ГЕОРГИЙ ВАСИЛЬЕВ, ГЕНЕРАЛЬНЫЙ ДИРЕКТОР МЮЗИКЛА "НОРД-ОСТ": "ЭТО ЧИСТОЕ ВЕЗЕНИЕ, ЧТО НЕ СДЕТОНИРОВАЛА БОМБА"
Автор: Черкашина Алла
Регион: Старый Оскол
Тема:  СМИ , Гражданское общество
Дата: 13.01.2003

Впервые в России родилась идея - создать театр одного спектакля, по типу бродвейского шоу. В октябре прошло года эту идею воплотили - реконструировали по последнему слову техники ДК подшипникового завода, и поставили мюзикл "Норд-Ост" по роману В. Каверина "Два капитана". За год более 320 тысяч человек посмотрели 320 спектаклей. 19 октября театру исполнился год. А через четыре дня "Норд-Ост" захватили террористы.

Клуб региональной журналистики организовал в Москве встречу с генеральным директором мюзикла Георгием Васильевым, на которую приехали 65 журналистов из разных регионов России, в том числе Старого Оскола.

СМИ - это сила.

- Начнем с захвата ДК. Первые несколько минут я ничего не понимал. Я зашел в зал, когда там уже были террористы, и сел с краю. Радом стояла женщина в чадре и с автоматом, и я не мог позвонить по сотовому. Через некоторое время у террористов что-то не заладилось на сцене, меня вызвали, после чего я отсел в другое место. На мой сотовый начали поступать звонки от людей, связанных с журналистикой. Через полчаса чеченцы сказали, что из зала проходят сотовые звонки - "Мы знаем, кто звонит".

Я потом сам смотрел передачу - шел примерно такой текст: "Я звонил Георгию Васильеву. Он отвечал, что включил микрофон, я слышал "голос на чеченском языке". Кроме того, он сообщил, как я перечислял, что у них на поясах, что в руках. Все шло в эфир с риском для моей жизни. Еще и с обозначением источника информации. Террористы меня знали по фамилии, как директора театра.

Слава Богу, у них изменились планы. Через некоторое время они сказали: доставайте свои сотовые телефоны, звоните.

Все бросились звонить. Бараев вышел в эфир и сказал: "Рассказывайте о том, что вы здесь видите. Передайте, что мы вооружены так-то и так-то, столько пластиковых бом, требуйте чтобы состоялась антивоенная демонстрация против войны в Чечне". Люди стали звонить, просить выполнить его требование.

Я прекрасно понимал, что в принципе, требование организовать антивоенную демонстрацию могло вуалироваться.

Какова же была реакция СМИ?

На следующий день по "Маяку" слышу:

- У заложников развился "стокгольмский синдром". Они полюбили своих мучителей. Теперь они заодно. Не слушайте этих тронувшихся умом заложников.

И это была почти массовая реакция.

Я прекрасно понимал, вокруг чего шла игра. Из этого положения можно выйти разными способами, подвергая меньшему или большему риску людей. Чем риска для людей больше, тем больше ущерб для РФ, величия России. Все ценности были на одних весах с 800 человеческими жизнями.

Поэтому для нас было очень важно взывать к человечности не умалишенных, а нормальных людей.

В одной из бесед Бараев сказал: "Наша задача - привлечь внимание живущих в России к тому, что в стране идет война".

Я понял так - главным был даже не вывод войск.

Какой комментарий я слышу по радио? Террористы сами не знают, чего хотят, помимо требования вывода войск, еще какой-то ерунды. Они требуют антивоенной демонстрации на Красной площади.

Позже мне пришлось дать десятки интервью. Я пришел на одну известную радиостанцию, и там услышал: "Вы понимаете, мы не все можем говорить, а вы можете все сказать!" Я не политический деятель. У меня есть собственное мнение - я как был против войны, так и остался.

Но в средствах массовой информации, по мнению Васильева, почему-то уверяли, что никакой войны нет. Но почему нет судов, ни один террорист не взят живым, почему террористов не внесли в число погибших? Они - бандиты, но они - граждане России!

Почему нет ни одного живого, которого надо было допросить или судить?

Чеченцы говорят: идет война. Мы - нет.

Сотрудников "Норд-Оста" увольняют.

На вопрос "Были ли искренни политики?" Васильев ответил так:

- Не хотел бы говорить плохо о политиках. Они были в очень сложном положении. Они рисковали в том, что их обвинят в пиаре на крови. Были люди, которые реально оказали помощь, но перед камерами не появлялись. Мэр столицы Лужков три дня провел в штабе, сделал многое. Но когда я попросил его выступить после того, как все это закончилось, он отказался. Он считает некорректным такого рода пиар.

Политики, руководители крупнейших корпораций кричали: "Поможем заложникам, восстановим Норд-Ост!" Но никто ничего не делает.

Чтобы восстановить здание, нужно очень много денег. Сегодня уволены более 300 сотрудников.

Могли погибнуть все.

- Я знаю нескольких человек, на которых наркоз не подействовал. Всего таких было несколько десятков. Среди 40 или 50 террористов тоже могли оказаться те, на кого наркоз не действует, хота бы один человек. Это чистое везение, что не сдетонировала бомба. Надо говорить не о количестве жертв, а об уменьшении риска. Риск был более 50 процентов, что погибнут все. Ждали, пока все заснут, ворвались в зал и добили сонных террористов.

Террориста подсказали эту возможность сами, отпустив детей, больных, раненых. Можно было бы продлить время и выпустить больше людей.

Правды абсолютной нет.

- Когда наше общество узнает правду о событиях в ДК подшипникового завода?

- Правды абсолютной нет. У каждого она своя. Я выступал на радиостанциях "Эхо Москвы", "Маяк" - реакция слушателей была разная. На "Маяк" мне звонили и говорили: "Хватит порочить благородную операцию по спасению заложников".

Я говорил о том, что мы блестяще умеем давать газ, но не было людей, которые бы вытаскивали заснувших заложников. Никто не объяснял, что надо колоть антидозы, никак не помечали тех лиц, которым кололи антидозы. Первые освобожденные 12 заложников были мертвыми. Никто не объяснил, что надо было вытащить язык, и люди задохнулись. Это ведь наркоз. Погибли грузные мужчины, их некому было вынести, их оставляли на потом.

Судьба слепа, говорят, но это - просто человеческое разгильдяйство.

Если бы погибли все - это тоже благородная операция?

Мы из разных миров.

Я разговаривал с чеченскими женщинами. У них убиты мужья, сыновья. Они мыслят по-своему, но благородно. Одна террористка сидела на детонаторе, возле главной бомбы. Я хотел подобраться поближе к детонатору и разговорился с ней. Она смотрела "Норд-Ост" полтора раза. Религия не рекомендует ей слушать инструментальную музыку. "Это голос сатаны, - говорила она. - Я сосредоточилась на содержании спектакля. Там главное - не музыка, а сюжет, человеческие судьбы".

В первые минуты после захвата с меня сняли ремень, мужчины-террористы пили напитки из буфета.

- Это трофеи, - оправдывала их действия женщина.

Я спросил: - А если из Красного Креста пришлют воду, вы не будете ее пить? - Не буду.

Когда я говорил о том, что бесчеловечно не пускать людей в туалет, она сказала:

- Терпите, я же терплю, готовлюсь к смерти.

У этих людей свой менталитет. Они другие. Я сидел рядом с террористкой и понимал - мы из разных миров. И мы правы, и они.

Люди гибли не от газа, а от неорганизованного спасения.

- После штурма Минздрав сообщил, что главная причина смерти людей - от отравления газом. А ваше мнение?

- Не от газа, а от неорганизованного спасения. Я пытался проинформировать об этом президента. Решение принимал не Путин. С другой стороны - если бы команда спецназа проинформировала медиков, информация могла бы утечь к террористам.

Я готов понять каждого - и президента, и террориста.

По-моему, происходит подмена понятий - террорист и чеченец. Не народ убийца.

Можно ли доверять ТВ?

- Можно ли доверять всему, что мы слышали по радио и видели по ТВ?

- Одна из телеверсий - при штурме взорвали стену в зал, ворвался спецназ и расстрелял всех террористов. А одну чеченку успели подстрелить, когда она подносила руку к взрывателю. Я только что приехал из здания. Никакого повреждения стены нет. Спецназ пошел, когда чеченцы заснули. Их просто добили.

Нация нуждается в консолидации. Если нет положительного героя, пытаются создать образ врага. Когда я спрашивал зрителей, что они чувствуют после просмотра спектакля, слышал в ответ - гордость за свою страну. Единство не на основе ненависти к чеченцам, а любви к спектаклю. А если иначе, значит террористы добились своего.

Ни от одного сидящего в зале я не слышал проклятий в адрес террористов. Они боролись за свою идею, а мы - за свою жизнь.

Записала А. ЧЕРКАШИНА

"Норд-Ост" под сомнением

Именно на варианте возрождения спектакля на Дубровке настаивает федеральное правительство и московская мэрия. Более того, федеральные и городские власти уже прикладывают реальные усилия, чтобы осуществить этот план. По указанию мэра столицы Ю.М. Лужкова "Главмосстрой" полным ходом ведет ремонтно-восстановительные работы самого здания Театрального центра. Министерство труда и социального развития РФ обещало выделить средства для выплаты компенсаций сотрудникам продюсерской компании "Линк", чтобы сохранить творческий коллектив "Норд-Оста" в течение восстановительного периода (2-3 месяца).

Вместе с тем, несмотря на помощь властей, само восстановление "Норд-Оста" в Москве остается под сомнением. Для возрождения спектакля недостаточно отремонтировать здание театра и удержать от распада трудовой коллектив. Необходимо запустить заново разрушенный театральный механизм, включающий в себя декорации, костюмы, реквизит, звукоусиление, свет, видеопроекции, технологическую связь и прочее. К сожалению, именно на это, то есть собственно на восстановление спектакля, денег пока не хватает. По предварительной оценке на эти цели потребуется от 15 до 25 млн рублей. Пока же (по состоянию на 14.11.02) на восстановление спектакля поступили благотворительные пожертвования в размере 4,8 млн рублей, из которых большую часть внесли две компании: "Русский банк" развития (3,18 млн. руб.) и Московское инвестиционное агентство недвижимости (1,59 млн руб.). К этой сумме можно прибавить 3 млн. рублей, которые намерено выделить Министерство культуры РФ, но даже с учетом этой государственной помощи собранных средств будет явно недостаточно для возрождения "Норд-Оста" в Москве.

Если перспективы восстановления "Норд-Оста" в Театральном центре на Дубровке пока вызывают сомнения, то создание передвижной версии "Норд-Оста" становится вполне реальным. Фонд "Открытая Россия" выделяет для этого 2 млн. долларов. Запуск передвижной версии "Норд-Оста" потребует многомесячной подготовки. К сожалению, очень серьезная помощь фонда "Открытая Россия" не решает проблем восстановления московского спектакля и сохранения существующего трудового коллектива мюзикла.

Nordost.ru  

Алла ЧЕРКАШИНА, Старый Оскол. "Оскольские новости", № 47, 26.11.2002 г.

 



Бронирование ж/д и авиабилетов через Центр бронирования.
 


Формальные требования к публикациям.
 

   Новости Клуба

   Публикации

   Стенограммы

   Пресс-конференции


RSS-каналы Клуба





Институт Экономики Переходного Периода

Независимый институт социальной политики