БЕЗ ЛОЖНЫХ ИСТИН
Автор: Галкина Елена
Регион: Глазов
Тема:  Гуманитарные вопросы
Дата: 19.03.2006

Мариэтта Омаровна Чудакова - российский литературовед, критик и писатель. Но я, к своему стыду, была не знакома с ее творчеством до встречи с ней на семинаре в Москве. Хотя среди журналистов были и такие, кто читал все ее книги.

Первое, что меня поразило, Мариэтта Омаровна несмотря на свой возраст сохранила какую-то детскую непосредственность, любознательность и логику мышления. Нам ее представили, как человека с очень обостренным чувством совести! О себе Мариэтта Омаровна сказала так: «Хотя я коренная москвичка, но с сознательного возраста ощущаю себя человеком России, а не Москвы. До Дальнего Востока физически ощущаю за спиной огромные пространства»…

Справка

Мариэтта родилась 2 января 1937 г. в Москве. Четвертый ребенок в многодетной семье военного и педагога. Мать - Клавдия Махова, известный в 40-50-е годы педагог, автор нескольких методических пособий и автобиографической книги «Просто счастье», рассказывающей о жизни советской интеллигентной семьи с пятью детьми в 30-40-е годы.

В 1959 г. окончила филологический факультет МГУ. Автор множества статей и изданий, посвященных русской литературе XX века. М. О. Чудакова - Лауреат Премии московского комсомола, Член Союза писателей СССР с 1970г., доктор филологических наук. Один из ведущих мировых специалистов по творчеству Михаила Афанасьевича Булгакова. Муж - профессор Александр Чудаков, специалист по роману «Евгений Онегин». Вместе с супругом на протяжении многих лет они читали лекции на спецкурсах в Литературном институте имени Горького и в других столичных вузах. Много лет Мариэтта Омаровна принимает участие в различных мероприятиях, призванных защитить права человека. В последние годы входит в Комиссию по правам человека при президенте РФ.

В этом году опубликовала первую книгу для детей - приключенческий детектив «Дела и ужасы Жени Осинкиной». Сейчас работает над продолжением этой книги.

Книги М.О. Чудаковой: «Эффенди Капиев» (1970), «Мастерство Юрия Олеши» (1972), «Поэтика Михаила Зощенко» (1979), «Беседы об архивах» (1975, 1980), «Рукопись и книга» (1986), «Архив М.А. Булгакова» (1976) и книга «Жизнеописание Михаила Булгакова» (1988) заложили основу научного булгаковедения.

В самом начале встречи Мариэтта Омаровна сказала замечательную фразу, которая понравилась многим журналистам: «Уже в двадцать лет мне стало ясно, что нет двух жизней у человека, чтобы одну жизнь говорить пустые слова и ложные истины, а в следующей, наконец-то, говорить всерьез. Я слова употребляю в их точном значении».

М. Чудакова всегда говорит искренне, напрямую и без витиеватостей – так как считает. В этом мы убедились!

На лекции она много говорила об истории, о значении журналистики сегодня, о воспитании людей через средства массовой информации, о негативном воздействии неправильно поданной информации.

Но я хочу рассказать историю, которую Мариэтта Омаровна назвала генеральной репетицией истории ЮКОСа. Происходило это в 1935 году. Почему я хочу остановиться на этом факте? Да потому, что история эта показательна - большинство людей в нашей стране (кстати, и сегодня таких примеров масса!) относятся к людям, добившимся успеха и процветания, негативно. До сих пор поджигают фермерские хозяйства, обливают грязью ... Раньше их называли кулаками, сегодня бизнесменами…

Этот исторический факт, описан в мемуарах неким Коржавиным. В своей книге он рассказывает о встрече в начале 30-х годов прошлого столетья с председателем колхоза «Северный» Казахстанской области. Хотя такое, говорят, происходило во многих хозяйствах: «Вот, что рассказал мне этот горячий сторонник советского строя, отнюдь не желавший его очернять. Но этого не мог бы выдумать и злейший его враг – фантазии бы не хватило, ибо рассказанная история, действительно уникальна. Таких историй было немало, но власти того времени хорошо позаботились о том, чтобы сама память о них развеялась в прах. Вот и об этой я узнал совершенно случайно. Опоздай я на минуту или на две – не узнал бы я. А, значит, и вы. А, значит, никто.

Журналисты тогда в те места только за производственными показателями ездили. Начиналось все, как у всех. Вначале коллективизации к ним (в колхоз «Северный») прислали председателя по партмобилизации ростовского (ближе не нашли) рабочего-тридцатитысячника. Человек он, по словам рассказчика, был хороший, честный коммунист. Одна беда – в сельском хозяйстве ничего не понимал. С этим хорошим коммунистом они быстро дошли до ручки, загубили почти весь скот и поголовье лошадей. Через год к ним прислали другого партмобилизованного ленинградского рабочего, который по счастливой случайности оказался родом из деревни и, видимо, обладал организаторским даром. И тут, собственно, началось уникальное. С этим председателем хозяйство ожило и разбогатело. Построили к 35-му году неимоверное количество мельниц, крупорушек, мастерских и так далее. Стали настоящей рекламой социализма. Но оказалось, что Советы в такой рекламе не нуждаются. Колхозу было предложено «раскулачиться» – немедленно сдать все, что нажили и построили… Собралось партбюро и, обсудив, приняло единственное и естественное, а в наших условиях совершенно невероятное, решение: ответить отказом. Так и поступили. Тогда руководству колхоза поставили ультиматум, по истечении которого обещали отобрать все силой. И тогда партбюро превратилось в военный штаб и стало готовить круговую оборону. По кузницам в срочном порядке готовили пики и другое оружие, укрепляли подступы к деревне – (от автора: как фильме «Любить по-русски»). Под руководством правления колхоза, комячейки и питерского пролетария – председателя-тридцатитысячника, колхоз подготовил и занял боевые позиции. Подошедшие войска приступили к штурму мужицкой крепости. Крестьяне, руководимые коммунистами, отчаянно сопротивлялись. Но, как говорится, силы были слишком неравные. Противник бросил в бой не то танки, не то бронемашины, не то кавалерию, и героическое сопротивление крестьян было сломлено. Процветающий колхоз, краса и гордость социалистической сознательности был стерт с лица земли. Крестьяне были рассеяны, а колхозное имущество, которое, вроде, хотели забрать, погибло. Оказалось, что важно было не овладеть им, а отобрать его. В когда-то густонаселенной деревне остались две семьи. Не осталось даже памяти о процветающем колхозе...»

Некоторый свет на смысл этой кампании по ликвидации кулацких колхозов пролил позже Лев Копелев в своей книге «И сотвори себе кумира». Оказывается, объяснение этой «политики» простое. Созданные энтузиастами и обязанные своим процветанием самим себе независимые колхозы устраивали Сталина так же мало, как и независимые крестьяне. Ему нужны были крестьяне только сломленные, всецело зависимые, все потерявшие, в том числе и себя самих, благодарные, что хотя бы им позволили жить. Такими легче управлять… В то время «кулацким» называли любую форму крестьянского хозяйства, существующую, а тем более процветающую без партократии.

Даже сегодня, когда мы не строим коммунизм и развиваем рыночные отношения, часто можно услышать от россиян: «Вот, хорошо! Правильно! У богатеев надо все отнять. Они все наворовали». Зависть и злость – живет в душах многих, кто не смог или не захотел проявить себя и добиться успеха.

Мариэтта Омаровна заметила, что, конечно, нужно показывать историю такой, какая она была – без прикрас. Все происходящие сегодня события нужно освещать правдиво, чтобы люди знали о том, что происходит на самом деле, но при этом не забывали об уроках истории – нашей истории! По ее мнению, важно не только показать суть советского устройства, но в то же время надо воспитывать толерантность к людям, жившим в то время. В своем труде «Роль личностей в истории России ХХ века» М.О. Чудакова подводит итоги прошлого века. История России ХХ века это не только ужас репрессий и других перегибов власти, но это еще и время, которое подарило миру потрясающее количество замечательных личностей, которые несмотря ни на что сеяли разумное, доброе, вечное. Они боролись с цензурой и давлением, пытались изменить людей к лучшему… Это нужно делать и сегодня. По мнению Чудаковой, это миссия журналистов.

Р.S. Интересное впечатление осталось от этой встречи. Хотя, конечно, многие вещи, которые говорила Мариэтта Омаровна, у меня вызывали противоречивые чувства, а иногда и чувство протеста. Но я рождена в другое время и воспитание и кумиры у меня были иные…. Но порой весьма поучительно бывает взглянуть на происходящее другими глазами.

  

Елена ГАЛКИНА, г. Глазов. Газета «Толстая», 23 декабря 2005 г.

 



Бронирование ж/д и авиабилетов через Центр бронирования.
 


Формальные требования к публикациям.
 

   Новости Клуба

   Публикации

   Стенограммы

   Пресс-конференции


RSS-каналы Клуба





Институт Экономики Переходного Периода

Независимый институт социальной политики