ОТ ОТТЕПЕЛИ К СВОБОДЕ
Автор: Билевская Элина
Регион: Кировск
Тема:  О шестидесятниках
Дата: 25.03.2006

Текущий год оказался на редкость богатым на всякого рода юбилеи. Недавно на общероссийском уровне отмечалось 75-летие первого Президента России Бориса Ельцина, 50-летие XX съезда КПСС, разоблачившего культ личности Сталина, и 75-летие первого Президента СССР Михаила Горбачева. А на региональном уровне нас еще ожидает празднование юбилеев - 90-летие Мурманска и 75-летие Кировска.

Возвращаясь к общероссийским датам, особым образом хотелось бы отметить 50-летие XX съезда КПСС. До сих пор не стихают споры о том, каким образом доклад Никиты Хрущева повлиял на дальнейшее развитие советского государства, возможны ли были в тот момент альтернативные пути политико-экономического переустройства страны, а самое главное, какие исторические уроки необходимо извлечь для настоящего и будущего России.

В первый день весны в стенах Театра на Таганке собрался свет российской интеллигенции, чтобы поразмыслить о судьбах России и, конечно о том, что же такое феномен шестидесятников. Стать очевидицей этого знаменательного события довелось и корреспонденту «МК-Заполярье». Со сцены Театра на Таганке прозвучали выступления величайших деятелей науки, культуры и искусства, известных журналистов и общественных деятелей, таких, как Ю. Любимов, Т. Заславская, В. Аксенов, А. Герман, Г. Попов, А. Рогинский, М. Чудакова, Ю. Шмидт, М. Хуциев, А. Аузан, А. Архангельский, Т. Малкина, В. Милов, Е. Ясин, Л. Алексеева, В. Рыжков, Н. Белых, а также лидеров молодежных и студенческих организаций. Организаторами и ведущими этого знакового мероприятия были заместитель председателя правления Межрегиональной общественной организации «Отрытая Россия» Ирина Ясина и писатель и журналист Петр Вайль.

Весьма символично, что встреча разных поколений проходила в театре, по праву называющимся первым свободным российским театром. Его история началась в 1964 году в тот период, который принято относить к началу движения шестидесятников. Основателем Театра на Таганке стал Юрий Любимов - живая легенда российского театрального искусства. Юрию Петровичу в следующем году исполнится 90 лет. Он как-то признался, что отчетливо помнит похороны Ленина, ему тогда было семь лет, а на похороны его привел старший брат. Но, несмотря на возраст, главный театрал страны сохраняет необыкновенную живость ума, глубину и ясность мысли, а также удивительную энергичность и ощущение духовной свободы.

Вспоминая шестидесятые годы, Юрий Любимов замечает, что не ощущал особых перемен, связанных с докладом Хрущева. Он просто продолжал работать, при том, что все прежние проблемы так или иначе остались.

Подтверждением служит тот факт, что в андроповские времена был закрыт один из его прославленных спектаклей - «Борис Годунов». Банальной причиной стал черный костюм самозванца, который напоминал бушлат. Любимов объясняет подобное явление тем, что авторитарное сознание людей не так-то просто переделать, на это требуется время, поскольку сознание подчиняется своим особым законам.

А вот писатель Василий Аксенов уверен, что в советской России было достаточно людей, которые прозрели еще до судьбоносного доклада, развенчавшего культ личности.

Без преувеличения оттепель дала импульс возникновению людей особого сорта, иного внутреннего содержания, осознавших, что за свободу необходимо бороться, хотя бы для того чтобы воплощать в жизнь передовые научные идеи, публицистические труды, произведения литературы и искусства. У людей возникло желание сказать: я думаю по-другому, моя ценность заключается в том, что я личность!

Во многом пробуждение сознания стало возможным благодаря столкновению двух эпох: эпохи безнадежного тупика и эпохи реальной надежды.

Разумеется, их встреча носила взрывоопасный характер, тем не менее с докладом Хрущева пришла надежда, возникла стартовая позиция для преобразований. Однако Хрущев так и не осмелился начать борьбу со строем, приведшим его на капитанский мостик.

По мнению первого мэра Москвы Гавриила Попова, главными ошибками Никиты Сергеевича стали: тотальная ликвидация частного сектора в экономике страны, разрастание никому не подконтрольного бюрократического аппарата, расправа с демократическими движениями в соседних странах, уход от вопиющих нарушений прав человека. Помимо прочего роковую роль сыграло выдвижение национальной идеи в виде строительства коммунизма при жизни действующего поколения. Исходя из этого, сам собой напрашивается вывод: не стоит позволять бюрократии в стране выдвигать национальную идею, которая впрягла бы общество в свою колесницу. Поскольку бюрократия никогда не сможет стать двигателем реформ, столь необходимых для развития страны. А национальные идеи будут действенными только тогда, когда начнут формироваться в недрах самого гражданского общества, истоки которого как раз и зарождались когда-то в среде шестидесятников.

И надо отдать им должное, ведь феномен шестидесятников прежде всего был обращен к общечеловеческим ценностям. Они не были подпольщиками или революционерами, отвергали насилие как способ решения политических проблем и выступали открыто, проявляя свою гражданскую позицию. Они провозгласили право как высшую ценность, консолидировав под этим лозунгом множество людей. И, может быть, именно благодаря их романтической тяге к свободе, позиции ненасилия, стремлению следовать своей совести, а не генеральной линии партии - Россия избежала революционной ситуации в кризисном 1991 году, когда разваливался Союз и рушилась коммунистическая система.

Ни для кого не секрет, что шестидесятники в Советском Союзе были первопроходцами, и, как говорит известный телеведущий Александр Архангельский, "в истории всегда было самым ценным мужество первого шага, веселая храбрость, зажженная радостным чувством свободы, которая есть не что иное, как продемонстрированная миру готовность пойти на разрыв между эпохами. Ведь если мы не платим по счетам за темное прошлое страны, то, становясь преемниками тяжелого исторического наследия, не имеем права на лучшее будущее. Нам также надо понимать, что в отличие от шестидесятников у нас нет права на неведение, и мы должны отдавать себе отчет в степенях риска и в степенях его отсутствия. Нам предстоит пережить времена культа без личности, и наша задача развенчать его как можно быстрее, не дожидаясь каких бы то ни было докладов".

Еще одной важной задачей нового поколения, по мнению главы правозащитной организации «Хельсинская группа» Любови Алексеевой, является необходимость воплотить в жизнь вторую статью Конституции, которая гласит, что государство создано для человека, а не наоборот.

На фоне всей этой многоголосия различных мнений и взглядов авторитетных и уважаемых людей, интересно, что же само современное поколение думает как об оттепели, шестидесятниках, так и о целях, поставленных в наше время? С этими вопросами я обратилась к представителям общественных и политических движений Мурманской области.

По мнению Инги Азаренко, куратора молодежной организации «Апатит», в 60-е годы люди мечтали о свободе, сейчас ее в переизбытке, но проблема в том, что несет в себе эта свобода. В 60-е годы молодежь пользовалась определенными социальными гарантиями государства, и вместе с тем хотела выражать себя иначе, чем требовала политика партии. А теперь в переизбытке свободы для молодежи нет гарантий на трудоустройство, нет стабильности, нет социальной защищенности.

Поэтому деятельность молодежных движений, которых сейчас много в России, как раз и должна быть направлена на то, чтобы как-то себя защитить и гарантировать свою стабильность, а главная задача это уметь выразить себя при помощи диалога, выйти с предложениями к сотрудничеству.

Секретарь комитета комсомола, представитель местного отделения КПРФ Александр Христюк считает ошибочным мнение, что молодежи политикой заниматься не стоит, поскольку современная политика России - дело гиблое. Ведь если мы не занимаемся политикой, она занимается нами. И в этом смысле вовсе не обязательно отстаивать активную политическую позицию, надо просто пытаться разбираться в происходящем и давать свою оценку текущим общественным и политическим событиям.

В этой связи хотелось бы сказать, что искания, стремления, порывы шестидесятников не утратили своей значимости и в настоящее время, поскольку нам случилось жить во время испытания жизненных ценностей и позиций. И есть надежда на то, что российское общество рано или поздно придет к осознанию того, что свобода - самая высочайшая ценность, которая существует у человека, за нее ничего Александр Архангельский, не жалко отдать, она одна стоит всего. И почувствовав свободу однажды, невозможно жить без нее в дальнейшем.

  

Элина БИЛЕВСКАЯ, г. Кировск. Газета «МК Заполярье», № 11, 15 марта 2006 г.

 



Бронирование ж/д и авиабилетов через Центр бронирования.
 


Формальные требования к публикациям.
 

   Новости Клуба

   Публикации

   Стенограммы

   Пресс-конференции


RSS-каналы Клуба





Институт Экономики Переходного Периода

Независимый институт социальной политики