МИЧУРИНСКАЯ СЧИТАЛОЧКА
Автор: Ставриецкий Александр
Регион: Тамбов
Тема:  Реформа ЖКХ
Дата: 27.03.2006

Минувшей осенью жители Мичуринска начали все чаще обращаться в прокуратуру. Некоторые из них приходили лично, чтобы поговорить о наболевшем. Другие предпочли написать пару страничек и отправить их по почте. А если еще учесть, что часть писем с аналогичным содержанием для изучения и принятия мер пересылали все в ту же прокуратуру из других инстанций, то становилось однозначно понятно: в городе назрела проблема. И она связана с тем, что люди никак не могут понять, почему ситуация с установкой и эксплуатацией так называемых приборов учета резко изменилась, и теперь они поставлены в явно невыгодные условия?

Если быть объективным, то надо признать, что Мичуринск в этой части реформирует свое ЖКХ неплохо. По крайней мере, как отмечалось на коллегии областного управления топливно-энергетического комплекса и жилищно-коммунального хозяйства Тамбовщины, на начало нынешнего года здесь уже установлено 1975 счетчиков. В этом деле, правда, есть еще более высокие показатели. Скажем, в городе Уварово приборов учета установлено 6 788.

Приведенная статистика, к сожалению, не позволяет охарактеризовать положение в двух городах и сравнивать, используя одни и те же мерки. Ведь в Уварове установка счетчиков идет за счет тех организаций, которые и занимаются поставкой ресурсов потребителям. В Мичуринске же потребители сами тратят деньги, чтобы в квартире появился прибор. Однако, если не обращать внимание на то, откуда берутся средства на покупку столь нужной в быту вещицы, то следует признать, что мичуринцы в этом деле преуспели. Ведь другим городам и районам, получается, вообще нечем похвастаться. Даже Тамбову, который с гордостью носит статус областного центра.

Почему Мичуринск намного оторвался вперед от других, объяснить нетрудно. Очень точно подметил на одном из заседаний Клуба региональной журналистики РОО «Открытая Россия» Михаил Никольский (генеральный директор ООО «Новогор-Прикамье», топ-менеджер коммунального проекта холдинговой компании «Интеррос»): «Как только вода начинает стоить денег, люди начинают думать о том, сколько они реально потребляют. Сама по себе эта мысль способна серьезно сократить эти текущие, бегущие, капающие ручейки…»

И уже давно известно, что стоит только кому-то обзавестись счетчиком в своем жилище, как вскоре такой же появится и у соседа, которого ранее никому не удавалось сагитировать. А он, наяву убедившись в солидной экономии, затем нисколько не хочет отставать от других только потому, что видит явную выгоду. Ну, потратится он сначала, выложит из кошелька несколько тысяч рублей для большой покупки. Еще немного заплатит, чтобы оформить документацию и смонтировать прибор. Да только потом все расходы окупятся сторицей! Ведь, как признают все, по счетчику платишь меньше в несколько раз, нежели по нормативам, к которым мы настолько привыкли, что, кажется, по-другому рассчитываться за потребленное уже и невозможно.

Так вот, в Мичуринске в минувшем году за это дело горожане взялись так лихо, что местные власти посчитали целесообразным пересмотреть порядок установки и эксплуатации приборов учета. Несколько месяцев, вроде бы, занимались его разработкой. А закончилось все это тем, что глава администрации Мичуринска В. Макаров 10 августа подписал постановление № 1875, которым был утвержден новый порядок установки и эксплуатации счетчиков холодной, горячей воды и тепловой энергии. Документ, который изначально предполагал расставить точки над «i», на самом деле вызвал у некоторых откровенное недовольство.

Горький опыт показывает, что излишнее рвение при проведении реформы ЖКХ при некотором пренебрежении к общественному мнению, может возмутить людей настолько, что они выйдут на улицы митинговать, отстаивать свои права. Так, например, недавно было в Уварове, когда там (где, как мы знаем, установлено больше всего счетчиков) тарифы на жилищно-коммунальные услуги скакнули так, что уваровцы стихийно собрались у здания администрации города и показали свой протест.

В данном случае ничего подобного в Мичуринске не произошло. И тут с положительной стороны нужно отметить городскую прокуратуру. Прекрасно понимая, что социальное напряжение в наукограде может стремительно увеличиться, если не принимать никаких мер, она обратилась с заявлением в суд. Как принято говорить, в интересах неопределенного круга лиц.

Что же стало камнем преткновения в «свежеиспеченном» постановлении главы администрации Мичуринска? В этом документе появились такие строчки, которые коренным образом изменили ситуацию. Отныне никто не вправе был установить прибор для учета холодной и горячей воды в своей квартире, если отсутствует общедомовой прибор.

Само по себе не бесспорное положение вызывало недоумение еще и тем, что теперь в оплате коммунальных услуг по счетчику отказывали и тем, кто ранее исправно платили за потребленную холодную воду. И стоило только кому-то предъявить квитанцию для уплаты, как ему в этом на основании нового постановления должны были отказать и пояснить, что теперь мы снова… вернулись к нормативам. Абсурдная, по моему мнению, картина с приборами учета усугублялась и тем, что счетчики холодной воды уже давно используются в Мичуринске. По ним никогда не возникало никаких проблем. А тут вдруг…

Если мы будем говорить об учете тепловых ресурсов, то здесь необходимо знать следующее. Существующая методика в этом случае предполагает обязательную установку общедомового счетчика. И кроме этого, в самом домике в наличии должно быть не менее 75-ти процентов всех квартир с приборами учета. Но это только когда мы говорим о тепловой энергии. На все другие ресурсы, учет которых однозначно выгоден потребителю, такие требования не распространяются. Если даже кто-то один в многоэтажке пожелает установить счетчик для холодной и горячей воды, то никто ему не вправе отказать в таком желании. Тогда непонятно, почему вопреки закону и просто здравому смыслу схему по учету тепла попытались по трафарету наложить на учет горячей и холодной воды.

А ларчик просто открывался. Как-то постепенно в городе появилось не так уж мало реформаторов со счетчиками, которые в итоге сыграли положительную роль. Их количества оказалось достаточным, чтобы поставщики горячей воды ощутили некоторую недоимку денег. Случилось то, что и должно было случиться. Случилось то, к чему и сводится суть реформы в ЖКХ: одни «зашевелились» и тем самым в условиях рыночных отношений подтолкнули других к активным действиям. Но вместо того, чтобы установить, где скрываются источники потерь (за которые всегда мичуринцы, впрочем, как и все россияне, расплачивались по непомерно высоким нормативам), на свет появилось постановление, которое по сути перечеркнуло все, что было ранее достигнуто.

Вся эта история с обязательной установкой общедомового счетчика в моем понимании и есть тот формальный повод, который позволил сдерживать инициативу снизу. По сути это самый настоящий тормоз. Я бы не был столь категоричен в своих рассуждениях, если бы не одно обстоятельство. В разговоре со мною заместитель прокурора Мичуринска Александр Сергеев подчеркнул, что к нему на прием приходили люди, которые жаловались не только на то, что новый порядок поставил все с ног на голову. Среди них были и те, кто заявили о своей готовности сообща купить общедомовой счетчик, а не ждать пока им его кто-то приобретет. Но им отказали! Стало быть, эта история с собакой на сене лучше всего подтверждает, что истинные намерения в том, чтобы еще повременить с всеобщей установкой приборов учета, а значит, повременить и с проведением реформы.

Пришло время рассказать и о том, как проблема была решена в чисто юридическом аспекте. То есть теперь есть смысл поведать и о том, как две стороны отстаивали свои позиции, и какие аргументы они пустили в ход в суде. На нем прокуратура, ссылаясь на жилищный и гражданский кодексы, постановления правительства РФ, поддержала изложенные в заявлении требования и пояснила, что в «Порядке…» есть такие положения, что не соответствуют букве и духу закона.

Документ, к сожалению, предусматривает только те случаи, на которые он распространяется. И ни слова не сказано о том, как быть, коль будет установлен прибор индивидуального учета холодной и горячей воды, когда нет прибора на входе в дом. Получается, что никто не сможет внятно объяснить, как предоставляются услуги и сколько за них нужно платить. Об этом, конечно, органы местного самоуправления должны были подумать. И сейчас утешить кого-либо тем, что можно вернуться к нормативам и платить все по старинке, никак нельзя, поскольку это должно однозначно восприниматься как запрет. А значит, мы имеем право говорить, что в данном случае попирается закон.

Представитель администрации города Мичуринска, естественно, просил оставить заявление без удовлетворения. По его мнению, большинство жилья в Мичуринске находится в собственности граждан. И они должны нести расходы по содержанию общего имущества. Без установки общедомового прибора учета, дескать, невозможно определить, кто сколько чего потребил, а энергоснабжающая организация тогда будет постоянно нести убытки. Но этот «козырь» легко был побит. Присутствующий государственный инспектор отдела по надзору в энергетике В. Задорин пояснил, что при разработке тарифов все расходы учитываются. В том числе и нормативные потери горячей воды.

Суд отменил пресловутый пункт 5.4, признал его недействующим с того самого дня, как было принято постановление. А чтобы о столь важном судебном процессе было известно во всем наукогораде, о принятом решение надлежало сообщить и в газете «Мичуринская жизнь». Прокуратура же, дабы довести дело до конца, не ограничилась этим. Она направила представления во все организации, которые занимаются подачей воды, ее нагревом, а также в организации, наделенные полномочиями взымать платежи. В них она напомнила об административной ответственности, которая предусмотрена к тем, кто откажутся выполнять решения суда, вступившего в законную силу. В случае же злостного уклонения предусматривается и уголовная ответственность. И тем самым орган, осуществляющий надзор за соблюдением законности, подвел жирную черту в этом необычном деле.

Мне не раз приходилось слышать, когда с высокой трибуны говорили о том, как именно следует внедрять приборы учета в ЖКХ. Поэтапно! И начинать, мол, надо с установки счетчика общедомового. Делать это должна снабжающая организация за свои средства. Якобы в других регионах к такому правильному выводу пришли давно чисто эмпирическим путем.

События в Мичуринске позволили мне усомниться в таких рекомендациях. Ведь получается, что каждый из нас ждет, что кто-то поставит счетчик, и радуется тому, что не придется ему для этого раскошеливаться. А тем временем мы все так же платим по нормативам и никак не можем обзавестись счетчиками. Беда наша в том, что мы по-прежнему думаем, что реформа ЖКХ достанется нам как подарок. Мы все так же надеемся, что наши проблемы решит кто-то другой, а не мы. И не желаем понять, что основной движущей силой всех преобразований в этой важной отрасли должны быть сами потребители, которые, безусловно, способны организовать товарищества собственников жилья, добиваться установки приборов учета и многое другое. В том числе требовать через суд соблюдения своих законных прав, как это произошло недавно в Мичуринске!

  

Александр СТАВРИЕЦКИЙ, г. Тамбов. Областная общественно-политическая газета "Наедине", № 12, 22 марта 2006 г.

 



Бронирование ж/д и авиабилетов через Центр бронирования.
 


Формальные требования к публикациям.
 

   Новости Клуба

   Публикации

   Стенограммы

   Пресс-конференции


RSS-каналы Клуба





Институт Экономики Переходного Периода

Независимый институт социальной политики