Инвестиционная привлекательность Пензенской области глазами стороннего инвестора.
Экономисты говорят, что все жители России живут либо в регионах, где ничего не получается, потому что нет сырьевых ресурсов, либо в регионах, где все получается, но не у всех, а только у тех, кто на этих ресурсах «сидит» и их контролирует.
Если подходить к экономике в таком аспекте, то Пензенская область нашла свой собственный путь: у нас, несмотря на отсутствие сырьевых ресурсов, получается или не получается все только у тех, кто контролирует остальные ресурсы.
Все те, кто хоть раз в жизни слышал выступление региональных чиновников по экономическим вопросам, знает, что у нас действительно нет ни нефти, ни газа, за счет которых можно было бы формировать бюджет. Именно поэтому нам остается надеяться только на собственные усилия, и, не меньше этого, на сторонние инвестиции.
Справедливо ли говорить, что у нас не получается совсем ничего? Наверное, нет. В прошлом году, например, на территории Пензенской области заработал в полную мощь филиал пивного гиганта «Очаково» (его строительство обошлось в 50 миллионов евро), был запущен первый из 16 тепличных модулей в Мокшане (прямые иностранные инвестиции - 7,5 миллионов евро), была достигнута договоренность о строительстве совместного пензенско-китайского предприятия по расфасовке инсулина, в агропромышленный комплекс области пришел федеральный гигант Бабаев, на Дизельный завод – промышленный гигант «Трансмашхолдинг», сейчас ведутся переговоры с китайцами о строительстве совместного предприятия по производству цемента, и т.д.
Сумма, которую удалось привлечь Пензенской области за прошлый год, спорит с суммой ее консолидированного бюджета – более 15 миллиардов рублей, а в рейтинге инвестиционной привлекательности российских регионов, наша область переместилась в прошлом году из шестого десятка в четвертый.
Неплохо. Но есть в пензенской экономике и неоднозначные моменты.
К примеру, профессору МГУ Наталье Зубаревич, при изучении пензенской ситуации, бросился в глаза тот факт, что у нас слабо представлены крупные федеральные брэнды (практически нет крупных торговых сетей федерального уровня и нет одного из федеральных сотовых операторов «МТС», который не дошел пока только до Пензенской области и до Чеченской республики – «БГ»). По мнению Зубаревич, ничего странного в этом нет: ведь сначала финансовые потоки должны сконцентрироваться в самой крупной точке роста (в российском случае - в Москве – «БГ»), затем прийти в города-миллионники, а после – в наиболее прогрессивные города-полумиллионники. Может, просто до нас пока не дошла очередь?
На самом деле, по мнению Натальи Зубаревич, проникновение сотовой связи и крупных торговых сетей – это лишь индикатор зрелости бизнеса в целом. И зрелость эта зависит как от развития основных секторов экономики (в Пензенской области – промышленности, сельского хозяйства и т.д.), так и от отношений бизнеса и власти.
Интересна ли инвесторам наша промышленность? Так ли много в ней интересных для инвестирования направлений?
Значительная часть промышленности сориентирована на убыточную ныне «оборонку», отрасль машиностроения – на выпуск отдельных узлов (это ставит ее в зависимость от других производителей и, самое главное, - от потребителей-монополистов).
Когда финансовая группа, по некоторым причинам мы не даем ее названия, проводила мониторинг экономики Пензенской области, то для себя она посчитала перспективными всего два направления – сферу переработки в пищевой промышленности и добычу среднестволового леса. О том же говорит и статистика: лесная, деревообрабатывающая и целлюлозная промышленность за 2004 год дала 318 миллионов рублей дохода, пищевая – 195 миллионов. А вот легкая промышленность и машиностроение с 2002 года стабильно оказывались в минусах.
Про полезные ископаемые, вернее, их отсутствие, тем более, все понятно: область богата лишь глиной и песком. И даже если нам удастся создать собственное керамическое производство (такие мысли в облправительстве есть), то и в этом случае существенного вклада в региональный бюджет с этой стороны не будет.
Про сельское хозяйство разрешите не вспоминать: оно регулируется не экономическими, а несколько иными механизмами. При нынешнем общероссийском раскладе среди крупных инвесторов в него могут вкладываться либо люди рисковые, либо люди, имеющие неограниченные финансовые возможности и, главное, стабильный, подконтрольный рынок сбыта. Таких – единицы. Есть среди них и друзья нашего губернатора.
Весьма своеобразна Пензенская область в политическом смысле. Обычно прежде, чем инвестор решает придти в какой-либо регион, он высылает туда десант специалистов, которые на месте изучают ситуацию. После этого идут переговоры с местным губернатором и бизнес-структурами. Наиболее уверенные в себе процесс переговоров и вовсе пропускают. Так, например, было в Ульяновске, когда пришедшая в этот регион финансовая структура просто «выбрала» губернатора из числа «бывших» собственных сотрудников.
У нас эта процедура происходит иначе: именно губернатор является гарантом политической и экономической стабильности. Именно он договаривается и уговаривает. Без его участия никто в регион не приходит, без его согласия – тоже. При этом вся региональная политика строится на поисках собственного места возле главной фигуры.
Губернатор – это наша экономика, губернатор – это наша политика.
Хорошо это или плохо? По теории – ничего хорошего: один человек, даже самый умный, не может заменять собой огромный механизм, реагирующий и на внутренние и на внешние потребности. На практике же все наоборот. Несмотря на скудную базу, благодаря своему губернатору, Пензенская область, по росту инвестиций в 2005 году относительно 2004 года (118,0%), опередила не только среднеросскийский показатель (110,5%), но и некоторых прогрессивных соседей: Самарскую область (102%) и Пермь (89,3%). Инвесторы предпочитают политической возне спокойствие. А с одним человеком договариваться проще, чем со многими.
Если этот случай не окажется единичным, то про все теории можно будет смело забыть.
Один только нюанс: инвесторы ищут в регионах нечто оригинальное, как сейчас модно говорить – инновационное. Найдутся ли в Пензе те, кто сможет придумать эти самые инновации или и этим придется заниматься команде губернатора?

Алексей ПАНИН, г. Пенза. Газета «Пензенская губернская биржевая газета», 23 марта 2006 г.

|