ОТДЕЛЬНОЕ ПЛОХО, ВСЕ – ХОРОШО
Автор: Зайцева Галина
Регион: Нижний Новгород
Тема:  Социологические исследования
Дата: 29.03.2006

Разговорное словечко "нормально" характеризует сегодняшнее состояние общества.

Что мы думаем о себе и своей жизни? Этот вопрос стал темой одного из социологических исследований "Левада-центра". Выяснилось, что думаем мы обо всем и много, хотя не всегда осознаем парадоксальность и противоречивость собственных мнений.

Кто дождался перемен?

Какое у вас настроение? Обычно оно зависит от тысячи причин: с той ли ноги человек встал утром, с кем пообщался по телефону... "Казалось бы, миллионы случайностей, - говорит руководитель отдела социальных исследований "Левада-центра" Алексей Левинсон. - Но практика социологических опросов показывает, что гораздо сильнее индивидуальных причин на каждого из нас действуют общие причины, то, что ветер приносит с улицы". Если сравнить итоги опросов "Левада-центра" за 1994 и 2005 год, то кому-то ветер принес перемены, а кому-то нет.

За 11 лет почти не изменилось количество людей, испытывающих страх и тоску. В этом сознавалось восемь, а сейчас шесть процентов опрошенных. Такие чувства, в основном, приходят к одиноким пенсионерам, находящимся в тяжелом моральном и материальном положении. На противоположном полюсе также без серьезных перемен. Прекрасным настроением могут похвастаться 9 процентов опрошенных - те, кто молод и беззаботен.

Нормальное настроение в 1994 году не считалось нормой. Таких людей и тех, кто испытывал напряжение, было поровну (39 процентов). Перемены 90-х многих выбили из ощущения стабильности - большинство людей считало, что наступили невиданные времена, в жизни рушится все устойчивое и хорошее. Ответ "нормально" стал диковинным, и сказать так в разговоре означало быть ненормальным человеком.

Перемена в умах россиян произошла сравнительно недавно. К 2005 году абсолютное большинство людей на вопрос "Как вы себя чувствуете?" уже отвечало: "Нормально". Именно это разговорное словечко характеризует сегодняшнее состояние общества. "Люди заверяют самих себя, наших интервьюеров, а значит, и тех, от кого они пришли, что живут средне, то есть неплохо", - комментирует Алексей Левинсон.

Накопить на холодильник

О материальном положении своей семьи люди все-таки высказываются критически. В опросе, проведенном в 2005 году, негативную оценку семейному бюджету дали 33 процента опрошенных (в три раза больше, чем позитив), однако намного чаще они выбирали средний вариант (55 процентов). Впрочем, по поводу экономического положения страны россияне говорили гораздо жестче. Здесь центр тяжести помещается не в районе среднего, а в районе плохого. По крайней мере, об этом заявляет самая большая группа - 41 процент.

- Это не лишено занятности, - считает социолог. - Цифры можно интерпретировать так: "Кругом все плохо, но у меня еще сносно". Полагаю, что человек дает эти оценки официальному представителю "чего-то", какой-то инстанции в Москве. Он как бы говорит: "Вы довели страну вот до чего". Такой укор чувствуется во многих ответах.

Когда вопрос был задан по-другому ("как вы оцениваете собственное благосостояние?"), мнения распределились следующим образом. Год назад (в 2004-ом) 15 процентов говорило о самом тяжелом положении: "Мы едва сводим концы с концами". В 2005 году их стало чуть меньше. Во вторую, более многочисленную группу вошли люди, которым хватает денег на продукты, но даже покупка одежды вызывает финансовые затруднения. Количество их снизилось за год с 37 до 29 процентов. Следующая группа утверждала, что деньги на еду и одежду у нее есть, но на холодильник нужно копить (к 40 процентам прибавилось еще 4 процента). То есть, благосостояние граждан, по их же собственным словам, все-таки выросло: людей, которым не хватает на одежду, стало меньше, а тех, кому не хватает на холодильник и телевизор, - больше.

Наиболее богатые люди по результатам этого исследования составляли 8 процентов в 2004-м и около 13 процентов в настоящее время. Они испытывают затруднения в покупке автомобиля, но богачами себя не считают. "По настоящему состоятельные граждане не попадают в выборку, - отмечает Алексей Левинсон. - Люди, которым легко купить дачу, не участвуют в исследовании по двум причинам. Во-первых, они не открывают двери нашим интервьюерам, во-вторых, если разговор с ними все-таки происходит, они из некоторой скромности не хотят афишировать свои доходы".

Что совсем никак не изменилось за последние 15 лет, так это народные воззрения на частную собственность и ее размеры. Подавляющее большинство опрошенных (78 процентов) согласно с тем, чтобы частным лицам принадлежали небольшие участки земли, а 67 процентов поддерживают передачу в частные руки небольших мастерских и кафе. Но когда речь заходит о крупных объектах, ситуация становится зеркально противоположной. Против передачи заводов и фабрик выступает 60 процентов россиян. Крупные участки земли тем более нельзя отдавать в частную собственность, считает три четверти опрошенных.

Но феноменом общественного мнения социолог "Левада-центра" считает устойчивый и самый общий оптимизм. "Это всеобщая скобка, которая замыкает различные мнения, внешняя рамка в виде позитивной оценки нашей жизни", - говорит он. У конкретного человека, правда, не получится узнать, что же именно в стране хорошо. Отдельные вещи, безусловно, плохи. Но зато у нас хорошо "всё".

При содействии Клуба региональной журналистики «Из первых уст».

  

Галина ЗАЙЦЕВА, г. Нижний Новгород. Газета «Нижегородские новости», 28 января 2006 г.

 



Бронирование ж/д и авиабилетов через Центр бронирования.
 


Формальные требования к публикациям.
 

   Новости Клуба

   Публикации

   Стенограммы

   Пресс-конференции


RSS-каналы Клуба





Институт Экономики Переходного Периода

Независимый институт социальной политики