Следующее поколение российских людей будет жить при национальных проектах.
Словосочетание «национальные проекты» ворвалось в политическую моду. Политики кланяются им, как иконе в красном углу, в правительстве создают 13-й департамент, а в регионах – советы и комитеты, проходимцы организуют конференции якобы с участием лиц, понимающих, что это такое. Однако эксперты отмечают, что это не столько экономическая, сколько политическая затея. С другой стороны, правительство проводит приватизацию части стабилизационного фонда. Как и в ходе приватизации «по Чубайсу», гражданам России дано право обменять некоторое количество резаной бумаги на реальные активы. Однако системные трудности, вставшие на пути проектов, либо развалят систему, либо заставят ее реформироваться.
Читайте диагноз, пейте анальгин
Четыре национальных проекта касаются социально значимых отраслей — здравоохранение, образование, АПК и жилищное строительство. Но если первые два проекта суть повышение зарплаты бюджетникам, то два последних — это сфера бизнес-интересов. Причем у первых двух, имеющие невнятные цели, лучше проработаны технологии исполнения, а проекты в бизнес-сфере, важные для всей экономики страны, вообще непонятно как выполнять.
В «Деловом Поволжье» № 9 уже приводилось мнение экс-мэра Москвы Гавриила Попова: «Выделение на национальные проекты 10-й части стабилизационого фонда – это откат, который бюрократия дает нам, чтобы мы успокоились и не спрашивали об остальных 45 млрд. долларов». По его подсчетам получается, что если выделяемые на четыре проекта деньги потратить за год, то на каждого россиянина придется до трех рублей в день. Такие средства не поднимут уровень жизни.
Поэтому Г. Попов считает национальные проекты аналогом лозунга «Нынешнее поколение советских людей будет жить при коммунизме». Политики с опытом это поняли. Вот, например, цитата из выступления председателя Самарской губернской думы Виктора Сазонова на заседании совета законодателей 16 марта: «До весомых результатов реализации национальных проектов, наверное, еще не близко, но один зримый и чрезвычайно важный уже есть. К людям возвращается чувство уверенности, защищенности, то необходимое, что человек ждет от действительно сильного государства».
Однако директор Независимого института социальной политики Татьяна Малева от сильного государства ждет более ответственных решений: «Речь должна идти не только о повышении зарплаты в бюджетном секторе, а о повышении эффективности самого бюджетного сектора». Государство должно стимулировать доступ населения к качественным услугам. Так, доступ к высшему образованию у нас есть: все, кто хочет его получить, получают. Но это привело его к девальвации: есть высшее образование, а есть качественное, престижное высшее образование, далеко не всем доступное. В проекте «Здравоохранение» нет строки «повышение квалификации персонала, освоение новых методик». «После супердиагностики вам скажут: «Пейте анальгин». Это сегодня характерно: продвинутая диагностика и отсталые методы лечения», — сказала Т. Малева, выступая в клубе региональной журналистики «Из первых уст». Другой эксперт клуба, ведущий исследователь Московского Центра Карнеги Лилия Шевцова считает, что идея национальных проектов — удовлетворить наиболее обездоленную часть общества. Однако они не решают главную проблему — драматическое усиление разрыва между богатыми и бедными. В мире считается, что если доходы самых богатых в 14 раз больше, чем доходы самых бедных, то страна не стабильна. У нас этот разрыв превысил 15 раз.
Но с исполнением этих двух проектов все замечательно. Регионы составили списки, кому положены доплаты, посчитали «итого» — и процесс пошел. Есть у области и социальные программы, которые могут быть приспособлены под нацпроект, и деньги для их софинансирования в бюджете заложены. Вице-губернатор Виктор Беспалов как раз на этой неделе доложил прессе, что все идет путем. А вот два других проекта зависли, и в Волгоградской области больше, чем где-либо.
ВЧЕРА, ГОВОРЯТ, БЫЛО РАНО, СЕГОДНЯ - ПОЗДНО
Фракция «Единая Россия» в Волгоградской областной думе кровно заинтересована в успехе национальных проектов. Ведь совету законодателей России президент Владимир Путин так и сказал: пробелы регионального законодательства тормозят решение важнейших социально-экономических задач. Во многих регионах не приняты акты, необходимые для запуска отдельных положений Земельного и Градостроительного кодексов. Региональным думам поручен еще и контроль за проектами. Поэтому в ответ на просьбу помочь с информацией во фракции подобрали кипу документов килограмма на два, а на следующий день на вопросы «ДП» ответили видные единороссы – председатель думы Виталий Лихачев и зампред бюджетного комитета думы Владимир Попов.
На заседании высшего совета партии от министра А. Гордеева В. Лихачев услышал, что только три региона не участвуют в аграрном проекте. Один из них – Волгоградская область, для которой он как раз критически важен. Растениеводство в области заботами администрации развивается, однако для выращиваемых в области 4 млн. тонн зерна нет рынка сбыта, и в этом сезоне хозяйства получили меньше прибыли, чем пару лет назад, при меньших объемах. Развитие животноводства могло бы снять проблему. Однако, по словам В. Лихачева, в 2005 году администрация области, внося бюджет в думу, убедила депутатов, что закладывать в него деньги на софинансирование нацпроектов еще рано. Теперь внезапно выяснилось, что уже поздно.
В. Попов рассказал, что из полутора десятков заявленных областью животноводческих и строительных проектов в АПК на сумму более 1 млрд. рублей Минсельхоз рассматривает уже только 11, и с каждым днем их все меньше: министерство отсеивает заявки. Среди заявителей есть известные имена — например, «Випойл-Агро» планирует строить в Даниловском районе свинокомплекс на 100 тыс. голов, «МТ-Агро» - молочный комплекс на 1800 коров в Жирновском районе. Цена заявленных проектов от 60 до 350 млн. руб. В. Попов прогнозирует, что в итоге регион получит 300-500 млн рублей в виде гарантий и субсидий процентных ставок. И еще будут средства на поддержку личных подсобных хозяйств.
5 апреля в областной думе состоятся депутатские слушания по национальному проекту в сфере АПК: депутаты хотят разобраться в ситуации. Сложнее будет с четвертым – самым трудным для России проектом – «Доступное и комфортное жилье». В Волгограде к объективным трудностям добавили еще и свои, субъективные.
КОГО ВЫСТАВЯТ НА ПОЗОРИЩЕ
Яркую оценку хода проекта россияне уже слышали от первого вице-премьера Дмитрия Медведева. На заседании президиума по реализации приоритетных национальных проектов ситуацию на строительном рынке он назвал национальным позорищем. Муниципалитеты уклоняются от предоставления земельных участков на аукционы для строительства жилья. "Земля служит источником наживы для огромного числа чиновников", - сообщил вице-премьер. В. Путин 16 марта объяснил законодателям, как это делается: «В переходный период, во время которого от целевого распределения мы постепенно переходили к конкурсному и к аукционному, администрации в регионах провели очень большую, как им кажется, позитивную работу. Затащили в свои или в подконтрольные им структуры большое количество земельных участков, перспективных под застройку. И теперь… когда приходят застройщики, предприниматели с предложениями строить, – у одного «прическа не та», у другого «цвет глаз не подходит».
В общем, тут вертикаль власти обломалась. Если АПК завязан на бюджеты субъектов федерации, то выделение земли под стройплощадки и обеспечение их инфраструктурой – дело муниципалитетов, с которыми Росстрой не работает. Но Волгоград подал заявки напрямую в Росстрой, где их не стали рассматривать. В результате вышло, что столица региона, в отличие от Волжского и Камышина, не участвует в национальном проекте, и в кулуарах эту ситуацию называют нелестными словами — от гордыни до неопытности. «Волгоград увлекся элитным жильем, — так выразился В. Лихачев. — Продажа участков с аукциона должна приносить бюджету большие доходы, и эти чистые и светлые деньги могут быть направлены на обустройство площадок под дешевое социальное жилье». Во вторник глава администрации Волгограда Евгений Ищенко на аппаратной планерке устроил публичный разнос своим замам Анатолию Кращенко и Андрею Доронину за то, что участки не выставляются на аукционы, а документы по нацпроектам не оформлены. Е. Ищенко пообещал, что они не будут работать в мэрии, если все не будет готово к 10 апреля.
У волгоградского бизнеса, естественно, чешутся руки получить деньги из федерального бюджета. Ходят легенды о том, как в Брянск приехал Д. Медведев, и местное отделение «Деловой России» так представило бизнес-проекты, что город получил кучу денег, а лидера «ДР» выбрали мэром. Учитывая, что и Волгоград стоит в рабочем графике вице-премьера, местному бизнесу хочется достойно подготовиться к визиту. Однако, даже если мэрия Волгограда быстро исправит свою ошибку и проведет свои заявки через администрацию области, не факт, что деньги пойдут рекой.
Владимир Попов, только что вместе с вице-губернатором Львом Алферовым побывавший в Росстрое с бумагами Волжского и Камышина, сказал «ДП», что не понимает, как все это будет происходить. В рамках нацпроекта Росстрой проведет тендеры для всей России – к чему такая централизация? Московские компании поедут строить по всей стране? И как оценивать, сколько средств выделять? Ведь сметной документации ни на одну площадку нет (по некоторым оценкам, даже в Москве 90% жилья строится без сметной документации, а то, что получается в итоге, называют сметой). Плюс на проектировку потребуется полгода. Поэтому, по оценкам В. Попова, регион получит до 100 млн рублей только на инженерные сети к площадкам для социального жилья.
Все собеседники «ДП» в один голос повторяют: быстро оформить документы под застройку невозможно. В. Попов говорит, что в идеале (все ведомства укладываются в отведенные сроки и никто не отказывает) на оформление документов нужен год. Предприниматели говорят про два-три. Но законодателей ставит в тупик следующий вопрос: в чем причина — в том, что муниципалитет сознательно, исходя из клановых интересов, тормозит процесс, или в том, что закон так устроен? Правда, В. Лихачев пообещал, что за апрель в областной думе проанализируют собственную законодательную базу, чтобы понять, как она соотносится с федеральной, чего не хватает.
А на горизонте маячит новая беда. С ростом ипотеки спрос на жилье вырастет, однако промышленность строительных материалов не может быстро увеличить объемы производства. Это испытание для государства: или оно создаст условия для быстрого экономического роста, или придется смириться с тем, что доступное жилье останется лозунгом вроде «Каждой семье – отдельную квартиру к 2000 году».
Вот такой парадокс. Часть денег, которое правительство решило вернуть своему народу, можно потратить легко, но неэффективно. На то, что даст большой эффект, потратить не удается: бюрократическая система сопротивляется сама себе. Будет очень печально, если виноватыми в этом объявят муниципальные власти.

Анна СТЕПНОВА, г. Волгоград. Газета «Деловое Поволжье», № 11, 27 марта 2006 г.

|
|