«Шестидесятники» отметили пятидесятилетие хрущёвского доклада о культе личности Сталина. «Партия – ум, честь и совесть нашей эпохи!» - лозунг Коммунистической партии Советского Союза.
«Какие три качества не могут совмещаться в партийце? - Ум, честь и совесть» - из анекдота советского времени.
Ровно полвека назад на ХХ съезде КПСС Хрущёв прочитал свой исторический доклад, который стал известен как доклад о культе личности. В нём впервые публично было заявлено о преступлениях Сталина против собственного народа.
Короткий период после ХХ съезда страна жила без страха. И сразу произошёл бурный всплеск людской энергии в искусстве и науке. Это время назвали «Оттепель». А энтузиастов перемен – «шестидесятниками».
Коммунисты крупных городов зачитывали хрущёвский доклад в парткомах за закрытыми дверями. Газеты и радио промолчали. Народ узнал о злодеяниях своего кумира гораздо позже. И не всё. Некоторые до сих пор не знают. Точнее – не хотят знать, закрывая уши и глаза. И пока это так, не жить нам по-человечески.
В Театре на Таганке собрался цвет российской интеллигенции 60-х годов. Писатель Василий Аксёнов, театральный режиссёр Юрий Любимов и кинорежиссёр Марлен Хуциев, экономисты Татьяна Заславская и Гавриил Попов, историк Мариэтта Чудакова, правозащитники Людмила Алексеева и Алексей Симонов, адвокат Юлий Шмидт и многие другие узнаваемые лица...
КОРОТКАЯ ЭПОХА «НАДЕЖДЫ»
Термин «шестидесятники» первый раз прозвучал в предисловии к роману Василия Аксёнова «Коллеги». Писатель припомнил, как в 16 лет, ещё до смерти Сталина, он приехал в сибирскую ссылку к матери. Тогда и прозрел, увидев собственными глазами страшную картину скотской жизни советских рабов.
«Шестидесятники» - это люди особого сорта, считает экономист Татьяна Заславская. Для них характерны высокая социальная активность, бескорыстие и гуманное поведение. В их системе ценностей на первом месте Человек, а не власть или деньги. Этим они отличаются от некоторых либералов нынешнего времени. Доклад Хрущёва ознаменовал столкновение эпохи «безнадёжного тупика» и эпохи «надежды». До этого, с горечью отметила Заславская, был единственный критерий в экономической науке – соответствие линии КПСС. Согласуясь с этим критерием, погубили генетику и кибернетику, а общественные науки просто-напросто были проституированы. И как следствие этого государственного маразма – отставание по всем направлениям. С тех пор и доселе страна в хвосте мировой цивилизации. Она как на игле, сидит на импортном продовольствии, технике, товарах народного потребления.
«СОЦИАЛИЗМ С ЧЕЛОВЕЧЕСКИМ ЛИЦОМ» БЫЛ ВОЗМОЖЕН?!
Коллега Татьяны Заславской Гавриил Попов убеждён, что во время «хрущёвской оттепели» имелась возможность начать преобразования, которые произошли только 40 лет спустя. По его мнению, стартовая позиция была благоприятна для реформ в тот момент, когда мы стали жить на помощь Запада. Собственно, и Отечественную мы выиграли не без поддержки западных стран. Ещё маршал Жуков сказал: «Нечем было бы начинять патроны, если бы не помощь с Запада».
Социализм в 60-х потерпел полное поражение. Появился частный сектор: 2 миллиона кустарей и 10 миллионов работников личного подсобного хозяйства обслуживали и кормили 300-миллионное население, производя половину поступающего на прилавки мяса и молока, более 80% картофеля и других овощей. Электрички были переполнены бабами с корзинами и котомками, везущими в города продукцию сельского хозяйства. Однако вскоре решением Хрущёва частный сектор был уничтожен. И те же бабы в тех же электричках повезли продовольствие из городов в село.
Второй удар по прогрессивным преобразованиям коммунисты нанесли тогда, когда разрешили безальтернативные выборы. Потом расстреляли рабочих в Новочеркасске, требующих мяса и масла. И, наконец, танками была раздавлена попытка преобразований в Венгрии и Чехословакии. Чтобы советские люди, не дай бог, не сравнили свой уровень жизни с благосостоянием венгров и чехов, избравших иной путь. Так закончилась «оттепель».
Вместо мяса и масла народу дали бредовую национальную идею: построить коммунизм при жизни нынешнего поколения (к 80-му году). Это был конец всякой надежде на реформирование социализма.
И сегодня, сказал экс-мэр Москвы, появляются «национальные проекты». На их реализацию выделили 5 миллиардов рублей. Этих средств явно недостаточно для успеха проектов. Но зато население забудет об остальных 45 миллиардах рублей (из 50-ти) законсервированного стабилизационного фонда. Точно так во времена приватизации на ваучеры позволили приобрести всего лишь 10% госсобственности, чтобы народ забыл об остальных 90% собственности, которую втихую растащила бюрократия.
Г.Попов сделал вывод, что бюрократия не способна проводить реформы в интересах народа. Для успеха реформ нужно, чтобы в стране насчитывалось не менее 20-30 миллионов экономически независимых людей. А власть, наоборот, душит бизнес. Недавно она приступила к уничтожению «челноков», а СПС и прочие «демократы» позорно молчат. Они ищут кандидатуру нового президента, а надо искать новую систему. «Если мы по-прежнему будем смотреть в прошлое с «чувством неловкости», а не с гневом и стыдом, то опять наступим на старые грабли», - подытожил Гавриил Попов.
ЧУВСТВО НЕЛОВКОСТИ ЗА... МАССОВЫЕ УБИЙСТВА НЕВИНОВНЫХ
Настоящее и прошлое иногда соприкасаются. Будто Всевышний даёт возможность людям вспомнить свои грехи и – покаяться. Признать вину и покаяться – это значит, получить прощение и шанс на новую, лучшую жизнь. Как покаялась католическая церковь, признав свою вину в гонениях на евреев, или немцы, осудив преступления нацистов. Мы же до сих пор оправдываем геноцид коммунистического режима. О Сталине многие вспоминают с придыханием, не стыдясь своих чувств. И среди таких ностальгирующих не только пожилые люди.
В 1956 году советские танки вошли в Будапешт. Погибло 10 тысяч венгров. В СССР об этом никто не говорил. В тот год на демонстрации 7 ноября в Будапеште у людей в руках были плакаты: «Руки прочь от Венгрии!». Более семи сотен «бунтарей» отправили в лагеря.
Российский президент во время недавнего визита в Венгрию признался, что испытывает за те события чувство неловкости. Других слов не нашёл. «Чувство неловкости»... И вот они, старые грабли, опять лежат на нашем пути.
ЕСЛИ В СТЕНУ НЕ УПИРАТЬСЯ – ОНА ПРИДАВИТ
В зале также находились представители поколения «детей шестидесятников», в том числе историк и философ Алексей Кара-Мурза, депутат Госдумы Владимир Рыжков, лидеры партий «Наш выбор» Ирина Хакамада и СПС – Никита Белых... «Яблочников» что-то не заметила.
Н.Белых предложил призвать в строй тех, кто уже в возрасте, поскольку сегодня нет морально-нравственных авторитетов. (Ведущий встречу Евгений Ясин метко отпарировал: «Морально-нравственный авторитет в молодости не появляется, его ещё надо заслужить»).
В.Рыжков назвал себя «ребёнком Горбачёва» и обратил внимание на то, что сегодня мы каждый день сталкиваемся с признаками возрождающейся сталинщины.
Остальные «дети» отмолчались.
Более разговорчивыми оказались «внуки». Запомнилось выступление 20-летнего паренька из движения «Я думаю». «Стена может придавить, если в неё не упираться», - эти его слова могли бы произнести и диссиденты советского времени.
Ну, если на демократов из числа «детей» надежды нет, то, может быть, поколение «внуков» выведет страну? С другой стороны, в основной своей массе молодёжь не знает реальную историю своего народа. И в этом заключается опасность того, что первое «непоротое поколение» будет очень скоро выпорото. «Мне не удалось жить в тоталитарной стране, у меня всё впереди», - обмолвился мальчик из движения «Я думаю» под добрый смех зала.
Что же ждёт наших мальчиков и девочек впереди: тоталитаризм, диктатура или...? Об этом думалось во время спектакля «Высоцкий», бесплатно показанного актёрами Театра на Таганке для всех участников встречи. Зрители старшего поколения плакали, слушая песни Владимира Высоцкого, а молодые взирали на них с удивлением: они не понимали ни этих песен, ни причины слёз...
ПОСТУПАЙ ПО СОВЕСТИ
Возраст «шестидесятников» уже перевалил за семьдесят. Но, странное дело: они не выглядят стариками. Наоборот, поражают бодростью и ясным мышлением. Почти все активно участвуют в общественной жизни страны и всё ещё работают - пишут книги и статьи, преподают и пр. Они – НЕРАВНОДУШНЫЕ, и в этом, без сомнения, секрет их «вечной молодости». Сравнение с молодыми политиками последних лет явно не в пользу последних.
«Шестидесятников» иногда упрекают в наивности и непоследовательности. Им, в отличие от диссидентов той поры, не хватило духа осудить предшественника Сталина – Ленина и советскую систему в целом. Историк и писательница Мариэтта Чудакова по этому поводу сказала: «Но ведь люди не созданы для того, чтобы их к стенке ставили. Не все могут быть героями и бросаться на амбразуру».
Но герои были и в то время. Как правильно заметил президент Фонда защиты гласности Алексей Симонов, только в среде «шестидесятников» могли вызреть более радикальные диссиденты. Диссиденты открыто требовали гласности судопроизводства и соблюдения Конституции. И за это власть лишала их гражданства и высылала из страны, гноила в тюрьмах и психушках. Адвокат Юлий Шмидт защищал некоторых из них в судах. Он с горечью констатировал, что в последние годы тоже приходится защищать людей, преследуемых по политическим мотивам. И таких становится всё больше.
На встрече в Театре на Таганке говорилось, что Сталин был вершиной многомиллионной пирамиды, состоящей из холуев. Зло было коллективным. И сегодня холуйство реанимировалось: миллионы записываются в партию «Единая Россия».
Не нашему поколению циничных конформистов судить людей, сумевших сохранить человеческое достоинство в тоталитарной системе. Их «дети», воспитанные на книгах и кинофильмах 60-х годов, востребовали свободы в конце 80-х. Мне лично импонирует лозунг «шестидесятников», который повторил обозреватель Русской службы «Радио Свобода» Пётр Вайль: «Когда не знаешь, как поступить, поступай по совести».

Наталия НОВОЖИЛОВА, г. Владимир. Газета «Томикс», № 10, 17 марта 2006 г.

|