегии развития, как ее могут создать регионы? А вот у Японии такая стратегия есть, и у КНР, у США, у большинства стран Европы…

Конечно, хотелось услышать из уст московского эксперта, что ждет Восточную Сибирь и наше Забайкалье. Прогноз был не утешительным:

- По заданию Президента, прозвучавшему в его послании Федеральному собранию в 2005 году, мы разрабатывали проект Программы по развитию приграничных территорий. Правительство скоро будет вносить ее на рассмотрение, там есть все – запад, юг России, Дальний Восток, а что касается вашей «пригранички» с Китаем, эту часть, почему то, из проекта убрали. Так что ясности у меня никакой. Ясно, что КНР ориентирована на наши сырьевые ресурсы. Но как развивать территорию с учетом этого аспекта, что сделать, чтобы «вернуть долги» области, которую десятилетиями использовали в виде буферной защитной зоны, целенаправленно не развивая экономику, инфраструктуру и т. д.? Думаю, выход один: осмыслить положение вещей и свои идеи первые лица должны лично доложить Президенту. Если хвати смелости, таким неординарным способом можно что-то кардинально поменять и в Вашем регионе, и в отношении к нему федерального центра.

  

Марина МЕТЕЛЕВА, г. Чита. Газета «Забайкальский рабочий», № 42, 02 марта 2006 г.

 



Бронирование ж/д и авиабилетов через Центр бронирования.
 


Формальные требования к публикациям.
 

   Новости Клуба

   Публикации

   Стенограммы

   Пресс-конференции


RSS-каналы Клуба





Институт Экономики Переходного Периода

Независимый институт социальной политики