Монетизация социальных льгот и так называемый "суперзакон" — закон N122 — волнуют всех якутян. Вашему корреспонденту посчастливилось на семинаре фонда "Открытая Россия" услышать комментарии авторитетного эксперта — заместителя председателя комитета по бюджету и налоговой политике Госдумы РФ Михаила Задорнова и задать ему вопросы.
Михаил Михайлович остановился на общем контексте: что в целом происходит в финансовой сфере, в законодательстве и в отношениях между Федерацией и регионами.
— В чем особенность 2005 года? На этот год пришлось несколько задуманных достаточно давно, но проводимых только сегодня серьезных комплексных реформ. Первая из них — это разграничение полномочий между центром, регионами и муниципалитетами. Это так называемая реформа Козака. Второе: под эту реформу был принят 122-й закон. Он сводится не только к монетизации льгот. Третье: под эти события одновременно начата бюджетная реформа. Хочу сказать честно, эти реформы планировались не из одного центра. Очень часто те люди, которые готовили одну из них, не очень совмещали ее с тем, что делали другое ведомство и другие люди. В этом одна из проблем. Что такое реформа Козака? Основным автором был тот, чьим именем эта реформа и названа. Задача реформы Козака — четко разграничить между тремя уровнями государства государственные обязательства.
Эта реформа была воплощена в два закона. Один касается органов государственной власти в регионах и принят в июле 2003 г. Второй закон был принят в октябре — это закон о местном самоуправлении. Он увеличивает число муниципалитетов, дает дополнительные права, но одновременно до конца текущего года во всех регионах России должны пройти выборы в органы местного самоуправления. Новые границы, выборы, нарезка, формирование новых органов местного самоуправления. В их полномочия попадают, скажем, детские дошкольные учреждения, полностью — сфера жилищно-коммунального хозяйства и еще несколько ключевых функций. Вся ответственность государства как бы расписывается между этими тремя уровнями.
Под это, в основном, и был сделан 122-й закон. Что такое 122-й закон, та его часть, связанная с монетизацией льгот? Это попытка посмотреть на все законодательство и на всю жизнь через призму этих двух законов имени Козака. 122-й закон пересмотрел примерно 150 действующих актов. Законы о Северах, военнослужащих, закон о социальной защите инвалидов, закон о ветеранах, из-за чего сейчас и вышли люди на улицы. Я говорю об этом подробно, поскольку там 155 законов. Многие из тех, кого они затронут, просто еще ничего не знают. Я могу предсказать, какие следующие категории и когда в течение года осознают то, что они затронуты законом.
В частности, что, по-крупному, предусматривает этот закон? Закон уже положил основу тому, что закреплено в Жилищном кодексе. Он полностью пересматривает все обязательства государства по жилью. Грубо говоря, право на бесплатное жилье от государства, которое, по нашему законодательству, до 122-го закона имело огромное количество категорий населения, будет предоставляться теперь только нуждающимся. Тем, у кого доходы ниже прожиточного минимума, и очень узкому слою так называемых внеочередников. Остались в законе только больные открытой формой туберкулеза, лучевой болезнью, дети-сироты, еще буквально две категории, и то мы их отстояли с боем.
Полностью меняется статус научных и образовательных учреждений. Здесь, правда, в ходе прохождения 122-го закона мы внесли наибольшее число поправок, в основном, статус образовательного учреждения сохранился. Тем не менее целый ряд существенных поправок об образовании был внесен. В частности, образовательные учреждения по этому закону не имеют права иметь счета в коммерческих банках даже для деятельности, которая не связана с бюджетным финансированием для внебюджетной деятельности. Они должны иметь внебюджетный счет также в казначействе и финансироваться по смете. Имеется еще ряд принципиальных моментов. Закон об образовании приведен в соответствие с действующим Налоговым кодексом. По закону об образовании учебные заведения имели некоторые льготы, налоговые и прочие. 122-м законом отменен бесплатный проезд студентов к месту учебы и обратно. Отменены доплаты учителям за классное руководство, методическую литературу и целый ряд других моментов.
Кроме того, в 122-м законе есть вещь, которая существенно скажется на ситуации в России в ближайшие пять-десять лет, если она не будет изменена. Он полностью передает регионам ответственность за финансирование бюджетников, детских пособий, учреждений образования, здравоохранения в этом регионе. До этого года действовала единая тарифная сетка, федеральный бюджетник, региональный... Всего 18 разрядов. Первый разряд равен минимальному размеру оплаты труда, дальше все оплачивается так. Потому во всех регионах зарплата бюджетников, в принципе, в среднем одинакова, но надбавки существуют на каждой территории. Например, не секрет, что в Москве госслужащие получают в полтора раза больше, иногда в два, чем федеральные служащие федеральных министерств и ведомств. Есть регионы, где муниципалитеты получают в три раза больше. В Ханты-Мансийском и Ямало-Ненецком зарплата почти в четыре раза больше, чем федеральный стандарт. Так вот, с этого года единой тарифной сетки нет, детские пособия, как и заработная плата бюджетникам, переданы регионам, и фактически каждая территория сама устанавливает уровень заработной платы, детских пособий, оплаты учителям, надбавок учителям, надбавки учителям в селе, для Севера — это еще и северные районные коэффициенты.
— Михаил Михайлович, у нас в республике все обходится очень дорого, начиная с выпуска газет, заканчивая строительством жилья. Мы, естественно, получаем дотации, но дотации получают и другие республики и края, которые искусственно приравнены к территориям Крайнего Севера. Сколько будет такое продолжаться?
— Вы хотите, чтобы Якутии увеличили дотации за счет других территорий?
— Чтобы дотации давались именно тем территориям, условия проживания на которых действительно являются экстремальными.
— Этого не будет, потому что есть несколько критериев. Поверьте, я хорошо знаю, что такое Север, поскольку значительную часть жизни прожил на Камчатке, хорошо знаю проблематику северных регионов. Но есть, например, Республика Дагестан, где средний уровень доходов и бюджетной обеспеченности низок, а население достаточно молодое, большое количество детей. Есть методика, которая пытается эти факторы учитывать.
Берется средний уровень бюджетной обеспеченности по России. Я имею в виду, что имеется законченный набор расходов — заработная плата, детские пособия и т.д. Есть предполагаемый уровень доходов, налоги, которые получены Республикой Саха или Республикой Дагестан за прошлый, в данном случае 2003 год. Берется ее доходная база и берется ее предполагаемый уровень расходов расчетным путем по населению, по всем прочим вещам. Образуется разрыв. Этот разрыв с помощью финансовой помощи из федерального центра ликвидируется до такой степени, чтобы любая республика, любой регион России имел бюджетную обеспеченность не ниже, чем 65 процентов от среднероссийской. В этом году есть определенный перелом. Потому что в прошлые годы путем определенного политического давления регионы, которые должны были вообще быть сняты с финансовой помощи федерации, ее получали по инерции. Например, даже Московская область получала. Периодически получали Липецкая, Белгородская области, хотя на самом деле они доноры. С этого года такая практика закончена. Еще 5-6 регионов отрезаны от финансовой помощи, и она перераспределена действительно беднейшим. Не факт, что от этого будет лучше, я вам сразу скажу. Потому что это иногда дестимулирует губернаторов и региональные власти, они стремятся только получать помощь. Как, с моей точки зрения, например, Дагестан абсолютно перестал что-либо делать, он ведет политику на то, чтобы получить как можно больше средств из центра, абсолютно не предпринимая никаких усилий по улучшению собственной налоговой базы. По крайней мере, с точки зрения выравнивания это более справедливый подход. Ситуация здесь однозначно пестрая. На первом месте по объему дотаций, ну, скажем, в пятерке регионов крупнейших получателей финансовой помощи из федерального бюджета у нас как раз Якутия, Алтайский край, Дагестан, Приморье. От 10 до 15 миллиардов рублей в этом году, достаточно приличная сумма.
— Возможно ли в отношении льготников пойти еще дальше и просто увеличить пенсии людям, отказавшись от такого понятия, как льготы вообще?
— Хороший вопрос. По факту оно так и происходит. Когда правительство РФ столкнулось с такими массовыми протестами, уже было решено, что базовая пенсия, которая сегодня составляет порядка 650 рублей, должна быть увеличена до 900 рублей уже с 1 марта.
Пенсия делится на две части: базовую и страховую. Накопительную я не беру. Минимальный уровень увеличения составит 250 рублей, а для кого-то и больше. Потому что страховая будет проиндексирована. Пенсии будут просто несколько увеличены. Это потребует порядка 60 миллиардов дополнительно, как минимум. Но не уверен, что индексация будет идти такими же активными темпами. Это сделать действительно необходимо. Можно сказать, что пенсии в реальном выражении последние два года не растут. Поэтому, в принципе, вы абсолютно правы.
— Вопрос по поводу того, что высшим учебным заведениям нельзя иметь счета в коммерческих банках. По-моему, на развитии вузов это положительно не скажется.
— Это отдельная тема. Сейчас готовы уже пять законопроектов, которые меняют систему финансирования и функционирования высшего образования. Не только высшего образования, но и других областей социальной сферы в целом. Основная мысль авторов изменений следующая. Если какое-то учреждение — медицинское, образовательное — хочет быть бюджетным, то есть не платить налоги, получить в пользование государственную собственность, четко финансироваться по смете и так далее, то все доходы от его деятельности должны поступать государству в бюджет. То есть тебя наделят собственностью, ты не можешь ее приватизировать, но доходы, которые образуются от образовательных услуг, будут идти на развитие этого учреждения. При этом налоги платятся, статус этого заведения уже другой. Вот такой выбор законодательством предполагается дать учебным, медицинским, театральным и прочим учреждениям. Тема вызывает дискуссию не только в образовательном сообществе, но и во всех других. Вы, наверное, видели, что и театральные деятели протестуют против такого подхода. Ситуация непростая. С одной стороны, можно упрекнуть тех же театральных деятелей. Уже давно в каждом из московских театров есть по одному, а кое-где и по два ресторана, доходы от которых вы не увидите в их балансах. При этом каждый имеет более или менее приличную субсидию из федерального или московского бюджета. Как расходуются их дополнительные доходы, их билетная политика — не вполне ясно. С одной стороны, это так. С другой стороны, если отпустить на вольные хлеба, есть риск, что сформируется достаточно узкий слой полностью обеспеченных финансово и процветающих учреждений в каждой сфере, а общий уровень, который складывается в провинции, может очень сильно просесть.
— Высшее образование в России скоро станет полностью платным. Почему необеспеченным слоям населения закрывают путь к высшему образованию? Это при том, что количество вузов в России должно, по-моему, тоже уменьшиться. Почему?
— Этого не будет. Дело в том, что сегодня в законе об образовании есть квота. Ни один вуз не имеет права принимать на платной основе больше, чем 30 процентов своего контингента. Сделано исключение для экономических, юридических специальностей. Они как бы выведены за скобки. Им, как наиболее популярным, дана возможность долю платных студентов увеличивать за пределами квоты. Причем эта поправка была внесена только в прошлом году. Я не думаю, что это будет пересмотрено. Другой вопрос, что сейчас обсуждаются поправки к законодательству, которые будут предусматривать образовательные кредиты для студентов. Возможно, студента, который получил образование за счет бюджетных средств, обяжут какое-то время отработать года три по распределению, как было в советское время. И третье, практически решен вопрос о военной службе. Если молодой человек служил три года по контракту в армии, то есть не срочную службу, то получает право на бесплатное образование.

Юлия ХОДУЛОВА, г. Якутск. Республиканская газета «ЯКУТИЯ», 04 февраля 2005 г.

|
|