Ее называют «Акуниным в юбке», автора романов «Колодец в небо», «Знак змеи», «Ne bud-duroi.ru». Сама считает «мэтра» современного российского романа «крестным» в литературе, потому что он, прочитав черновик ее первой работы, настоял на том, чтобы продолжала писать. «На жизнь» московский журналист Елена Афанасьева зарабатывает, занимаясь телевизионной критикой. Готовит аналитические рецензии на телепередачи для газет и журналов, передачу «Телехранитель» на «Эхе Москвы».
Что хочет и может дать людям телевидение? Какие внутренние «ТВ-войнушки» предшествуют показу «рейтинговых» сериалов и почему страна, как загипнотизированная изо дня в день по всем каналам смотрит «кривляющегося» Петросяна? Об этом и о другом говорила Елена с участниками семинара «Клуба региональной журналистики», - темой свободной дискуссии стало современное телевидение.
С точки зрения телекритика не удивительно, что сегодня один из самых «смотримых» сериалов на ТВ – «Не родись красивой», который показывает канал СТС. Почему люди «это» смотрят? «Потому что там «проговариваются» житейские ситуации, а тема работы в каком-то коллективе, будь то небольшое частное предприятие по пошиву модной одежды», - некая модель «конторы», где работает большая часть «среднего класса», - считает Елена Афанасьева. - Или тот же «Грозовой перевал», он популярен, т.к. есть попытка «проговорить» Чеченскую войну, «запретную тему», понять причины и последствия конфликта, объяснить себе, что происходит сейчас.
По словам Елены, телевидение у нас вполне «хорошее», поэтому телевизионному критику работать сложно, - когда оно «плохое» есть, о чем писать: «Посмотрите кусок какой-нибудь программы 90-х годов. Вроде и времени прошло немного, но Вы ужаснетесь, как это было раньше, насколько хуже ТВ сегодняшнего. За 15 лет произошел качественный скачок российского телевидения. В Америке идет сплошная реклама, в Европе – засилье шоу, мы пока на грани, да еще с высоко профессиональными, хорошо сделанными программами».
Что представляет собой телевидение? Его можно разделить на некие три составляющие: политика, бизнес-индустрия, творчество: «Тему политики я принимаю такой, какая она есть. Понятно, что сегодня только некоторые региональные телеканалы еще могут «что-то такое себе позволить», а в остальном уже видна незримая «организующая и направляющая роль»…, - без слов ясно кого. ТВ, как бизнес-индустрия шагнула далеко и без особой поддержки государства, выгодно вложив в собственную «раскрутку» немалые «рекламные» деньги. Рынок ТВ-рекламы «прирастает» по 30% в год. В США, например, по 3-5%. После кризиса 1998 года, бизнес из газет ушел размещать свою рекламу на телевидение. Хотя цены на рекламу растут еще быстрее: т.к. спрос на «экранное» место опережает предложение.
Чтобы поднять рейтинг, компании идут на различные ухищрения. Если в начале рыночной эпохи «воевали» открыто, в конце 90-х начали «договариваться».
Как напомнила Елена Афанасьева, разменной валютой на ТВ по-прежнему остаются рейтинги, Сегодня их замеряет единственная компания в РФ – «ТНС - Гэллоп - Медиа». В основных регионах России стоит аппаратура, регистрирующая: сколько процентов владельцев телевизоров включили его вчера, что и сколько посмотрели. Компания выдает такие сводки. «Конечно, было бы хорошо, если бы рейтинги выдавали две компании, но на безрыбье…»
Третья составляющая телевидения – это творчество, наполнение, т. е. что нам показывают. Рейтинги говорят о том, что по-прежнему чаще всего смотрят Петросяна и его команду. Ну, недавно публику побаловали Булгаковым и Солженицыным. Это народ тоже смотрел. Столичные жители предпочитают брать новости из Интернета, глубинка вся смотрит их по телевизору. Но большинство зрителей – это пенсионеры, или люди с низким достатком, когда «ящик» - все еще единственное развлечение. Молодежь может включить телевизор, но не смотреть его. Такой «член семьи», лопочет там себе чего-то. Рекламодателя же интересует «телесмотрение», а не число включений аппарата в розетку. Поэтому, «интернетизация» населения больно ударила по рекламному рынку.
Идет переход на цифровое вещание, население в массовом порядке закупает «тарелки», тогда масса времени уходит на «тыканье кнопок». Со своей стороны телевидение старается во всю: менеджеры уже не знают, какой проект «запустить», чтобы привлечь внимание к экрану. «Очень «старается» НТВ, например программа «Максимум», такие передачи могут делать только люди, которые ничем не гнушаются. Дочка моих знакомых называет эти передачи «Котлеты из внучки», а «Чистосердечные признания» просто «людоедскими». НО они дают высокие рейтинги. Интересно, что большинство населения не понимают, что их обманывают, если 1-й и 2-й каналы пытаются проводить реальные расследования, то НТВ не стесняется ради некоего придуманного вывода «фабриковать» дела, подтасовывать факты». Слушала Елену и вспоминала, как у нас в Забайкалье «работала» телевизионная группа программы «Максимум». Вроде бы приехали с благой миссией, - рассказать о массовых браконьерских рубках леса, вывозе его в КНР. Но каким образом «собирали материал»! Из двухчасового интервью, когда люди «открывают душу», честно рассказывают, кто, как, сколько и почему рубит, скупает и берет взятки. А на экране показывают одну-две фразы, типа: «За Россию обидно» и как молодой парень разливает по стаканам водку. Надо сказать, что привезли ее сами НТВ-шники, попросили разлить, да и выпить «за знакомство», снимая «действо» скрытой камерой. Как же было обидно за профессию, клгда потом смотрели то, что они оставили, посчитав всякие расхожие, самими же организованные фразы – настоящим журналистским расследованием!
Елена Афанасьева, как человек, знакомый с телевизионной «кухней», рассказала, почему исчезли с 1-го канала «умные» передачи: «Живая вода», «Чудеса света», «Тайны человека» вдруг «подевались» с привычного времени: «Спросили Константина Эрнста, оказалось, -«несмотримые», то есть элитарные, поэтому что-то убрали, что-то перенесли на ночное время. Зато, дали «зеленый свет» Петросяновской клоунской команде. Кстати, зрители в опросах жалуются, что «на центральных каналах смотреть нечего». А как оно что-то новое появится, если сами упорно смотрят «юмор», и не хотят смотреть передачи для людей думающих. А рекламодателю нужно это рейтинговое время. Замкнутый круг.
Стоит отметить, что традиционно пользуются популярностью передачи про «черную и белую магию». Интересны разговоры про чужую частную жизнь, поэтому смотрят шоу типа «Большой стирки» и т. д. Плюс, это - просьба фирм, продающих пиво. Так рекламодатели умудряются влиять на ТВ». Правда, иногда удачно, - фильм о Ванге «сделал» даже Петросяна, собрав 45%-ый рейтинг.
Спросили участники семинара КРЖ, что Елена думает о мнении журнала «Профиль», который назвал отношения двух центральных каналов не иначе, как «войной».
-Нет, я бы не сказала, что это война. Просто в начале сезона Первый и Второй каналы договорились, что будут вести себя по-джентельменски. Первый закупил за миллион долларов в Голливуде право 1 и 4-го показов «Титаника». А Второй канал - 2-го и 3. Матчи футбольного чемпионата тоже поделили. Говорят, что руководители каналов (господа Эрнст и Добродеев) чуть не монетку бросали. Из остального: «Мастер и Маргарита», «В круге первом» - на Втором, Есенин и Бондарчук с Чечней на Первом. И вдруг одновременно с Есениным по НТВ начали показывать «Бригаду». Это все рейтинги обоим каналам понизило. «Мастера и Маргариту» сначала все ринулись смотреть (50-68%), а в конце недели –цифры пошли резко вниз. Люди смотрели Булгакова, а не Бортка. Ну не может быть плюшевый Кот в 2005 году! Они оправдываются сейчас: «У нас за Кота миллион запросили». НО может быть договаривались не там? Много шума было, что одновременно показывают «В круге первом» Солженицына и «Золотого теленка». Ну совпали на 10 минут. Каналы не признаются, что это было сделано намерено. Скоро на Первом снова запускают «Фабрику звезд», а на втором будет продолжаться «Народный артист».
По словам Елены большие перспективы у регионального телевидения, где рекламный рынок скоро начнет развиваться бешеными темпами. Хотя пока оно стоит «на растопырку», не зная, как поправить свои финансовые дела. Сегодня после реорганизации на ВГТРК в регионах остались только новостные программы. Но, по ее мнению, это не надолго. Крупные фирмы уже начали проявлять интерес к развитым регионам, - это их потенциальные рынки сбыта. Будет расти и качество местных рекламных программ. Когда появятся реальные заказчики с большими деньгами, можно будет спокойно делать интересные творческие проекты.
Будет ли продолжаться «слизывание» шаблонов западных программ? Скорее всего, - да. Но это в первую очередь требует новых ТВ-технологий, а у нас до 7% телевизоров в глубинках еще черно-белые, а Европа уже переходит на цифровое ТВ. Успешно ли такое пересаживание? На один удачный проект идет пять «провальных». «Моя прекрасная няня, «Талисман любви» - это удачно, а, например, «Люба, дети и завод» - кошмар, потому что ну не живут у нас еще работяги, матери-одиночки в таких 2-х этажных коттеджах в Подмосковье. У ее аналога в Бруклине – щитовой домик. «Последнего героя» удачно модернизировали. А «Я готов на все, ради…» - у нас не пошел почему-то. Уже за голову хватаются юристы от бесконечных теле-судов, вернее спектаклей, претендующих на звание таковых. Вроде бы миссия похвальная: дать народу юридическую грамотность. На самом деле по мнению профессионалов, все это до такой степени «детский лепет», особенно по уголовным делам, по убийствам, что они уже устали удивляться и протестовать!
Русских считают народом-зрителем. Особенно в последнее время: мы на митинг не пойдем, зато с удовольствием посмотрим по ТВ, как его разгоняют. Мы боимся задавать вопросы власти (Как бы чего не вышло, ведь власть может рассердиться). Но находятся такие девочки в легких платьицах, как Таня Малкина, которая встала на пресс-конференции и спросила у Ельцина: «Понимаете ли ВЫ, что совершили государственный переворот»? Если находятся такие журналисты, то перспективы профессии, и развития страны вполне еще даже ничего. С другой стороны в Беслане работало много журналистов, они видели все, что там происходило в дни трагедии. На экраны не вышло ничего! Руководители центральных каналов жалуются, что некого выпускать в кадр – у молодых глаза не горят. Почему людям не интересно их «дело жизни»?
По мнению Елены Афанасьевой в мире телевидения давно уже назрела необходимость переходить на какие-то иные способы оценки работы ТВ: не количественные (рейтинги, по числу просмотров), а качественные. Как ни странно сама профессия телекритик – уникальна. Зрителей – миллионы, кинокритиков – сотни, а телекритиков – 17 человек в Москве, из них аналитиков – человек пять: «Я бы на месте общественных организаций открыла бы в Интернете сайт, где любой бы мог покритиковать ТВ. Это было бы очень полезно обеим сторонам.
Существуют ли «запретные темы» на центральном ТВ? Такое ощущение, что нет. Но Елена напоминает, что есть – пропаганда насилия, разжигание национальной розни и т. д. Насколько каналы придерживаются этики? «Все зависит от руководства. НТВ сегодня – просто скопище «чернухи». Константин Эрнст на Первый канал не взял «Бандитский Петербург, исходя из моральных соображений, или тот же сериал «Бригада». Телевидение – это текучка. Иногда не доходит, что какие-то сериалы могут угрожать национальной безопасности. В последнее время настораживает «политизация» телевидения. Политика – это набор определенных «политических тем». Бесконечные «Менты», «Агенты национальной безопасности» и т. д. Это не просто «дань моде», это нарвится нашему истэблишменту, власти, - в самом глобальном смысле слова. И в каждои сериале есть неистребимые образы врага».
Представители региональных СМИ попытались предположить: а не поможет ли обретению смыслов нашим Российским ТВ создание общественного телевидения?
«На эту тему любит говорить Познер. Британское общественное ТВ – это 300 миллионов долларов в год. У нас зрители не смогут платить такие деньги! У нас формально тоже НТВ – не государственный канал, а по сути? Только «желтизны» побольше, а так – «Верной дорогой, т. е. линией партии, шагаете, дорогие господа»! Тоесть у нас как ни собирай, все равно получается автомат Калашникова. Другое телевидение не нужно власти.

Марина МЕТЕЛЕВА, г. Чита. Газета «Забайкальский рабочий», 17 марта 2006 г.

|
|